Приложение МААМ

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование пространственного восприятия у детей с ТНР»

Шарапова Елена
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование пространственного восприятия у детей с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование пространственных представлений

у детей с ТНР

Пространственные представления- это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями, необходимыми для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Формирование пространственного восприятия у детей с ТНР“» размещена в разделах

При изучении математики пространственные представления нужны для:

понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-дальше, раньше-позже);

правильного написания цифр;

представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве;

понимания условий задачи.

Чтение и письмо:

усвоение образа буквы;

при фонетическом разборе слова, нужно слышать последовательность звуков.

Бытовые ситуации:

обуваться, отличать правый и левый ботик;

перемещаться в пространстве помещения, не задевать мебель, углы и деревянные косяки.

Онтогенез

В 1-2 года у ребёнка формируется умение ориентироваться на себе, он уже различает части своего тела, не ориентируясь в правой и левой сторонах.

Со второго года жизни ребенок правильно действует с предметами, которые находятся в разных пространственных отношениях друг с другом: может доставать игрушку из ящика, опускать ложку в стакан, сначала подражая взрослым, а в дальнейшем и по словесному указанию.

Дети в возрасте 3-3,5 лет практически легко выделяют ведущую руку, но не владеют речевой дифференцировкой правого и левого.

В 3-4 года дети могут определять пространственное расположение предметов на точных линиях (по вертикали, горизонтали, при этом пространственное направление связывается с собственными частями тела.

После 5-6 лет дети могут ориентироваться в расстоянии на основе зрительного восприятия. Они способны определять положение предметов относительно себя на любом большом расстоянии.

Дети хорошо владеют словесным обозначением пространственных направлений. Они могут ориентироваться в пространстве относительно других объектов, сначала практически занимая место предмета, от которого осуществляется ориентировка, а затем лишь мысленно становясь в его позицию. К 6 годам завершается процесс «дифференциации» собственного тела.

Дошкольники 6-7 лет выделяют в пространстве две зоны, в каждой из которых по два участка («вверху справа», «впереди слева»). Дети усваивают основные пространственные соотношения, осваивают и дифференцируют их словесные обозначения, хорошо различают положение фигур на плоскости, овладевают умением практически соизмерять длину, высоту, ширину и форму предметов.

Наиболее поздней стадией формирования пространственных представлений является появление сложнейшей структуры – квазипространства, условного пространства, отражаемого в языке. К этой стадии относится понимание сложных логико-грамматических конструкций и решение логико-грамматических задач, для чего необходимым является сформированность межполушарного взаимодействия. Владение основными пространственными представлениями формируется в норме к 7-8 годам.

Формирование пространственных представлений у детей с ТНР

Недостаточное развитие пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании

полноценной связной речи.

Дети с ТНР, как правило, не используют предлоги, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных: НАД,ПОД, так как не усвоены эти самые пространственные отношения.

Дошкольники, а иногда и младшие школьники затрудняются в дифференциации предлогов- К-У, В-НА, ПЕРЕД-ПОСЛЕ-ЗА, ИЗ-ЗА-ИЗ, ИЗ-ПОД-ИЗ, С (СО)-ИЗ-ОТ.

У детей с ТНР затруднено формирование словесно-логического мышления, им сложно воспринимать изображение и составить рассказ по серии сюжетных картинок или картине.

Они затрудняются в овладении счетом, письмом, чтением, математическими представлениями.

«Этапы формирования пространственного восприятия»

(А. В. Семенович)

Освоение телесного пространства

Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.

Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью тряпочки, часов и т. д. теперь он знает, что «слева»-это «там, где красная тряпочка». Такие маркеры должны присутствовать на нем постоянно на первых этапах. Но ведь еще есть верх (голова, бант, солнце, и низ (ноги, пол).

Освоение внешнего пространства

Важным этапом здесь является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней, верхней.

Движения в нижней зоне

Сюжетный контекст- «Пустыня». Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками. Многие из них живут под землей. Следовательно, необходимо обеспечить ребенку возможность пролезать сквозь узкий вход в «норку»: например, между ножек стула или свернутый физкультурный мат и т. п

Движение в средней зоне

Сюжетный контекст –«Царство животных». Каждый ребенок выбирает то животное, которое ему больше всего понравилось, и превращается в него, демонстрирую своеобразие его повадок. Потом они меняют образ, выражая его характер через движения, звуки и специфические позы.

Движения в верхней зоне

Сюжетный контекст-«Царство птиц»

В конце каждой игры-превращения «Пустыня», «Царство животных» или «Царство птиц»-необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самих себя (например, проползая по волшебному тоннелю, животные превращаются в людей). Для интеграции пережитого опыта детям предлагается выполнить рисунок своего животного. После этого дети вместе с педагогом садятся в круг для обсуждения переживаний, телесных ощущений, чувств и эмоций, которые возникли у них во время превращения в животные.

Ориентации относительно себя

«Движения в одном направлении».

«Что находится справа от меня?».

«Повернись направо, повернись налево».

«Кто где стоит?».

«Робот».

После того, как выработался навык ориентации относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.

Ориентация других объектов относительно друг друга

«Капризный фотограф».

«Собираем урожай».

Ориентация себя относительно других объектов

«Беги на новое место».

«Где я сижу?».

Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив

Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей значительные затруднения и нуждаются в тщательной проработке. Необходимо убедить детей на практике, что у человека; стоящего напротив, «все наоборот»: право-где у меня лево, а лево-где у меня право.

«Моя рука, твоя рука».

«Назови части тела».

«Найди правый рукав».

«Правильное зеркало», «Неправильное зеркало».

Устойчивый навык можно выработать только при участии родителей, например, дав им задание постоянно обращать внимание детей на детали одежды, вещи в руках у людей, идущих навстречу по улице, а также проводить указанную выше работу по картинкам в журналах и т. п.

Следующими этапами формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.

Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы конструктора, кубики,»лего»,пазлы, разрезные картинки, мозаика и т. п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.

Следующий этап-это формирование квазипространственных представлений

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар-практикум для молодых воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду» (Из личного опыта работы)Семинар-практикум для молодых воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду» (Из личного опыта работы) Цель: систематизация знаний молодых педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста. Задачи: Расширить.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников»Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников» Кубики-одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития мышления или творческих способностей.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей» Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование пространственного восприятия у детей с ТНР»
Опубликовано: 18 ноября 2023 в 12:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Формирование пространственного восприятия у детей с ТНР»» (включая файлы) размещена пользователем Шарапова Елена (УИ 2394189) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД