Елена Бабарико
Семинар-практикум для специалистов ДОУ «Групповой сбор как способ организации совместной деятельности взрослых и детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Групповой сбор как способ организации совместной деятельности взрослых и детей»
Цель семинара : создание условий для организации и проведения группового сбора посредствам проведения семинара - практикума
1. Организационный момент
Публикация «Семинар-практикум для специалистов ДОУ „Групповой сбор как способ организации совместной деятельности взрослых и детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сбор семян на прогулке
- Семинар, практикум
- Темочки
Уважаемые педагоги, внедряя проектный метод в свою работу, какие трудности вы испытываете? (высказывание специалистов)
СЛАЙД 1
Тема: «Групповой сбор как способ организации совместной деятельности взрослых и детей»
Сегодня мы с вами поговорим об организации и проведения группового сбора.
Ход семинара
СЛАЙД 2
Цель –
-формирование доброжелательных отношений между детьми,
-создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми через свободное общение,
-создание общего положительного эмоционального фона,
-ощущения психологического комфорта.
Групповой сбор основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и рефлексивности.
СЛАЙД 3
Задачи группового сбора для детей :
Создать условия для:
1. Развития умений объяснять словами своё эмоциональное состояние, свои желания, действия.
2. Развития умений аргументировать высказывания, формулировать суждения, отстаивать свою точку зрения.
3. Развития умений выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
4. Развития умений планировать собственную деятельность.
5. Развития умений рассказывать о своих действиях: удачах и неудачах, чувствах и желаниях.
СЛАЙД 4
Групповой сбор – это часть ежедневного распорядка. Проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют самостоятельную и совместную деятельность. Круг – это гарантия защищенности, возможность всем детям собраться вместе
То есть, на кругу дети обсуждая насущные проблемы, приобретают мотивацию к текущим занятиям, обмениваются полученным знанием и опытом.
Организация утреннего группового сбора подразумевает
-Установленное время проведения группового сбора в режиме дня
- Наличие структуры группового сбора
- Наличие специально оборудованного места для сбора
- Вовлечение в сбор всех присутствующих в группе взрослых
- Продолжительность во времени- 10- 20 минут в зависимости от возраста
- Содержание группового сбора учитывает интересы детей на данный момент, текущую тему недели, непосредственный жизненный опыт детей
Групповой сбор- это не занятие, поэтому ребенок сам решает принять ему участие в групповом сборе или заняться другим видом деятельности. Роль ребё нка: Участие не обязанность, а предоставление возможности приятного, эмоционального и познавательно- насыщенного общения со сверстниками и взрослыми
Принципы, на которых строится работа с детьми: свобода, самостоятельность, совместная работа
СЛАЙД 5
Роль воспитателя:
Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей
Установить и поддерживать культурную рамку
Демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказывания и идеям детей, не называя его
Стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий
Предлагать свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовать и тем самым решить образовательные задачи на том материале, который актуален для них
Помогать выбирать и планировать работу
Оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности
СЛАЙД 6
Групповой сбор можно разделить на : утренний сбор и вечерний;
Утренний сбор проводиться в начале проекта. На мотивационной основе детям предлагают модель трё х вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?
Ответы и будут основой будущего недельного проекта. Все высказывания детей записываются на листочках. Высказывание взрослых (воспитателя и родителей) фиксируются там же только другим цветом.
Ежедневной утренний сбор может быть как часть ОД, сюрпризного момента, организационного этапа и т. д. Что можно обсуждать на ежедневном утреннем сборе :
Обмен новостями, планирован деятельности на день ( работа в уголках: дежурства,
природном уголке, обсуждение режима дня, планирование игр и т. д.)
Вечерний сбор – это итог дня рефлексия: что сделали, что не успели, что узнали нового, как
прошёл день, планирование деятельности на следующий день.
Итоговый тематически сбор, презентация – это результаты проведенного проекта. Что хотели сделать и сделали, что получилось, какими встретись трудности и почему? Это демонстрация личных достижений детей и получение оценок от сверстников. Это твозможность ребёнку самоутведиться и приорести опыт.
-Выставка-презентация
-Интервью
-Фотовыставка и т. д.
Продолжительность группового сбора :
I младшая группа – 5-10 мин
II младшая группа – 10 мин
Средняя, старшая, подготовительная группы – от15 мин
СЛАЙД 7
В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так :
Начало группового сбора
- приветствие (1–3 минуты)
Игра (2–5 минут)
Обмен новостями (2–10 минут)
Составление плана дня (5–12 минут)
- презентация воспитателем центров активности
- определение темы работы
- выбор и планирование детьми содержания и форм работы по теме - если тема новая, работа в центрах - если тема продолжается.
Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жёсткой рамки нет, нет жёстко закреплённой структуры.
Групповой сбор должен проходить быстро, легко, по-деловому.
1. Начало группового сбора
Одной из традиций является начало утреннего сбора в форме позывных. Для оповещения можно выбрать: музыку; звуки колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста, так как приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работе); речёвку (может сочетаться с движениями; периодически рифмовки нужно обновлять).
2. Организация круга (дети вместе со взрослыми сидят на стульчиках, на подушечках и т. д., порядок расположения детей в кругу может меняться).
СЛАЙД 8
3. Приветствие
Общий круг предоставляет возможность увидеть всех,
поприветствовать, поделиться радостью или разделить с друзьями огорчения.
Необходимо создавать единую общность детей, в которой каждый ребенок чувствует себя принятым и понятым, комфортную эмоциональную атмосферу для всех детей. Типичные виды приветствий вербальное и невербальное. (адресовано каждому, кто находится в круге; комплименты, пожелания, комплименты, подарки, игровые моменты, песни, считалки)
СЛАЙД 9
4. Игра (словесная, хороводная, игра-фантазия, пальчиковая, элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание)
Приходит время игры, но они не несут элемента соревновательности, Её основа – это весёлая (забавная, смешная) и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного время препровождения. Каждый член группы может поучаствовать в различных видах деятельности – пении, играх, других упражнениях – быстрых, энергичных, зажигательных, но они не несут элемента соревновательности, а помогают кооперироваться в процессе совместной работы, уважать интересы и умения друг друга.
Такие задания требуют умения сконцентрироваться, творчески мыслить, самовыражаться.
СЛАЙД 10
5. Обмен новостями (календарные события, особое событие, о плане действий на
текущий день).
Этот этап является важной частью утреннего сбора, в котором можно решать задачи любого аспекта развития.
Ребенку предоставляется возможность рассказать о том, что его заинтересовало, что интересного он узнал, увидел, то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями.
В блоке новостей дети учатся – внимательно слушать собеседника, учатся правильно и вежливо задавать вопросы, выстраивать диалог.
СЛАЙД 11
6. Определение темы работ
На этом этапе проходит работа по теме, плану деятельности на текущий день.
Педагогом решаются задачи интеллектуального и речевого развития детей
Особые события: день рождения, посещение гостей, достижения детей.
Важно! чтобы дети сами увидели и поняли суть проблемы, иначе она останется только проблемой воспитателя
7. Презентация воспитателем центров активности
СЛАЙД 12
Завершающий аккорд утреннего сбора
- презентация педагогом деятельности в центрах активности
- выбор детьми центра, в котором они будут заниматься
Проводится презентация центров, сообщается детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить в какой центр они пойдут и чем они будут заниматься.
Каждому ребёнку позволено самому принять решение, чем заниматься в ближайшее время и в перспективе
Важно продумать такие виды деятельности, которые не были бы для ребят ни слишком простыми, ни слишком сложными и такие, которые бы интересовали всех детей
Специфика организации центров
- Центры активности открыты ежедневно
- Центры интегративны по своей сути
- Среда изменяется от темы к теме
- Каждый центр активности - маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами.
8. Выбор и планирование детьми содержания и форм работы по теме, если тема новая; работа в центрах, если тема продолжается
СЛАЙД 13
Примерные вопросы утреннего сбора
Какое у вас настроение?
У всех ли светлое (радостное, приветливое, улыбающееся) лицо?
У кого из детей самые нетерпеливые глаза (лицо?
Кто очень хочет задать вопрос?
Кто хочет поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями?
О чем можно спросить Иру (воспитателя, Ирину, маму?
Что бы ты хотел уточнить у. ?
Что бы вы хотели посоветовать. ?
Как бы ты поступил?
Чем нам эта новость поможет?
Что мы новое узнали о Тане (кошке, зиме, людях, превращениях?
Что вас порадовало (огорчило, удивило?
СЛАЙД 14
Результаты работы на утреннем сборе
Включенность, эмоциональный настрой детей на игру, познание
Ощущение общности и внимания к каждому ребенку
Тренинг коммуникативных умений детей
Общий план работы по теме на несколько дней – «Паутинку»
Индивидуальные планы детей на день
СЛАЙД 15
Итоговый сбор
Задача - рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успехи и трудности, наметить перспективы. Он проводится для оценивания самими детьми своих успехов
Примерные вопросы для итогового сбора
Ты выполнил все, что задумал?
Кто тебе помог, что тебе помогло?
Какой результат у тебя получился?
Ты доволен своей работой?
Что тебя больше всего порадовало в своей работе?
Чему ты сегодня научился?
Что новое тебе удалось узнать?
В чем тебе помогла Ира (Ирина мама?
Как ты использовал трафареты (линейку, энциклопедию?
Ты планируешь продолжить свою работу?
СЛАЙД 16
ВЫВОД
На групповом сборе дети учатся :
- правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства;
- развиваются все компоненты связной речи;
- обогащается и активизируется словарный запас;
Ребенок демонстрирует другим результат своей деятельности, получает адекватную оценку своим усилиям, приобретает опыт самоуважения.
У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, эмпатия, толерантность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
СЛАЙД 17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!