Чайникова Лариса
Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему
«Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»
«Создаёт музыку народ, а мы, художники,
её только аранжируем (перекладываем музыку,
украшаем)», русский композитор М. И. Глинка.
Публикация «Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Время и место проведения: 21 сентября 2022г., музыкальный зал МБДОУ «ЦРР –д/с»
Музыкальный руководитель : Чайникова Лариса Михайловна
Оборудование: Музыкальный центр, проектор, экран, кафедра, цветные платочки на танец, «Волшебный платок», маска репки и мышки, лента, платок.
Слайд 1 Тема семинара
Слайд 2
Цель семинара: Обобщить знания и опыт в применении методов и приемов развития творческой активности на основе музыкального фольклора, которые можно использовать в педагогической деятельности в соответствии с общеразвивающей программой дошкольного образовательного учреждения.
Вопрос 1. Как вы думаете, что такое детское творчество? (Выслушиваются варианты ответов, которые записываются на доске)
Слайд 3
Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. Детское творчество предполагает создание ребёнком субъективно нового продукта в результате детской деятельности, являющегося значимым, прежде всего, для ребёнка. Развитие творческих способностей ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.
Слайд 4
Развитие творческих способностей проходит определё нные этапы:
1. Накопление музыкальных впечатлений.
2. Проявление творчества в двигательных, речевых, вокальных импровизациях, отражение в рисовании.
3. Создание собственных музыкально-хореографических композиций (импровизаций, являющихся воплощением какого-либо художественного впечатления (литературного, музыкального, пластического, изобразительного).
4. Собственно, музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано).
Таким образом, наша совместная цель с педагогами заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника.
Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде. Многое создавалось специально для детей, и было продиктовано как великой заботой о будущем поколении. Кроме того, многие произведения были созданы самими детьми. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности.
Творческая природа фольклора велика. Для каждого, даже самого маленького ребенка, она дает творческий стимул к его развитию. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению её потенциальных способностей, инициативы.
Слайд 5
Слово «фольклор» - в переводе с англ. – «фольк» - народ, «лор» - учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т. д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей.
Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников и развлечений, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства.
Слайд 6
Народное творчество побуждает наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Слайд 7. Жанры фольклора
1. Детский фольклор
2. Народные песни
3. Колыбельная
4. Народные игры и хороводы
5. Игра на детских музыкальных инструментах
6. Календарные праздники и развлечения
1. Детский фольклор
Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Слайд 8. К детскому фольклору относятся :
• Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
• Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
• Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
• Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным.
• Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
• Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
• Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
• Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
• Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
• Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.
Практика с педагогами :
Попевка «Чики-чики-чикалочки»
Слайд 9. Текст «Чики-чики-чикалочки, едет Саша на палочке, Машенька в тележке щелкает орешки»
2. Народные песни
Песни — самый массовый и популярный жанр фольклора. Поистине, песня - душа народа.
Слайд 10.
Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. В ней столько ласки, доброты, любования. Содержание русских народных песен понятно детям. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей.
Детям очень нравится Прием -инсценирование песен (театрализация, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни — «Как у наших у ворот», «Пошла млада за водой», «Ой, вставала я ранешенько», «Перевоз Дуня держала», «Как на тоненький ледок», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий», «Дрёма» и т. д.
3. Колыбельная
Колыбельные песни появились в глубокой древности. Баюкала мать дитя и напевала простые ласковые слова. Нравилась сложенная матерью песня, ее повторяла дочь, добавляя свои слова, меняя нюансы мелодии. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье, от поколения к поколению.
Слайд 11.
В колыбельной песне берет начало впитывающая обычаи и традиции народная педагогика. Колыбельная - это и лирический рассказ об окружающем ребёнка мире, и начальные представления о жизни. Колыбельные песни, несущие свет и добро, в народной педагогике рассматриваются как обереги. Интересно, что материнские колыбельные имеются у всех народов. Значит возникли они не случайно, это социальная закономерность и даже необходимость.
