светлана фальк
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие связанной речи при помощи сказотерапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад «Золотинка» общеразвивающего вида с приорететным осуществлением физического развивития
с. Соловьевск Тындинского района»
Семинар – практикум
для воспитателей
«Развитие связанной речи при помощи сказотерапии»
Составила: Фальк С. В.
2020 г.
Цель семинара:
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Развитие связанной речи при помощи сказотерапии“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.
1. Введение.
Есть в детской психотерапии один особенно приятный метод - метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний.
Сказкотерапия - один из самых древних, а возможно и древнейших методов воспитания, передачи социального опыта, традиций и менталитета.
Наряду с арттерапией и игротерапией сказка призвана помочь человеку раскрыть внутренние переживания, конфликты, преодолеть трудности, замкнутый характер, объяснить в яркой образной форме правила и нормы поведения. Использование сказкотерапии оправдано не только в работе с
детьми. Образные притчи, символы, игровые ситуации эффективны при занятиях со взрослыми людьми. Не зря великие пророки говорили притчами. Багаж сказкотерапии велик - басни, анекдоты, притчи, мифы, народный фольклор.
Сказкотерапевт (а им может стать любой родитель) рассказывает истории (есть целые подборки сказок определенного направления, например, сказки о доброте, обсуждает сказки или придумывает их вместе со слушателем. Последние особенно часто применяют в коррекционной психотерапии. Ведь обычный любимый ребенком мишка может многое рассказать на вопрос мамы, что его беспокоит или чего мишка боится. Таким образом, дети через игрушки рассказывают про свои страхи и свои опасения. Сказкотерапия для детей, используя такой подход, помогает развить фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь.
Но главный секрет сакзкотерапии в том, что ребенок (да и взрослый человек тоже, выражая свои мысли через речь игрушки или героя - открывает, порой, незаметно даже для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо. Сказкотерапия орудует архетипами, которые глубоко в нас скрывают самые сокровенные движения души. Обыгрывая определенную ситуацию, близкую к жизни, вы можете узнать о своем чаде много нового и неизвестного. Например, почему тигренок боится темноты, а старший зайчонок не хочет играть с младшим.
Что же такое сказкотерапия? Это - лечение сказками. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит.
Сказкотерапия – это один из видов здоровьесберегающих технологий, являющийся инновационным методом в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка, решая при этом самые разные задачи.
Сказкотерапия–это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.
Сказкотерапия–это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. В процессе разнообразных сказкотерапевтических занятий воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом происходит коррекция личности, расширение эмоционально –поведенческих реакций. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость.
Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.
Цель сказкотерапии—помочь ребенку или взрослому решать внутренние психологические проблемы. Основная особенность —мягкость воздействия и эффективность.
Сказкотерапия как отдельная ветвь психотерапии возникла в Санкт-Петербурге и ее основателем стала Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Именно она превратила идею использовать фольклорных персонажей для психотерапии, в целую ветвь науки. Затем многие отечественные психологи и психотерапевты использовали этот метод в своей практике (Э. Фромм, Вачков И. В, Лисина Е. и другие). Сказки издревле использовались в качестве передачи информации.
2. Актуальность.
К сожалению сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы, уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту. А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы.
Сказотерапия проникает во все виды деятельности ребенка – дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности, музыкальной деятельности, игровой. Особым же вниманием она пользуется в художественно- речевой деятельности. Являясь эффективным средством и методом развития речи детей, сказка помогает дошкольнику передать свои мысли, эмоции, переживания, вырабатывает у детей художественный вкус, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства языка. Подражая речи героев сказки, дети учатся правильному и четкому звукопроизношению, выразительному интонированию, четкой артикуляции.
Пересказывая, рассказывая сказки, у детей формируется грамматически правильная речь.
3. Практическая часть
Нас привлекают сказки и своим особенным сказочным языком. Попробуйте перевести наши обычные слова и выражения на сказочный язык.
Девушка (красна девица)
Парень (добрый молодец)
Красивая (ни в сказке сказать, ни пером описать)
Губы (уста сахарные)
Глаза… (очи ясные)
Печаль… (голову повесил, закручинился, пригорюнился)
Идти далеко… (за тридевять земель, за тридевять морей)
В сказке идет активизация разных сторон речи ребенка :
- словаря
- грамматического строя
- диалогической и монологической речи
- совершенствование звуковой стороны речи.
Методы и приемы используемые в работе со сказками для развития красивой речи детей:
• Умение задавать вопросы
Через сказку можно учить детей задавать вопросы сказочным героям.
Игра «Задай вопрос»
- Красной Шапочке
- Машеньки из сказки «Три медведя»
- Серому волку
- Бабе Яге
• Конструирование слов, словосочетаний и предложений
Формирование основ устной речи требует специального обучения.
Для этого нужно:
- придумывать несколько однокоренных слов (например: лес – лесок, лесной, лесовик ; зима – зимний, зимовье, зимовать; мороз – морозить, морозный, заморозить, морозилка ; олень – олений, олененок, оленина.)
• Новое название
Придумывать новые названия известных сказок, не искажающих идеи произведения. (Например, сказке «Теремок» можно дать такие названия, как «Дружный домик», «Домик для зверей», «Как медведь разрушил дом»)
• Новые персонажи
В произведение можно ввести нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло.
Задание для педагогов.
«Новые персонажи для сказке» («Красная шапочка»)
• Словотворчество
Для развития словотворчества можно использовать следующие приемы:
- найти ласковые слова (рукавичка, лисичка, Хаврошечка, Дюймовочка)
- сочинить длинное слово (образование сложных слов : например, про лису: длиннохвостая, пушистохвостая ; Буратино – длинноносый ; оловянный солдатик – одноногий)
- определить «лишнее слово» (называется несколько слов, которые встречается в сказке, но одно из них не относится к этой сказке, значит, оно лишнее. Например, лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух. Лишнее слово : дворец.)
• Пословицы и поговорки
В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с детьми и обсуждая смысл каждой из них, вы поможете детям запомнить их, учите применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.
• Загадки
Загадки – это полезное упражнение для детского ума. По ходу сказки можно предложить детям отгадать загадку о том или ином герое, встречающемся в сказке.
• Интервью
Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру- задание «Интервью». А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – зависит от сюжета сказки.
• Повторное чтение
Во – первых, постоянное повторение одних и тех же слов отлично пополняет словарный запас, а во – вторых, читая книгу каждый раз по разному, вы способствуете развитию более качественной речи детей.
• Салат из сказок («Сказки перепутались»)
Предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки.
• Изменение конца сказки
Например, мало кому нравится грустный конец сказки «Колобок». Попробуйте переделать сказку так, чтобы конец сказки стал веселым.
• Сочинение сказки (групповое сочинение, сочинение по кругу)
Таким образом, сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить к школе.
Список использованных источников :
1. Аникина В. И. Русская народная сказка. М, 1997
2. Дьяченко О. М. «Придумываем истории и сказки»
3. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии – СПб : речь, 2005
4. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапиию _ СПб : речь, 2006