Людмила Георгиевская
Семинар-практикум «Организация работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения».
▼ Скачать + Заказать документы
Провели: учитель - дефектолог (тифлопедагог) Георгиевская Л. Б.
педагог-психолог Юсупова С. М.
старший воспитатель Гостяева С. Е.
План семинара.
I. Вводная часть.
II. Определение цели и задач семинара.
III. Практическая часть.
IV. Обмен мнениями.
V. Подведение итогов.
Зрение неразрывно связано с работой всех сенсорных систем (слухом, обонянием, осязанием, тактильным восприятием, а так же жизнедеятельностью всего организма. Для предупреждения возникновения вторичных отклонений в развитии дошкольников с нарушением зрения огромное значение приобретает не только медицинская помощь, но и ежедневная педагогическая деятельность. Чем раньше будет начата коррекционно-педагогическая работа, тем успешнее будет развиваться сенсорное и психическое развитие детей с патологией зрения.
Публикация «Семинар-практикум „Организация работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения“,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Цель семинара: помочь воспитателям и специалистам ДОУ в организации работы по сенсорному развитию дошкольников с патологией зрения.
Задачи: 1. Закрепить представления о содержании и особенностях сенсорного развития детей с нарушением зрения;
2. развить творческий потенциал педагогов.
Практическая часть.
1. Игра «Ручеёк радости» (проводит педагог-психолог).
Участники берутся за руки и закрывают глаза. Ведущий легко пожимает руку стоящему рядом игроку – «передаёт радостное настроение». Игрок открывает глаза, пожимает руку следующему и т. д. «Ручеёк радости» должен вернуться к ведущему. Все улыбаются друг другу. (Выбор команды.)
(Педагоги делятся на три команды и занимают свои места в соответствии с цветом)
Знакомство с сенсорными эталонами у дошкольников с нарушением зрения может происходить во всех видах деятельности. Ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, в дидактических играх дети учатся выделять основные признаки предметов.
Вопрос к педагогам: «Какие признаки предметов учатся выделять дошкольники?» (Цвет, форма, величина, пространственное положение)
Учитель-дефектолог предлагает представить от каждой команды игру, направленную на определение того или иного признака предметов (задание по изготовлению игр было дано заранее)
2. Презентация дидактических игр.
3. Задание «Определите основную цель игры».
Каждая команда получает карточку с названием игры:
Педагоги должны определить основную цель этих игр
(ответ: учить группировать предметы)
а) «Подбери одинаковые предметы»;
б) «Каждый предмет в свою коробочку»;
в) «Найди предметы похожие друг на друга».
4. Игра «Бродилка».
Один участник от каждой команды получает карточку с описанием маршрута. По его ходу он должен выполнить по два дополнительных задания, направленных на сенсорное развитие и развитие мелкой моторики.
В конце маршрута участника конкурса и его команду ждёт «сюрприз»
(настольные игры-лото).
Важное значение в процессе воспитания детей с нарушением зрения, имеет лечебная и профилактическая гимнастика, так как характерной особенностью детей при зрительной недостаточности является снижение двигательной активности.
5. Игра «Передай рисунок» (проводит педагог-психолог)
Участники становятся «цепочкой» (в затылок друг другу). Игрок, стоящий в конце «цепочки», загадывает простой предмет и подушечками пальцев «рисует» его на спине впереди стоящего участника. Тот должен угадать предмет и передать его следующему и т. п. При этом вслух нельзя произносить свои догадки. Когда предмет «дойдет» до первого в «цепочке» игрока, ведущий спрашивает его, какой предмет он получил, и сравнивает его с тем предметом, который передавался первоначально.
6. Игра «Угадай-ка»
Учитель-дефектолог предлагает представителю от каждой команды угадать по 4 объекта, используя:
а) слуховой анализатор (шуршание целлофанового пакета и бумаги, звук льющейся воды и стук молотка);
б) тактильный анализатор (определить геометрическую фигуру, посчитать пуговицы, определить материал – вельвет и кожу);
в) обонятельный анализатор (ароматы лимона, мяты, кофе, жареных семечек).
7. Упражнение на развитие сенсомоторики «Нарисуй эмоцию» (рисование двумя руками одновременно, проводит педагог-психолог).
В каждое занятие с детьми с нарушением зрения обязательно должна быть включена гимнастика для глаз. Простые на первый взгляд упражнения способствуют снятию зрительного напряжения и активизации мозговой деятельности.
8. Учитель-дефектолог предлагает одному игроку из каждой команды представить свой комплекс гимнастики для глаз (задание было дано заранее).
9. Упражнения на развитие ассоциативной памяти «Парочки» (проводит педагог-психолог)
Ведущий называет слова, добавляя к ним другие, которые связаны с первыми по смыслу. Участники игры далее по первому слову должны вспомнить второе и назвать всю пару:
праздник – подарок
дом – окно
лимонад - прохлада
стол - пирог
печь – дрова
шапка - шарф
ваза – цветок
пчела – мёд
пылесос – уборка
город – улица
блины – сковорода
конура – собака
10. Игра «Аплодисменты» (проводит педагог-психолог)
Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами своей души как приятное всеобъемлющее волнение.
У нас сложилась очень хорошая атмосфера, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому- нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов,- они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
(Педагоги обмениваются мнениями и впечатлениями о семинаре)
Итог семинара. Каждый педагог получил возможность проявить своё творчество, обменяться своим опытом с коллегами и получить ответы на волнующие их вопросы по сенсорному развитию у дошкольников с нарушением зрения.