Людмила Слободяник
Семинар-практикум для воспитателей «Повышаем уровень познавательных способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей.
Тема: «Повышаем уровень познавательных способностей»
Цель: Напомнить педагогам дошкольного учреждения, что такое «Познавательные способности», приёмы и методы их развития. Показать значение повышения уровня когнетивных способностей в нашей педагогической работе.
План:
1. Сообщение: «Что такое познавательные способности?»
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Повышаем уровень познавательных способностей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Информация о своем опыте работы с демонстрацией наглядного материала.
3. Тренинг «Внимание»- практическое задание.
а) Урок внимания,
б) Решение ребусов,
в) Занимательный филфорд «Посмотри, запомни, выполни»
г) Рецепты внимания В. Пекелиса «Тесты», «Лабиринт» - работа воспитателей в парах. Один педагог прослеживает взглядом каждую из линий от начала до конца, а другой проверяет его задание с помощью указки.
4. Дисскусия. Обмен опытом. Тест «Пик способностей».
5. Рекомендованная литература.
Ход: 1. В настоящее время рынок общеобразовательных услуг в нашей стране носит довольно стихийный характер. Создаются программы в соответствии с ФГОС. Воспитатель должен всегда идти в ногу со временем, вникать в современные проблемы дошкольной педагогики и психологии. А для этого, мы с вами должны быть готовы к получению новых знаний, делать выводы и творчески планировать свою работу.
Познавательные (когнетивные) способности – это психологические качества, определяющие лёгкость и быстроту усвоения новых знаний, и возможность их использовать для решения разнообразных задач. Всё это имеет особое значение в нашей педагогической работе. Что же такое познавательные способности. Их еще называют когнетивными способности – это психологические процессы: память, мышление, внимание, воображение и восприятие.
Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. (Мы воспринимаем окружающие предметы по форме, величине, цвету).
Воображение – Это моделирование (замена одного предмета другим).
Мышление – это процесс поисков и открытий. На основе практической деятельности из чувственного познания далеко выходит за его пределы: решение логических задач, головоломок, ребусов, филфордов…
Память- это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение чего- либо индивидиумом. Существует три вида памяти: произвольная, непроизвольная и послепроизвольная. Память бывает: слуховой, зрительной, вкусовой, осязательной, обоятельной. У нашей памяти, словно живого существа, свой характер, свои птихоти. Она может в течение долгих лет хранить какой- нибудь пустяк, увиденный в детстве. Но может коварно повести – подшутить над нами: вдруг откажется вспомнить «сообщение», которое выучили час назадю Уже не одно столетие нука пытается разгадать секрет памяти. Психолог С. Джонсон писал: «Запоминать не может тот, кто не может быть внимательным». Мы сегодня поговорим сегодня о внимании.
Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённых объектах или явлениях. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и после произвольное.
«Внимание – это та единственная дверь нашей души, через которую всё, что есть в сознании, непременно происходит». (К. Ушинский)
Свойства внимания: объём, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение. Сосредоточение, устойчивость, переключение, распределение – это положительные свойства внимания. Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства внимания. Человек с положительными свойствами внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, твёрдостью и уверенностью в речи. И наоборот, человек с отрицательными свойствами внимания бывает рассеян, несобранным, суетливым, неуравновешенным, тревожным, неуверенным, беспорядочно многословным.
Внимательный человек внимателен и к людям, он вдумчиво слушает собеседника, пытается его понять, услышать. Невнимательный челове – часто импульсивен, скор на решения, допускает много ошибок, от которых страдает он сам и его окружающие.
Давайте с Вами приведем примеры из жизни, которые может быть происходили с Вами или вашими знакомыми, где «царили» отрицательные свойства внимания: рассеянность, невнимательность.
ДИСПУТ ВОСПИТАТЕЛЕЙ : Вспомнить произведение С. Маршака «Вот такой рассеянный с улицы Бассеянной…».
2. По второму плану нашего семинара, я хочу предложить Вам предложить ряд игровых упражнений, которые в доступной, игровой форме помогут Вам и вашим ребятам развивать память внимание, мышление, воображение и восприятие (повысить уровень этих способностей). Ребята научатся сосредотачиваться, упражнять своим сознанием и поведением.
Занимайтесь ежедневно по 20-25 минут, и вызаметите, что Вы и ваши дети стали более внимательными. Не забудьте похвалить малышей за старание! Желаю успеха!
Называю с сопровождением показа:
1. Посмотреть на картинку, запомнить её – а на следующей картинке – заметить изменение.
2. Запомнить предметы, которые изображены на картинке, убрать её и затем перечислить все предметы.
3. Посмотреть по очереди на каждую картинку и найти точно такую же на иллюстрации с большим изображением предметов.
4. Запомнить за 30 секунд 9 предметов и отыскать их на карточке, где уже 15 предметов.
5. Воспроизвести недостающую пару.
Это все тренинги на развитие памяти. А вот тренинг на внимание.
1. Найди пару.
2. Найди такой же силуэт.
3. Найди отличие.
4. Сосчитай все силуэты.
5. Чем похожи, чем отличаются.
6. Найди такой же предмет.
7. Найди твой же силуэт.
8. Найди фрагменты изображения.
9. Дорисуй, нарисуй рядом такую же.
10. Соедини по точкам и назови.
3. А сейчас я Вам, дорогие коллеги, хочу предложить немного поиграть:
а). Тренинг «Урок внимания».
б) Ребусы, головоломки.
в) Занимательный филфорд «Запомни».
г) Рецепты внимания В. Пекелиса – практические задания.
4. Дискуссия. Обмен опытом. Тест «Пик способностей».
]