Папки-передвижки

Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора

Чайникова Лариса
Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора

Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему

«Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»

«Создаёт музыку народ, а мы, художники,

её только аранжируем (перекладываем музыку,

украшаем)», русский композитор М. И. Глинка.

Публикация «Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора» размещена в разделах

Время и место проведения: 21 сентября 2022г., музыкальный зал МБДОУ «ЦРР –д/с»

Музыкальный руководитель : Чайникова Лариса Михайловна

Оборудование: Музыкальный центр, проектор, экран, кафедра, цветные платочки на танец, «Волшебный платок», маска репки и мышки, лента, платок.

Слайд 1 Тема семинара

Слайд 2

Цель семинара: Обобщить знания и опыт в применении методов и приемов развития творческой активности на основе музыкального фольклора, которые можно использовать в педагогической деятельности в соответствии с общеразвивающей программой дошкольного образовательного учреждения.

Вопрос 1. Как вы думаете, что такое детское творчество? (Выслушиваются варианты ответов, которые записываются на доске)

Слайд 3

Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. Детское творчество предполагает создание ребёнком субъективно нового продукта в результате детской деятельности, являющегося значимым, прежде всего, для ребёнка. Развитие творческих способностей ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.

Слайд 4

Развитие творческих способностей проходит определё нные этапы:

1. Накопление музыкальных впечатлений.

2. Проявление творчества в двигательных, речевых, вокальных импровизациях, отражение в рисовании.

3. Создание собственных музыкально-хореографических композиций (импровизаций, являющихся воплощением какого-либо художественного впечатления (литературного, музыкального, пластического, изобразительного).

4. Собственно, музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано).

Таким образом, наша совместная цель с педагогами заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника.

Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде. Многое создавалось специально для детей, и было продиктовано как великой заботой о будущем поколении. Кроме того, многие произведения были созданы самими детьми. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности.

Творческая природа фольклора велика. Для каждого, даже самого маленького ребенка, она дает творческий стимул к его развитию. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению её потенциальных способностей, инициативы.

Слайд 5

Слово «фольклор» - в переводе с англ. – «фольк» - народ, «лор» - учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т. д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей.

Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников и развлечений, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства.

Слайд 6

Народное творчество побуждает наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Слайд 7. Жанры фольклора

1. Детский фольклор

2. Народные песни

3. Колыбельная

4. Народные игры и хороводы

5. Игра на детских музыкальных инструментах

6. Календарные праздники и развлечения

1. Детский фольклор

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Слайд 8. К детскому фольклору относятся :

• Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

• Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

• Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

• Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным.

• Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

• Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

• Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

• Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

• Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

• Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Практика с педагогами :

Попевка «Чики-чики-чикалочки»

Слайд 9. Текст «Чики-чики-чикалочки, едет Саша на палочке, Машенька в тележке щелкает орешки»

2. Народные песни

Песни — самый массовый и популярный жанр фольклора. Поистине, песня - душа народа.

Слайд 10.

Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. В ней столько ласки, доброты, любования. Содержание русских народных песен понятно детям. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей.

Детям очень нравится Прием -инсценирование песен (театрализация, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни — «Как у наших у ворот», «Пошла млада за водой», «Ой, вставала я ранешенько», «Перевоз Дуня держала», «Как на тоненький ледок», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий», «Дрёма» и т. д.

3. Колыбельная

Колыбельные песни появились в глубокой древности. Баюкала мать дитя и напевала простые ласковые слова. Нравилась сложенная матерью песня, ее повторяла дочь, добавляя свои слова, меняя нюансы мелодии. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье, от поколения к поколению.

Слайд 11.

В колыбельной песне берет начало впитывающая обычаи и традиции народная педагогика. Колыбельная - это и лирический рассказ об окружающем ребёнка мире, и начальные представления о жизни. Колыбельные песни, несущие свет и добро, в народной педагогике рассматриваются как обереги. Интересно, что материнские колыбельные имеются у всех народов. Значит возникли они не случайно, это социальная закономерность и даже необходимость.

Целый цикл колыбельных песен связан с житьё м-бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает. Первоначальная мысль таких песен связана с магией: считалось, что много спящий кот может передать свои привычки ребенку - обыкновением было класть кота в колыбель, прежде чем положить в неё ребёнка.

"У кота-воркота колыбелька хороша.

Я коту-воркоту тихо песенку спою".

В полной мере все сказанное относится и к песням о гулях-голубях, которые прилетают к колыбели, воркуют.

