Людмила Анхимова
Семинар-практикум для родителей «Занимательные игры с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей
Тема: «Занимательные игры с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста»
Форма: Семинар-практикум
Цель: Знакомство родителей с универсальным дидактическим пособием - палочками Кюизенера и использованием их в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Занимательные игры с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Палочки Кюизенера
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
- Способствовать формированию у родителей необходимых знаний об универсальном дидактическом пособии – палочках Кюизенера;
- Способствовать формированию у родителей представления о разнообразии дидактических игр с палочками Кюизенера и их значении для развития математических способностей у ребенка;
- Познакомить родителей с играми, направленными на развитие математических способностей детей;
- Способствовать формированию у родителей интереса к совместным играм с ребёнком;
- Способствовать созданию эмоционально-положительного настроя на совместную работу, условий для доверительных отношений между педагогами и родителями.
Материалы и оборудование:
Наборы палочек Кюизенера по количеству участников, карточки с изображением цифр от 1 до 3 п количеству участников, указатели с изображением цифр от 1 до 3, карточки с вопросами для игры «Вопрос-ответ», схемы рисунков из палочек Кюизенера,
Предварительная работа:
1) Подготовить буклеты для родителей «Занимательные игры с палочками Кюизенера».
2) Подготовить сопроводительную презентацию.
Ход мероприятия:
Вступительная часть (теоретическая)
Родители заходят в актовый зал, их приветствует воспитатель, предлагает выбрать карточку с изображением цифры и пройти за стол, соответствующий выбранной цифре. Таким образом родители делятся на подгруппы. На столах лежат наборы палочек Кюизенера по количеству участников мероприятия.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем семинаре-практикуме «Занимательные игры с палочками Кюизенера».
Сегодня мы хотим познакомить вас с универсальным математическим пособием – палочками Кюизенера. Это пособие находится у вас на столах.
Данный дидактический материал в середине прошлого века разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) для развития у детей математических способностей.
Предлагаем открыть коробочки и посмотреть, что представляет из себя набор палочек Кюизенера. Как видим в наборе содержаться четырехгранные палочки десяти разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Джордж Кюизенер разработал палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Игра «Вопрос-ответ»
Воспитатель предлагает каждой команде выбрать карточку с вопросом и подготовить ответ.
Вопросы для игры:
1) Палочка какого цвета самая короткая? Самая длинная? Сколько всего палочек содержит стандартный набор? (Ответ: Самая короткая – белая, самая длинная – оранжевая. Стандартный набор содержит 116 палочек.)
2) Длина палочки белого цвета составляет 1 см и обозначает число 1. Палочка какого цвета обозначает число 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10? (Ответ: 2 – розовая, 3 – голубая, 4 – красная, 5 – желтая, 6 – фиолетовая, 7 – черная, 8 – бордовая, 9 – синяя, 10 – оранжевая.)
3) Палитра близких оттенков объединяет палочки в семейства, всего пять семейств – «красная семья», «синяя семья», «желтая семья», «белая семья» и «черная семья». Палочки какого цвета входят в каждую «семью» и почему? (Ответ: «Красная семья» - розовая, красная, бордовая; «Синяя семья» - голубая, фиолетовая, синяя палочка; «Желтая семья» - желтая и оранжевая палочка; «Белая семья» - белая палочка; «Черная семья» - черная семья. Палочки объединяются в семейства по признаку кратности. Например, палочки из «красной семьи» кратны двум, палочки из «синей семьи» кратны трем и т. д.)
Каждая команда по очереди отвечает на вопросы, содержащиеся в карточках.
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет:
- Знакомить детей с цветами;
- Строить разнообразные фигуры, учится работать по схеме;
- Формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «вправо – влево», «между», «длиннее», «выше» и т. д. ;
- Учить делить целое на части и измерять объекты условными мерками.
- Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Кроме учебных навыков, набор ярких палочек является интересным материалом для детских игр. В таких играх большое значение имеет свобода действий ребенка, важно не ограничивать детей только готовыми схемами и играми, а предоставить возможность проявить инициативу, особенно на начальных этапах.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для изучения математических понятий, дети учатся изучать мир чисел и других математических понятий.
Основная часть (практическая)
Предлагаем подробнее остановится на некоторых заданиях с палочками Кюизенера, которые способствуют математическому развитию детей дошкольного возраста.
Воспитатель предлагает родителям поиграть с палочками. Родители выполняют задания.
Игра «Поезд»
Предлагаю вам построить поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Сколько всего вагонов? Каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон какого цвета стоит четвертым? Какой по цвету вагон стоит между белым и голубым?
Игра «Лесенка»
Предлагаю выложить лесенку из 10 палочек от меньшей к большей и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, при этом считая вслух от 1 до 10 и обратно.
Игра «Найди палочку»
1 вариант. Найдите в наборе две такие палочки, которые вместе по длине будут такие же, как желтая (синяя, фиолетовая, розовая, оранжевая и т. д.).
2 вариант. Найдите все палочки, короче фиолетовой (желтой, синей, оранжевой и т. д.).
Игра «Угадай-ка»
Сейчас я загадаю одну палочку, ваша задача при помощи вопросов об этой палочке, отгадать палочку какого цвета я загадала. Спрашивать о цвете палочки нельзя. Вопросы ставятся до тех пор, пока вы не отгадаете цвет палочки и её числовое значение.
Игра «Прятки»
Я спрятала палочку длиннее желтой, какого цвета эта палочка? Я спрятала палочку короче оранжевой, какого цвета эта палочка?
Игра «Составь геометрическую фигуру»
Предложите ребенку выложить из палочек геометрическую фигуру – белый квадрат, голубой прямоугольник, оранжевый треугольник, большой и маленький квадрат и т. д.
Игра «Цветные коврики»
Предложите ребенку составить из палочек коврик. Составить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Составить ковер из палочек только определенного цвета. Составить ковер с узором.
Игра «Следуй инструкции»
Предложите ребенку выкладывать палочки следуя инструкциям: положи бордовую палочку на стол, слева положи розовую, снизу красную и т. д.
Игра «Назови число»
Сейчас я буду показывать одну палочку, ваша задача назвать ее числовое значение.
Сейчас я буду показывать две палочки, ваша задача назвать их числовое значение.
Игра «Что длиннее (шире?»
Предлагаем используя одну из палочек, как условную мерку, измерить ширину и длину стола. Сколько палочек поместилось?
Игра «Выкладывание рисунков»
Предложите ребенку выложить из палочек какой-либо предмет – дом, дверь, кровать, дерево, дорожку, забор и т. д.
Выкладывать рисунки можно также по готовым схемам.
Воспитатель показывает родителям готовые схемы для палочек Кюизенера.
А сейчас предлагаем посмотреть на рисунки, выложенные из палочек вашими детьми.
Демонстрация фотографий на экране.
Заключительная часть
Наш семинар-практикум подошел к концу и в качестве обратной связи предлагаем вам дать оценку мероприятию и продолжить одну из фраз, которую вы видите на экране.
На экране появляются незаконченные фразы: Мне было интересно…. Мне было трудно (сложно, Мне захотелось, Мне понравилось (не понравилось, Я буду (не буду, Я задумался (-ась) о том, что…
Спасибо за участие! Желаем успехов!