Наташа Шуклина
Семинар-практикум «Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Выявление и обобщение знаний воспитателей и специалистов по данной теме.
План семинара - практикума
1. Приветствие участников семинара-практикума.
2. Актуальность семинара практикума.
3. «Мозговой штурм» задания для педагогов.
4. Педагогический сундучок: особенности развивающей предметно-пространственной среды.
5. Подведение итогов семинара.
Актуальность
Публикация «Семинар-практикум „Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семинар, практикум
- Темочки
Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя развивающую предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребё нка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.
Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы понимаете значение понятий, касающихся дошкольного образования.
«Мозговой штурм» задания для педагогов.
Дайте определения следующим понятиям :
• Безопасность материалов и оборудования
• Детская игра
• Сюжетная игра
• Игрушка
• Предметно-развивающая среда
Педагоги высказывают свои мнения, отстаивают свою точку зрения. С этим заданием мы справились.
Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея – цель, которой руководствуется коллектив педагогов детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, характеристики детей. Мы определились, что для того, чтобы перейти на инновационные подходы к организации предметно – развивающей среды, должно быть характерно следующее:
- личное и творческое преломление идей этой проблемы в практике работы педагогов;
-способность к прогрессивному развитию и использование современных подходов в организации игрового пространства.
Основная цель - развитие творческой активности, повышение профессионального мастерства педагогов, формирование коммуникативной компетентности.
Педагогический сундучок: особенности развивающей предметно-пространственной среды.
В сундучке находятся особенности предметно-пространственной среды. Каждая группа берет из сундучка один вопрос и отвечает на него, остальные помогают.
Вопросы:
- Назовите, основные элементы предметной среды. (Архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты.)
- От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе? (От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности, типа образовательного учреждения.)
- Почему, среда называется развивающей? (Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.)
- Перечислите, основные принципы развивающей предметно-пространственной среды. (Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной).
- Перечислите, основные центры развития в группах. (Игровой, природный, двигательный, познавательного развития, продуктивный, музыкально-театральный).
- Как вы считаете, нужно ли размещать уголки в приемной и туалетной комнатах и почему?
- Какие цвета сочетаются со всеми? (Белый, серый, черный).
- Средствами наглядности служат?. ( натуральные объекты: растения, животные, природные и производственные объекты, труд людей и самих учащихся; объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии;
изобразительные средства обучения : картины, фотографии, рисунки, диафильмы; символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи; аудиовизуальные средства : кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника; самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, таблиц, зарисовок и т. д.)
Мы перечислили особенности развивающей предметно- пространственной среды в целом. Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, «… какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут…» (Е. И. Тихеева)