«Люли-люли-люленьки,

Прилетали гуленьки,

Стали гули ворковать,

Нашу деточку качать»

Прием – допеть попевку до конца, сочинить конец песенки «У кота-воркота колыбелька хороша», «Прилетели гуленьки».

Прием – Сочинить напев, колыбельную песню для куклы, для любимой игрушки.

4. Народные игры и хороводы

Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно.

Слайд 12.

«Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего, в игре, игрой» М. Горький

Ребенку нужно играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит фольклор. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творчество, фантазию.

Слайд 13.

Прием Импровизация – это особый вид музыкально-художественного творчества, при котором художественный образ создаётся ребёнком спонтанно, непосредственно в процессе звучания музыкального произведения. Предлагаю вам в следующем задании использовать этот вид творчества.

Практика с педагогами : Прием - танцевальная импровизация

Хоровод «В хороводе были мы»

Игра «Золотые ворота»

Игра «Расти-расти репонька»

Игра «Заря-заряница»

Игра с платком

Игра «Березовые лапти»

Слайд 14. Текст игры «Золотые ворота»

Слайд 15. Текст игры «Расти-расти репонька»

Слайд 16. Текст игры «Заря-заряница»

5. Игра на детских музыкальных инструментах

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес.

Слайд 17.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Слайд 18. Танец-импровизация

Практика с педагогами : Прием – импровизация. Под русскую народную музыку «На горе-то калина», первая группа пляшет с платочками, придумывая свои движения, вторая группа создает оркестр народных инструментов для данной мелодии и играет на этих инструментах.

ИКТ-технологии:

Слайд 19, 20,21, 22, 23

Интерактивная игра «Угадай русский народный инструмент»

По щелчку

Слайд 24, 25, 26, 27

Интерактивная игра «Убери четвертый лишний инструмент»

По щелчку

6. Календарные праздники и развлечения

Русские календарные праздники - уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством.

В нашем детском саду стало традицией проводить народные праздники. В народе говорят: «Всякая душа празднику рада».

Мы проводим такие праздники и развлечения как «Капустная вечорка», «Осенние посиделки», «Праздник Ивана Купала», «Праздник русской березки». В планах продолжить работу в этом направлении. Также в своей практике я использую элементы удмуртского фольклора.

Слайд 28. Фото Праздник «Капустная вечорка»

Слайд 29. Фото «Праздник русской березки»

Слайд 30. Фото «Праздник Ивана Купала»

Слайд 31. Фото Музыкальная сказка «Волк и семеро козлят»

Слайд 32. Фото Конкурс «Звездочки Ижевска» - танец «Барыня», песня «Экты-экты»

Слайд 33.

Вывод: Детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и творческом развитии ребенка дошкольного возраста.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать. Фольклор — именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения.

Рефлексия

В заключение, еще одно маленькое творческое задание. Перед вами лежат три группы музыкальных инструментов.

1 группа – самые звенящие, эти инструменты берут те педагоги, которые сегодня узнали и открыли для себя много, интересного, неизведанного.

2 группа - эти инструменты берут те педагоги, которые будут применять на практике те приемы, которые были показаны на семинаре.

3 группа - эти инструменты берут те педагоги, которые уже были знакомы с сегодняшним материалом, с методами и приемами.

А сейчас вместе попробуем создать оркестр – экспромт, наблюдая за музыкальной партитурой на экране.

Слайд 34. Оркестр – экспромт «Во поле береза стояла»

На этой «музыкальной звенящей творческой ноте мы завершаем наш семинар. Надеюсь, наше музыкальное творчество сегодня было плодотворно, оно обязательно воплотится и используется в вашей практической деятельности и работе!

Слайд 35. Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников»Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников» Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспитательная функция.

Конспект ОД по развитию речи на основе дидактических игр с элементами двигательной активности «В гости к Зимушке-зиме»Конспект ОД по развитию речи на основе дидактических игр с элементами двигательной активности «В гости к Зимушке-зиме» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Закрепить знания детей о зиме. Учить детей словообразованию. Активизировать употребление в речи ранее усвоенных.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Праздники на основе русского фольклора в ДОУПраздники на основе русского фольклора в ДОУ Добрый день уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ о нетрадиционных праздниках в нашем детском саду. Ранее я уже рассказала о празднике.

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Речь - великий дар природы,.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора
Опубликовано: 7 декабря 2022 в 19:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД