Ирина Шиманица
Семинар-практикум «Нейропсихологические игры и упражнения в деятельности педагогов учреждений дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Нейропсихологические игры и упражнения в деятельности педагогов учреждений дошкольного образования»
Цель: Осознание педагогами необходимости внедрения нейропсихологических технологий в психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в связи с нарастающим неблагополучием процессов развития в современной детской популяции.
Публикация «Семинар-практикум „Нейропсихологические игры и упражнения в деятельности педагогов учреждений дошкольного образования“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Задачи: -сформировать представления о необходимости использования в своей практике нейропсихологического подхода;
-конкретизировать представления педагогов о принципах организации и содержании нейропсихологических игр;
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.
Форма проведения: семинар-практикум.
Время проведения: 1час.
Материалы: мак колоды «Я и все—все-все» и «Все в твоих руках», презентация, контейнеры и камушки для игры с водой, карточки с заданиями (нейропрописи, карандаши (2шт.) на каждого участника, проектор, демонстрационный экран.
Ход проведения:
Педагог-психолог : «Добрый день, уважаемые коллеги! Слайд 1 Я рада приветствовать вас на семинаре-практикуме «Применение нейропсихологических игр и упражнений в деятельности педагогов учреждений дошкольного образования». Сегодня мы поговорим о значимости проведения нейропсихологических игр и упражнений в своей практике и попрактикуемся в их выполнении.
Каждый из вас на наши встречи приходит с определёнными ожиданиями, задачами и внутренними ресурсами. Не все могут это обозначить вербально. Поэтому я предлагаю использовать метафорические ассоциативные карты. Пожалуйста, выберите карту и с её помощью продолжите фразу «От нашей встречи я жду…».
Далее каждый участник встречи комментирует свои ожидания, используя изображение на МАК.
Актуальность
Педагог-психолог : «Наверняка в своей практике вы заметили, что с каждым годом увеличивается количество детей с особенностями психофизического развития. Какие проблемы в процессе работы с дошкольниками вы можете обозначить? (ответы педагогов)
Да, действительно, ОПФР зачастую значительно усложняют усвоение учебной программы, делают не конструктивным общение со сверстниками и взрослыми. Нейропсихологические упражнения-это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. К таковым относится: гиперактивность, синдром дефицита внимания задержка развития и другие.
Многие взрослые относятся к нейропсихологическим играм и упражнениям как к простым развлечениям, которые не несут никакой пользы в развивающей и тем более коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Но это неправильно! Нейропсихологические игры и упражнения – это база для развития всех высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи); они способствуют развитию зрительно-моторной пространственной координации. Слайд 2 Нейропсихологические упражнения включают в себя несколько групп: дыхательные, глазодвигательные, самомассаж, телесные упражнения, игры на развитие межполушарного взаимодействия, игры на развитие чувства ритма, игры на релаксацию. Нейропсихологи выделяют 3 блока мозга: энергетический, блок приёма и переработки информации, и блок контроля и програмирования. Слайд 3 При использовании нейропсихологических упражнений и игр необходимо помнить, что сначала мы работаем с 1 блоком мозга (энергетическим, затем со 2-ым (информационный, отвечает за приём, переработку информации полученной от анализаторов) и 3-им (программирование, регуляция и контроль). Слайд 4 Первый блок участвует в организации внимания, памяти, эмоций (особенно наиболее сильных таких, как страх, гнев, радость, удовольствие).
Признаки, что в развитии первого функционального блока есть нарушения:
быстрая утомляемость, вялость, эмоциональная неуравновешенность, различные аллергии, частые болезни, пониженный мышечный тонус, избыточный мышечный тонус, неспособность самостоятельно завязывать шнурки, движение языком во время письма, необычные позы, дизартрия, дисграфия, нарушения полей зрения.
Слайд 5 Второй функциональный блок.
Отвечает за приём, переработку и хранение информации, которая поступает из внешнего мира через основные системы анализа зрительная (вижу, слуховая (слышу) и кожно-кинетическая (осязаю).
Признаки, что в развитии второго функционального блока есть нарушения:
не сформированы пространственные представления (к примеру, школьник читает через абзац, пропускает слова, перепрыгивает через строчки и т. д., не сформированы сенсо-моторные координации (например, движение глаз и рук не согласованы, неловкость, однотипность движений
Слайд 6 Третий функциональный блок.
Отвечает за программирование, регуляцию и контроль протекания психической деятельности.
Признаки, что в развитии третьего функционального блока есть нарушения:
отвлекаемость на любой стимул, пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание упражнений, бедная речь, невозможность решать смысловые задачи.
С этими трудностями мы сталкиваемся ежедневно, поэтому каждому из нас полезно будет знать, как помочь детям с нарушениями в работе мозга. Сегодня мы будем выполнять упражнения, которые вы сможете использовать в практике.
Практическая часть:
Педагог-психолог : Предлагаю вам выполнить эти упражнения (по показу). Начинать работу с детьми надо с дыхательных упражнений, эти упражнения снимают эмоциональное напряжение, уменьшают чувство тревоги, обеспечивают энергией клетки мозга.
Упражнение «Шарик»
Педагог-психолог : Представьте себе жёлтый или оранжевый тёплый шарик, который расположен в животе, он сдувается и надувается в ритме вашего дыхания. Глубоко вдохните и медленно выдохните, на выдохе предлагаю вокализировать, пропевая звук «о», «у», «а». Детям мы можем после усвоения дыхательного упражнения предложить согласовать его с движением. Например, сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Прямые руки вытянуты вперёд или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. Со вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только кистью). С выдохом левая кисть идёт вниз, правая –вверх.
Прекрасный способ повысить тонус организма, активизировать его работу это самомассаж.
Упражнение «Волшебные точки»
Это самомассаж, который улучшает кровообращение, повышает общий тонус, а также укрепляет иммунитет. Каждую точку мы массируем 9 раз в одну сторону, 9-в другую. Слайд 7 Затем педагог-психолог демонстрирует точки и поочерёдно вместе с воспитателями выполняет самомассаж.
Педагог-психолог : обучение детей самомассажу необходимо проводить в 3 этапа. Сначала массаж ребёнку делает взрослый, затем выполняет массаж его руками, и только после этого дети могут переходить к самомассажу.
Глазодвигательное упражнение «Часы»
При повороте глаз вправо, язык тоже поворачивается вправо, при повороте глаз влево, язык – влево и т. д. Когда глаза сходятся к переносице, язык сильно высовывается.
Вариант игры : С поворотом языка в противоположную сторону от глаз. Здесь действуют такие же правила, но при повороте глаз вправо, язык высовывается влево и т. д. При схождении глаз к переносице язык высовывается как можно дальше.
Упражнений для активации 1 блока мозга очень много, я подготовила картотеку этих упражнений для вас в электронном виде. Переходим ко 2-му блоку и к упражнениям, которые с ним работают.
Упражнение «Фонарик»
Руки направлены вверх. Одна рука зажата в кулак, ладонь другой распрямить. По сигналу происходит смена положения рук.
Упражнение «Ухо-нос»
Педагог-психолог : «Пальцами правой руки прикоснитесь к носу, а левой рукой возьмите себя за правое ухо. Затем хлопните в ладоши и поменяйте положение рук: левая – на нос, правая – на левое ухо. Усложнить задание можно добавив к хлопку ещё «положи ладони на стол».
Упражнение «Лезгинка»
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении, прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (6-8 раз). Необходимо добивать высокой скорости смены положения рук.
Упражнение «Нейромяч»
Педагоги работают в парах. У каждого участника по мячу в руке, желательно, чтобы они были разного цвета. Пара сидит напротив друг друга. Сначала под счёт 1-2 перекладывают мяч из одной руки в другую. Затем перекладывают мяч в руки друг другу. Потом предают мяч по диагонали, меняя руки (поочерёдно то правая, то левая сверху).
Упражнение с водой «Волшебный рисунок»
Каждый педагог ставит перед собой 2 ёмкости с водой (в каждой по несколько камушков) и, произнося слова стихотворения, выполняет действия по показу педагога-психолога. При проведении упражнения с детьми говорим им о том, что они станут волшебниками и будут выполнять необычные рисунки.
Пальцы в воду опускаю опускают руки в воду
Быстро воду помешаю делают круговые движения
Кулаки вот так сожму сжимают кулаки
Пальцами пошевелю шевелят пальцами
И ладони потру трут ладонями друг о друга
А затем камушки соберу собирают камушки
Я ладони поменяю меняют ладони местами
Снова воду помешаю круговые движения обеими руками
Пальчики я поменяю поменяли руки и опустили указ. пальцы
Ими воду помешаю круговые движения указ. пальцами
Хлопну и вытру руки хлопок в ладоши, вытираем руки
Слайд 8 Упражнение «Цветные слова»
Педагог-психолог : Назовите цвет каждого слова. Необходимо отвлечься от смысла написанного, обращая внимание только на цвет.
Слайд 9 Для активизации и развития 2 блока можно использовать нейропрописи (педагог-психолог демонстрирует слайд, задания на узнавание наложенных, перечёркнутых изображений, картинки со скрытым смыслом, корректурные пробы и т. д. Затем предлагаю каждому педагогу выполнить задание из нейропрописей одновременно двумя руками.
Когда мозг получил с помощью анализаторов информацию, переработал её, сохранил, необходимо подключать третий блок, который отвечает за контроль и саморегуляцию. Есть много игр и упражнений, которые способствуют развитию 3 блока мозга. Выполним несколько из них.
Игра «Четыре стихии»
Педагоги стоят врассыпную. Педагог-психолог объясняет правила игры : на слово «земля» играющие опускают руки вниз, на слово «вода» – вытягивают руки вперёд, на слово «воздух» – поднимают руки вверх, на слово «огонь» – производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Педагог-психолог произносит слова вразнобой, воспитатели выполняют соответствующие движения. Тот, кто ошибается, считается проигравшим.
Игра «Сохрани слово в секрет»
Сейчас я буду называть разные слова, а вы будете их чётко за мной повторять. Но помните об одном условии: названия цветов (растения) - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, вы должны молча хлопнуть один раз в ладоши. Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга, стол, хризантема, портфель, мышь, компьютер, астра, и т. д.
Варианты:
1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];
Список слов: палисадник, ракета, телефон, робот, пол, работа, принтер, коврик, рис, ручка, шкаф, экран, весна, радость, лист, дерево, рывок и т. д.
2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;
3. нельзя повторять названия животных;
4 нельзя повторять имена девочек;
5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.
В ходе организации игр детьми, когда ребёнок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.
Например:
1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;
2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет, надо отмечать их двумя хлопками.
Упражнение «Послушаем тишину»
Сядьте поудобней и закройте глаза. Прислушайтесь к звукам вокруг, в зале, за окном, послушайте биение своего сердца. Детям можно включать аудиозаписи, звуки природы, голоса животных. Затем по желанию педагоги высказываются о том, что услышали, какие эмоции испытали в ходе выполнения упражнения.
Сайд 10 Игра-рефлексия «Все у меня в руках!»
После каждого семинара, тренинга, практикума каждый педагог находится в ситуации принятия решения: воспользоваться полученной информацией, расширять полученные знания или оставить свой уровень знаний на актуальном уровне. В качестве дополнительного мотиватора по использованию нейро игр и упражнений в практике предлагаю вам продолжить предложение, используя ресурсные МАК (колода Камиллы Крюгер «Всё в твоих руках») «Использовать нейропсихологические игры в своей практике мне поможет….». Далее каждый педагог в закрытую выбирает карту и продолжает предложенной предложение.
Наша встреча подходит к концу, надеюсь, что она была полезной. Предлагаю подвести итоги. На экране демонстрируется изображением ладони. Большой палец – «В семинаре-практикуме оцениваю положительно…», указательный – «После встречи необходимо сделать…», средний – «На семинаре у меня возникли трудности…», безымянный – «Психологическая атмосфера встречи…», мизинец – «Во время встречи мне не хватало…». Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. В круге обсуждаются результаты работы.
Подведение итога.
Закончить наш семинар - практикум хочу восточной притчей:
«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошё л к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках».
Педагог-психолог : «Действительно, действовать, расширять ли профессиональные горизонты или оставить свои профессиональные умения и знания на имеющемся уровне…все в руках каждого из нас. Желаю удачи!
Список литературы
1. Лоренс Кац Фитнес для мозга 65 упражнений нейробики/Л. Кац. - Минск: Поппури 2017.
2. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники : Учебно – метод. пособие/А. В. Семенович, Я. О. Вологдина, Т. Н. Ланина; под ред. А. В. Семенович. – М. : Дрофа 2019. – 240 с
3. Семенович А. В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии/ А. В. Семенович. - М. : Генезис 2017. — 432 с
4. Nsportal.ru Нейропсихологические методы коррекции в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] Электронные данные. Режим доступа: URL. : nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika. orrektsii-v-rabote-0