ТАТЬЯНА БУДАНОВА
Семинар-практикум «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники: педагоги ДОУ
Время проведения: 40 - 45 мин
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Эксперимент. Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Каждый из вас получит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам. 2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам. 4. Снова оторвите правый верхний уголок.
Публикация «Семинар-практикум „Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
5. Сложите лист пополам. 6. Оторвите правый верхний уголок.
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте получившуюся фигуру. Сейчас я прошу вас найти среди остальных фигур точно такую же, как и у вас. Фигуры должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? (Участники отвечают, что не нашли). А почему? Как вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и фигуры получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Все дети тоже разные, имеют свои психологические особенности, особенности личности, характера, психофизиологические особенности. Для каждого ребенка свойственны свои слабые и сильные стороны
Игровое упражнение «Я считаю, что индивидуализация…» (каждый педагог в кругу продолжает фразу).
Для того чтобы обеспечить адекватную поддержку каждому ребенку, важно понимать какие индивидуальные особенности могут оказать наибольшее влияние на развитие, образование и качество его жизни в целом.
Известный психолог К. Г. Юнг в работе «Психологические типы» писал об экстравертах («обращенных наружу») и интровертах («обращенных внутрь»). Приспособления экстраверта к окружающему миру: он стремится постоянно общаться, расширять контакты и деловые связи, брать все, что дает жизнь.
Приспособления интроверта к окружающему мир, наоборот, ограничивает свои контакты, замыкается в себе, как бы прячась в скорлупу (внимательно понаблюдав за детьми можно самостоятельно определить психологический тип дошкольников)
Дети - экстраверты (к ним относятся в основном холерики и сангвиники)
• активны, чистосердечны, легки на подъем, порой безрассудны,
• стремятся к общению, легко вступают в контакты с людьми,
• любят внимание, похвалы и одобрения,
• эмоциональны, делятся своими мыслями и переживаниями,
• много говорят, любят выступать,
• уверенно чувствуют себя в больших компаниях,
• интересуются мнением окружающих,
• инициативны, стремятся к лидерству,
• оптимистичны,
• умеют за себя постоять,
• бывают эгоистичны, нагловаты и своенравны.
Дети-интроверты (к ним относятся в основном флегматики и меланхолики) :
• предпочитают одиночество, устают от длительного общения с другими детьми и взрослыми,
• концентрируются на своих внутренних размышлениях и переживаниях,
• застенчивы, спокойны, вдумчивы, рассудительны, медлительны, мало инициативны,
• не любят никаких изменений,
• замкнуты, и мало говорят о своих переживаниях, мыслях и чувствах.
• любят творчество, исследования, наблюдения,
• со всеми трудностями стараются справляться самостоятельно,
• равнодушны к общественному мнению,
• склонны к пессимизму,
• из-за страха перед чужим негодованием, бояться давать сдачи, и их легко обидеть.
Подводя итог, повторимся, что все люди разные и у всех есть свои сильные и слабые стороны. Экстраверты и интроверты ведут себя исходя из собственных разнящихся психологических установок.
Отсюда и возможные недопонимания и проблемы в общении между диаметрально противоположными или наоборот аналогичными типами личности. Два экстраверта могут «погрязнуть» в борьбе за лидерство, а двум интровертам будет слишком скучно. Зная о таких особенностях характера педагог может помощь воспитанникам в их взаимодействии.
Рекомендации ребенка – экстраверта:
- Предоставьте ребенку возможность полноценного общения.
- Воспитывайте тактичность и внимательное отношение к другим детям.
- По чаще хвалите ребенка, главным образом за заслуги.
- Откликайтесь на эмоциональные проявления ребенка.
- Поручайте ребенку задания, в которых он сможет проявить себя: рассказать на празднике стихотворение, распределить роли в игре и т. п.
- Развивайте в нем лидерские качества
Рекомендации ребенка – интроверта:
2. Предоставляйте ему возможность бывать наедине с самим собой.
3. Расспрашивайте ребенка, разговаривайте с ним, обсуждайте различные события.
4. Проявляйте свои эмоции, побуждая и ребенка следовать вашему примеру.
5. Поручайте ребенку такие задания, в которых он сможет раскрыться лучше всего: что-то нарисовать, собрать, продумать, начертить и т. п.
Исходя из всего выше сказанного, хочу сделать примечание: Третий тип это амбиверт — двойственная натура, для которой характерны и те, и другие признаки. Именно к этой группе относится большинство людей. Поэтому когда встречаются нам экстраверт или интроверт порой педагог делает некорректный вывод, думая, что ребенок развивается с особенностями.
Темперамент, характер, психологический тип тесно связанны с индивидуальным стилем деятельности человека.
Далее переходим к практической части
Педагогическая ситуация «Три поросенка»
Воспитатель планирует прочитать детям сказку «Три поросенка», для того чтобы в дальнейшем показать ее родителям. Перед воспитателем стоит задача вовлечь в работу как можно больше детей; сделать эту работу интересной и увлекательной; стимулировать развитию драматических навыков и умение действовать в сотрудничестве; содействовать развитию памяти, воображения и речи.
Педагоги делятся на подгруппы и заполняют таблицы
Таблица «Что требуется детям с различными индивидуальными стилями действия»
Ребенок, который Наиболее адекватные вовлечения в общую
деятельность
Быстро запоминает Дать роль.
Предложить помочь другим
выучить их роль.
Назначить «директором»
готовящегося представления
Очень самостоятелен
Лучше воспринимает материал зрительно
Лучше воспринимает материал на слух
Плохо развита мелкая моторика
Очень активен
Очень сдержан
Больше интересуется процессом, чем результатом
После заполнения таблицы педагоги делятся своими вариантами и обсуждают достоинства и недостатки предложенных версий.
Рефлексия.
Группы педагогов составляют друг другу вопросы( 4-5) и параллельно готовятся отвечать на задаваемые вопросы от коллег. Затем группы задают и отвечают на поставленные вопросы друг другу (по пройденной теме).