Гульнара Хужина
Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Защита прав ребёнка — дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум для воспитателей детского сада.
Тема: «Защита прав ребёнка – дошкольника»
Цель: Расширить знания воспитателей на проблему нарушения прав ребенка, наглядно продемонстрировать социальные и эмоциональные связи, обеспечивающие необходимые условия для гармоничного развития ребенка.
Задачи:
- ознакомление педагогов с правами ребенка;
- предупреждение насилия над детьми;
План проведения семинара-практикума:
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей детского сада „Защита прав ребёнка — дошкольника“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Теоретическая часть
Проводит старший воспитатель детского сада.
- Ознакомление педагогов с темой семинара «Защита прав ребёнка – дошкольника», продолжить высказывание - «Ребёнок – это…»
- Анализ анкеты "Права ребёнка".
2. Практическая часть
Проводит педагог-психолог детского сада.
1. Тренинг «Девочка - семья».
2. Правовое воспитание в детском саду.
Материал: ноутбук; семь листочков бумаги с надписями: «ДЕВОЧКА», «Любовь», «ДОМ», «ОБРАЗОВАНИЕ», «ЛЮБОВЬ», «ПРАВА», «НАДЕЖДА»; 7 разноцветных лент (1,5 м, ножницы.
Ход семинара-практикума: Старший воспитатель: Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка. Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.
Благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.
Актуальность проблемы прав ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на честь, на достоинство, на неприкосновенность личности, свободу совести, взглядов - необходимые условия гармоничного существования человека.
Вспомним основные законы, в которых говорится о правах ребенка.
Международные:
• 1923 г. – Женевская декларация прав ребенка
• 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Опубликована в России в 1988г.)
• 1959 г. – Декларация прав ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.)
• 1989 г. – Конвенция о правах ребёнка.
• 1990 г. – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Нормативные документы федерального уровня:
• Конституция РФ
• Гражданский кодекс
• Уголовный кодекс РФ
• Семейный кодекс РФ
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
• Закон РФ «Об образовании».
Давайте теперь продолжим предложение «Ребенок это -.»
"Права ребёнка…".
Анкета для педагогов
• Какие международные документы о правах ребенка Вам известны?
• Считаете ли Вы необходимым защищать права ребенка в нашей стране?
• Если «Да», то какие права ребенка нарушаются?
• Соблюдение, каких прав ребенка обязано взять на себя дошкольное образовательное учреждение?
• Какие права чаще всего нарушаются в семьях Ваших воспитанников?
• Что Вы понимаете под правовым воспитанием детей?
• Следует ли подключать родителей к правовому воспитанию детей?
• С какого возраста целесообразно приобщать ребенка к правовой культуре общества, в частности к осознанию прав человека и собственных прав?
• Можно ли подвести детей старшего дошкольного возраста к осознанию таких понятий «право», «свобода», «закон», «обязанность», «равноправие»?
• Какие средства и методы следует использовать, формируя у детей представления о правах человека?
• Имеете ли Вы, опыт воспитания детей с учетом прав человека?
• Хотели бы Вы повысить уровень знаний, о правовом воспитаний детей дошкольного возраста?
Анализ и обсуждение ответов на вопросы анкеты.
Педагог-психолог проводит тренинг «Девочка-семья».
Определение основных прав ребенка – «Сейчас я расскажу вам историю, составленную на основании фактов, имевших место быть».
- Итак, жила-была девочка. Она росла очень счастливым ребенком. У нее были мама и папа, бабушка и дедушка и даже старший брат. У девочки была СЕМЬЯ (выводит участника, которому досталась карточка «СЕМЬЯ», и соединяет его нитью с «РЕБЕНКОМ»).
Все члены семьи девочку очень любили и заботились о ней, она узнала тогда, что такое настоящая ЛЮБОВЬ. (выводится участник с картой «ЛЮБОВЬ», протягивается вторая ниточка). Семья девочки была достаточно обеспеченной и жила в большом и светлом доме (выходит участник с картой «ДОМ», протягивается ниточка). Девочка училась в школе-гимназии, одной из лучших в их городе, она получала ОБРАЗОВАНИЕ. (выход следующего участника с карточкой «ОБРАЗОВАНИЕ», протягивается ниточка). Таким образом, соблюдаются ПРАВА маленького человека (выход участника с карточкой «ПРАВА», протягивается ниточка). Девочка с надеждой смотрела в будущее (выход участника с карточкой «НАДЕЖДА», протягивается ниточка).
Но так уж случилось, что почти в один год отец и старший брат девочки погибли в автокатастрофе. Мама, не справившись с таким горем, начала сильно пить, а бабушка и дедушка, не перенеся бедствия, умерли один за другим. Так у девочки ни стало СЕМЬИ (старший воспитатель входит в круг и перерезает ножницами ниточку «РЕБЕНОК» - «СЕМЬЯ»). А вместе с родными ушла и ЛЮБОВЬ (разрезает нить «РЕБЕНОК» - «ЛЮБОВЬ»). У девочки не стало ДОМА (режет нить «РЕБЕНОК» - «ДОМ», потому что мама продала его за долги. Девочка вместе с мамой оказалась на улице. Она перестала ходить в школу (обрывает нить «РЕБЕНОК» - «ОБРАЗОВАНИЕ»). Права девочки не соблюдались, потому что с ней рядом не было взрослых, которые бы о ней позаботились (разрезает нить «РЕБЕНОК» - «ПРАВА»). Только светлый лучик НАДЕЖДЫ едва теплился в ее душе (единственная нить, остается не разрезанной).
Время шло, и однажды девочку неравнодушные люди привели в семейный детский дом. Теперь она считает, что ей очень повезло. С ней рядом появился мужчина и женщина, которых она уже называет мамой и отцом, у нее есть братья и сестры (связывает нить «РЕБЕНОК» - «СЕМЬЯ»). Девочка чувствует, что ее любят (завязывает нить «РЕБЕНОК» - «СЕМЬЯ»). У нее снова появился ДОМ, где она чувствует себя уютно и комфортно (связывает нить «РЕБЕНОК» - «ДОМ»). Девочка снова начала УЧИТЬСЯ (связывает нить «РЕБЕНОК - «ОБРАЗОВАНИЕ»). Девочка снова могла сказать: «Я - человек, пусть пока маленький, но я имею ПРАВА (связывает нить «РЕБЕНОК» - «ПРАВА»).
Как хорошо, что есть хорошие люди, и как важно не расставаться с надеждой. Это очень печальная история одной девочки. Но она наверняка помогла каждому найти ответ на вопрос, какие условия необходимы каждому ребенку для полноценной жизни и развития?
Вопросы к участникам тренинга:
- О каких правах ребенка было упомянуто в упражнении?
- Какие еще права прописаны в Конвенции ООН о правах ребенка? (отвечают те участники тренинга, которые не участвовали в упражнении).