Шнякина Олеся Сергеевна
Семинар-практикум для родителей «Дома речь мы развиваем — логопеду помогаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей
на тему: «Дома речь мы развиваем - логопеду помогаем»
Цель: обучить родителей игровым приемам работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Задачи:
1. Заинтересовать родителей речью собственного ребенка;
2. Показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата во время произнесения гласных и согласных звуков;
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Дома речь мы развиваем — логопеду помогаем“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3. Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики
артикуляционного аппарата и сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
4. Познакомить с комплексами основных профилактических артикуляционных игр-упражнений.
5. Дать рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях;
6. Повысить уровень компетентности родителей по использованию упражнений, направленных на развитие дыхания и фонематических процессов.
Оборудование: 4 стола, стулья, зеркала; тучки, листочки, пособие «Футбол», вата, кубики - для демонстрации дыхательных упражнений, речевые профили, презентация, проектор.
Ход семинара-практикума.
1. Организационный момент.
Логопед : Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы провести обучающий семинар-практикум, благодаря которому вы овладеете умениями и знаниями, которые позволят вам вести коррекционную работу с детьми дома. Тем самым вы окажете огромную помощь мне и вашим детям в преодолении их речевых нарушений.
Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения звуков. Они обусловлены тем, что у ребенка данного возраста ещё недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппарат. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата слабые и нетренированные. Всё это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно чёткие и согласованные. Как образуются звуки речи?
Звуки речи являются результатом сложной работы различных частей артикуляторного аппарата. Звуки речи возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся: язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть.
Самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно их положение формирует каждый звук речи. Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. У языка различают – кончик, спинку, боковые края и корень. Различные движения может производить не только весь язык, но и его отдельные части. Благодаря такой подвижности язык может создавать разнообразие артикуляций, которые способствуют правильному звукопроизношению.
От правильного строения органов артикуляции зависит и правильное звукопроизношение.
Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.
Именно артикуляционная гимнастика является приемом выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных фонем.
2. Выступление учителя-логопеда и демонстрация презентации «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»
Произношение звуков сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. Работа по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.
(показ презентации «Артикуляционная гимнастика» с обыгрыванием).
Логопед : Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе со мной попробуем выполнить несколько артикуляционных упражнение. Вы выступите в роли своих детей…
• работа с профилями артикуляции (демонстрация профилей, объяснение логопедом особенностей артикуляции звуков [c], [з], [ш], [ж], [л], [р]);
• самостоятельное выполнение родителями артикуляции данных звуков по схеме-профилю перед зеркалом;
• демонстрация, объяснение и показ выполнения артикуляционных игр-упражнений учителем-логопедом и совместное выполнение их с родителями.
Логопед : Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т. е. коротких и длинных.
Развитие фонематических процессов. Развитие фонематического слуха и правильного произношения взаимосвязано. Задержка развития фонематического слуха неизбежно сказывается и при обучении ребенка грамоте — даже в том случае, если в устной речи нет заметных дефектов. Без умения различать звуки в слове, выделять и объединять их нельзя овладеть навыками правильного чтения и письма.
И если не обратить внимание на развитие фонематического слуха в дошкольном возрасте, то в школе возникнут проблемы с русским языком и чтением. Поэтому очень важно обращать внимание и на развитие фонематических процессов.
3. Обмен впечатлениями о семинаре-практикуме.
Логопед : Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового:
1. Интересна ли была тема семинара-практикума?
2. Что полезного для себя Вы узнали?
3. Считаете ли Вы, что артикуляционная гимнастика способствуют правильному звукопроизношению ребенка? Почему?
4. Будите ли Вы испытывать трудности при проведении артикуляционной гимнастики с ребенком в домашних условиях? Какие? Почему?
5. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?
6. Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?
Логопед : Вот наша встреча подошла к концу. Если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости выполнения артикуляционных упражнений для правильного звукопроизношения ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы можем ему в этом помочь.
Логопед раздает памятки, буклеты для родителей с описаниями игр и упражнений, представленных выше.