Целый цикл колыбельных песен связан с житьё м-бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает. Первоначальная мысль таких песен связана с магией: считалось, что много спящий кот может передать свои привычки ребенку - обыкновением было класть кота в колыбель, прежде чем положить в неё ребёнка.
"У кота-воркота колыбелька хороша.
Я коту-воркоту тихо песенку спою".
В полной мере все сказанное относится и к песням о гулях-голубях, которые прилетают к колыбели, воркуют.
«Люли-люли-люленьки,
Прилетали гуленьки,
Стали гули ворковать,
Нашу деточку качать»
Прием – допеть попевку до конца, сочинить конец песенки «У кота-воркота колыбелька хороша», «Прилетели гуленьки».
Прием – Сочинить напев, колыбельную песню для куклы, для любимой игрушки.
4. Народные игры и хороводы
Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно.
Слайд 12.
«Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего, в игре, игрой» М. Горький
Ребенку нужно играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит фольклор. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творчество, фантазию.
Слайд 13.
Прием Импровизация – это особый вид музыкально-художественного творчества, при котором художественный образ создаётся ребёнком спонтанно, непосредственно в процессе звучания музыкального произведения. Предлагаю вам в следующем задании использовать этот вид творчества.
Практика с педагогами : Прием - танцевальная импровизация
Хоровод «В хороводе были мы»
Игра «Золотые ворота»
Игра «Расти-расти репонька»
Игра «Заря-заряница»
Игра с платком
Игра «Березовые лапти»
Слайд 14. Текст игры «Золотые ворота»
Слайд 15. Текст игры «Расти-расти репонька»
Слайд 16. Текст игры «Заря-заряница»
5. Игра на детских музыкальных инструментах
В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес.
Слайд 17.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
Слайд 18. Танец-импровизация
Практика с педагогами : Прием – импровизация. Под русскую народную музыку «На горе-то калина», первая группа пляшет с платочками, придумывая свои движения, вторая группа создает оркестр народных инструментов для данной мелодии и играет на этих инструментах.
ИКТ-технологии:
Слайд 19, 20,21, 22, 23
Интерактивная игра «Угадай русский народный инструмент»
По щелчку
Слайд 24, 25, 26, 27
Интерактивная игра «Убери четвертый лишний инструмент»
По щелчку
6. Календарные праздники и развлечения
Русские календарные праздники - уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством.
В нашем детском саду стало традицией проводить народные праздники. В народе говорят: «Всякая душа празднику рада».
Мы проводим такие праздники и развлечения как «Капустная вечорка», «Осенние посиделки», «Праздник Ивана Купала», «Праздник русской березки». В планах продолжить работу в этом направлении. Также в своей практике я использую элементы удмуртского фольклора.
Слайд 28. Фото Праздник «Капустная вечорка»
Слайд 29. Фото «Праздник русской березки»
Слайд 30. Фото «Праздник Ивана Купала»
Слайд 31. Фото Музыкальная сказка «Волк и семеро козлят»
Слайд 32. Фото Конкурс «Звездочки Ижевска» - танец «Барыня», песня «Экты-экты»
Слайд 33.
Вывод: Детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и творческом развитии ребенка дошкольного возраста.
Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать. Фольклор — именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения.
Рефлексия
В заключение, еще одно маленькое творческое задание. Перед вами лежат три группы музыкальных инструментов.
1 группа – самые звенящие, эти инструменты берут те педагоги, которые сегодня узнали и открыли для себя много, интересного, неизведанного.
2 группа - эти инструменты берут те педагоги, которые будут применять на практике те приемы, которые были показаны на семинаре.
3 группа - эти инструменты берут те педагоги, которые уже были знакомы с сегодняшним материалом, с методами и приемами.
А сейчас вместе попробуем создать оркестр – экспромт, наблюдая за музыкальной партитурой на экране.
Слайд 34. Оркестр – экспромт «Во поле береза стояла»
На этой «музыкальной звенящей творческой ноте!» мы завершаем наш семинар. Надеюсь, наше музыкальное творчество сегодня было плодотворно, оно обязательно воплотится и используется в вашей практической деятельности и работе!
Слайд 35. Благодарю за внимание!