Шарапова Елена
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование пространственного восприятия у детей с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование пространственных представлений
у детей с ТНР
Пространственные представления- это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями, необходимыми для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Формирование пространственного восприятия у детей с ТНР“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
При изучении математики пространственные представления нужны для:
понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-дальше, раньше-позже);
правильного написания цифр;
представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве;
понимания условий задачи.
Чтение и письмо:
усвоение образа буквы;
при фонетическом разборе слова, нужно слышать последовательность звуков.
Бытовые ситуации:
обуваться, отличать правый и левый ботик;
перемещаться в пространстве помещения, не задевать мебель, углы и деревянные косяки.
Онтогенез
В 1-2 года у ребёнка формируется умение ориентироваться на себе, он уже различает части своего тела, не ориентируясь в правой и левой сторонах.
Со второго года жизни ребенок правильно действует с предметами, которые находятся в разных пространственных отношениях друг с другом: может доставать игрушку из ящика, опускать ложку в стакан, сначала подражая взрослым, а в дальнейшем и по словесному указанию.
Дети в возрасте 3-3,5 лет практически легко выделяют ведущую руку, но не владеют речевой дифференцировкой правого и левого.
В 3-4 года дети могут определять пространственное расположение предметов на точных линиях (по вертикали, горизонтали, при этом пространственное направление связывается с собственными частями тела.
После 5-6 лет дети могут ориентироваться в расстоянии на основе зрительного восприятия. Они способны определять положение предметов относительно себя на любом большом расстоянии.
Дети хорошо владеют словесным обозначением пространственных направлений. Они могут ориентироваться в пространстве относительно других объектов, сначала практически занимая место предмета, от которого осуществляется ориентировка, а затем лишь мысленно становясь в его позицию. К 6 годам завершается процесс «дифференциации» собственного тела.
Дошкольники 6-7 лет выделяют в пространстве две зоны, в каждой из которых по два участка («вверху справа», «впереди слева»). Дети усваивают основные пространственные соотношения, осваивают и дифференцируют их словесные обозначения, хорошо различают положение фигур на плоскости, овладевают умением практически соизмерять длину, высоту, ширину и форму предметов.
Наиболее поздней стадией формирования пространственных представлений является появление сложнейшей структуры – квазипространства, условного пространства, отражаемого в языке. К этой стадии относится понимание сложных логико-грамматических конструкций и решение логико-грамматических задач, для чего необходимым является сформированность межполушарного взаимодействия. Владение основными пространственными представлениями формируется в норме к 7-8 годам.
Формирование пространственных представлений у детей с ТНР
Недостаточное развитие пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании
полноценной связной речи.
Дети с ТНР, как правило, не используют предлоги, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных: НАД,ПОД, так как не усвоены эти самые пространственные отношения.
Дошкольники, а иногда и младшие школьники затрудняются в дифференциации предлогов- К-У, В-НА, ПЕРЕД-ПОСЛЕ-ЗА, ИЗ-ЗА-ИЗ, ИЗ-ПОД-ИЗ, С (СО)-ИЗ-ОТ.
У детей с ТНР затруднено формирование словесно-логического мышления, им сложно воспринимать изображение и составить рассказ по серии сюжетных картинок или картине.
Они затрудняются в овладении счетом, письмом, чтением, математическими представлениями.
«Этапы формирования пространственного восприятия»
(А. В. Семенович)
Освоение телесного пространства
Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.
Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью тряпочки, часов и т. д. теперь он знает, что «слева»-это «там, где красная тряпочка». Такие маркеры должны присутствовать на нем постоянно на первых этапах. Но ведь еще есть верх (голова, бант, солнце, и низ (ноги, пол).
Освоение внешнего пространства
Важным этапом здесь является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней, верхней.
Движения в нижней зоне
Сюжетный контекст- «Пустыня». Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками. Многие из них живут под землей. Следовательно, необходимо обеспечить ребенку возможность пролезать сквозь узкий вход в «норку»: например, между ножек стула или свернутый физкультурный мат и т. п
Движение в средней зоне
Сюжетный контекст –«Царство животных». Каждый ребенок выбирает то животное, которое ему больше всего понравилось, и превращается в него, демонстрирую своеобразие его повадок. Потом они меняют образ, выражая его характер через движения, звуки и специфические позы.
Движения в верхней зоне
Сюжетный контекст-«Царство птиц»
В конце каждой игры-превращения «Пустыня», «Царство животных» или «Царство птиц»-необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самих себя (например, проползая по волшебному тоннелю, животные превращаются в людей). Для интеграции пережитого опыта детям предлагается выполнить рисунок своего животного. После этого дети вместе с педагогом садятся в круг для обсуждения переживаний, телесных ощущений, чувств и эмоций, которые возникли у них во время превращения в животные.
Ориентации относительно себя
«Движения в одном направлении».
«Что находится справа от меня?».
«Повернись направо, повернись налево».
«Кто где стоит?».
«Робот».
После того, как выработался навык ориентации относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.
Ориентация других объектов относительно друг друга
«Капризный фотограф».
«Собираем урожай».
Ориентация себя относительно других объектов
«Беги на новое место».
«Где я сижу?».
Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив
Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей значительные затруднения и нуждаются в тщательной проработке. Необходимо убедить детей на практике, что у человека; стоящего напротив, «все наоборот»: право-где у меня лево, а лево-где у меня право.
«Моя рука, твоя рука».
«Назови части тела».
«Найди правый рукав».
«Правильное зеркало», «Неправильное зеркало».
Устойчивый навык можно выработать только при участии родителей, например, дав им задание постоянно обращать внимание детей на детали одежды, вещи в руках у людей, идущих навстречу по улице, а также проводить указанную выше работу по картинкам в журналах и т. п.
Следующими этапами формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.
Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы конструктора, кубики,»лего»,пазлы, разрезные картинки, мозаика и т. п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.
Следующий этап-это формирование квазипространственных представлений