Папки-передвижки

Семинар-практикум для родителей «Учимся слышать и различать звуки»

Мария Анатольевна Котова
Семинар-практикум для родителей «Учимся слышать и различать звуки»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для родителей

Тема: «Учимся слышать и различать звуки»

Правильная для слуха речь - своего рода музыка! Аристотель

ЦЕЛЬ: повышение компетентности родителей в вопросе развития фонематического слуха у старших дошкольников с нарушением речи.

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить родителей с понятием фонематическое восприятие.

2. Охарактеризовать возрастные нормы развития фонематического слуха у дошкольников.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Учимся слышать и различать звуки“» размещена в разделах

3. Познакомить родителей с уровнями фонематического восприятия через систему игр и упражнений.

4. Заинтересовать родителей в оказании помощи своим детям в вопросе развития фонематического восприятия.

Различение человеком на слух любых звуков называется фонематическим восприятием. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку.

Многие родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребёнок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» - «ти-ти-та», основой лёгкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Кратко остановимся на возрастных нормах развития фонематического слуха:

Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые взрослыми слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ещё далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно

произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение ещё не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трём годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвёртом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.

И сегодня я предлагаю вашему вниманию систему игр и упражнений для развития фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному. Эти игры и упражнения вполне доступны для выполнения в домашних условиях.

Первый уровень – узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки.

Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…

Игра «Какой музыкальный инструмент звучал?» Ребёнку завязывают глаза и он должен угадать по звуку: звенящий колокольчик, бубен, дудочку, барабан и другие музыкальные инструменты.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка.

Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

На различение звуков речи по тембру можно поиграть в игру «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.

Игра «Громко - вполголоса - тихо». Повторите фразу «У меня сегодня хорошее настроение» сначала громко, затем вполголоса и тихо. Есть похожий вариант игры – «далеко-близко».

На различение звуков речи по высоте предлагаю игру «Разные голоса». Повторите фразу «Я молодец», как пищит мышка, как робот, как медведь, как птичка и т. д.

Третий уровень – различение сходных по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно».

Логопед показывает детям картинку и громко, чётко называет: “Вагон”. Затем объясняет детям: “Я буду называть эту картинку то правильно,то неверно, а вы внимательно слушайте. Как я ошибусь - вы хлопните в ладоши”. Взрослый произносит: “Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом” и т. д. Можно использовать двустишия со словами – паронимами, например «сазан-фазан».

Игра «Исправь ошибки»

В лесу живет сазан. По реке плывет фазан.

Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку.

Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки.

На обед дали вкусный халат. У Алёнушки новый салат.

В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.

Четвертый уровень – различение слогов.

Игра «Прохлопаем слово». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Повтори за мной» Повторить слоговые ряды: па-па-ба, бы-бы-пы и т. д.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый уровень – различение звуков.

Игра: «Доскажи звук» Взрослый произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове. Ребенок должен договорить нужный звук. В качестве речевого материала можно использовать известные детям стихи и потешки.

1. Ходит по лесу хорек,

Хищный маленький зверё _. (к)

2. Голосок твой так хорош,

Очень сладко ты пое_. (ш)

3. Хитрый след плести стараясь,

По сугробам прыгал зая_. (ц)

4. Поскорее наливай

Мне в стакан горячий ча_. (й)

Игра: «Кто это?» Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает звук.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков: а, о, и, ж, ч, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему, например, «А».

Игра: «Какой звук пропал в слове?»

1. Написал письмо я зайке,

Но забыл приклеить. арки (марки). Какой звук пропущен? («Звук м)

2. Своей младшей дочке Тосе

Заплетает мама. осы (косы).

3. Подарили нам игрушки:

Целый день стреляли. ушки (пушки).

4. Землю роет старый к. от (крот,

Под землею он живет.

5. В зоопарке живет с. он (слон,

Словно дом огромен он.

6. Мама кукле шар. (шарф) вязала,

Ей Наташа помогала.

7. Серый вол. (волк, голодный, злой,

Бродит по лесу зимой.

8. Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче ла. пу (лампу).

9. Прыгал птенчик по дорожке

И клевал большие к. ошки (крошки).

10. Друг приехал из Полтавы,

Он привез письмо от. лавы (Славы, Клавы).

Шестой уровень – освоение навыков анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.мпа, мы. о, .ук, ку. ак).

Таким образом, уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Список литературы

1. Лопухина И. С. 550 занимательных упражнений для развития речи.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской

Публикации по теме:

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей»Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Работа над методической темой «Формирование фонематического слуха младших дошкольников». Для работы по своей методической теме я разработала перспективный план, который использую в своей работе. Работа с детьми /Работа с родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Учимся слышать и различать звуки»
Опубликовано: 5 ноября 2014 в 14:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Учимся слышать и различать звуки»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Анатольевна Котова (УИ 192123) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД