Демидова Светлана
Семинар-практикум для родителей и педагогов «Мостик понимания между родителями и дошкольным учреждением»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар — практикум для родителей и педагогов
«Мостик понимания между родителями и дошкольным учреждением»
Цель: Повысить мотивацию участников к работе, подчеркнуть значение этой темы, повысить уровень профессионального мастерства родителей и педагогов ДОУ, в вопросах взаимодействия друг с другом.
Задачи:
1. Создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки, умения помогать друг другу и принимать помощь.
Публикация «Семинар-практикум для родителей и педагогов „Мостик понимания между родителями и дошкольным учреждением“» размещена в разделах
2. Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению.
3. Формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении.
План семинара-практикума
1. Организационный момент.
2. Психологический настрой на работу (упражнение «Свеча»).
3. Основная часть — теоретическая. Сообщение темы с использованием презентации «Мостик понимания между родителями и ДОУ».
4. Практическая часть:
Минитренинг: «Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями».
Практические приемы общения друг с другом Игра «волшебная шляпа»
Упражнение "Встреча на узком мостике".
Работа в группах над проблемными ситуациями.
5. Творческая работа «Детский сад будущего» Упражнение «Рюкзак»
6. Упражнение «Прощание». Подведение итогов семинара. Рефлексия.
Оборудование: оборудование для демонстрации презентаций, свеча, шляпа, листы бумаги, ручки, картон для мостика или мел, картинка «рюкзак», материал необходимый для творческой работы, протокол родительского собрания, музыкальное сопровождение.
Ход семинара-практикума
1. Организационный момент.
Родители входят под спокойную музыку в зал, становятся в круг.
Воспитатель встречает родителей с зажженной в руках свечой, становится в середину круга.
Упражнение «Свеча»
Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению.
Начать встречу мне поможет горящая свеча. Свеча-камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Это маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавал свечу, почувствуйте это.
(Участники передают зажженную свечу из рук в руки)
2. Теоретическая часть
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Наш семинар посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения – Взаимодействие, сотрудничество, понимание между родителями и ДОУ через реализацию модели взаимодействия «Семья — Ребенок — Детский сад».
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
У педагогов и родителей единые задачи : сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют всё лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй.
Понимание, сотрудничество, общение являются главными связующими элементами между семьей и детским садом. Из чего складывается успех общения? Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом, равного себе партнёра, услышать его, признать право другого на иную позицию. Общение будет успешным, если каждая сторона в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Родители, доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому саду, надеются, что пребывание малыша в новом коллективе будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборачиваются разочарованием. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Каковы же причины возникновения барьеров в общении педагогов и родителей? А причины таковы.
Причины, препятствующие взаимодействию педагогов с родителями :
1. Недостаток времени.
2. Психическая и физическая усталость
3. Негативное отношение
4. Низкий уровень социально-психологической культуры родителей и воспитателей.
5. Непонимание родителями самоценности дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом.
6. Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в ДОУ, а воспитателей – об условиях и особенностях семейного воспитания.
7. Отношение педагогов к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к её объектам.
8. Неумение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих ошибок.
9. Непонимание воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы ДОУ с семьёй именно родители выступают социальными заказчиками.
Сегодня мы предлагаем вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения. Другими словами, уметь общаться и достойно выходить из сложных ситуаций, не разрушая отношений с окружающими вас людьми.
Воспитатель: Вы готовы?
Минитренинг:
«Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями».
«Правила построения эффективного общения, взаимодействия».
В общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).
1. Улыбка
2. Имя собеседника
3. Комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом, языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать:
«Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
В общении наиболее применим косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику — ружье, родителю — ребенок, воспитатель-труд.
Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать: средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.
Вывод: Народы всех стран мира придают большое значение ритуалам приветствия. Волшебные три ключа: приветствие, имя, улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями, воспитателями, а так же в общении с детьми.
Приемы, используемые при общении:
1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника и взглядом.
2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь — благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника.
3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
5. Всем своим видом поддерживать состояние 6езопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы.» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!», чаще говорить; «Мы», «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели., знали!», «Нас всех беспокоит, что дети. 7. «Наши дети.», «Нас объединяет общее дело — это воспитание наших с вами детей!»
Игра «Волшебная шляпа».
Цель: упражнение для воспитателей и родителей в умении говорить комплименты друг другу. (Участники встают в круг)
Инструкция: — Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а как же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот человек которому адресован «комплимент», должен приняв его сказать: «Спасибо, мне очень приятно! По окончании игры все возвращаются на места.
Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.
Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, комплементы приятны. Но с комплементами нужно быть осторожным.
Мы с вами знаем, что общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.
Упражнение "Встреча на узком мостике".
Описание упражнения: Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метра.
Инструкция: "Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому через пропасть. Мостик — это ленточка. Кто поставит ногу за ее пределами — тот упадет. Вам нужно разойтись на мостике так, чтобы не упасть, при этом не общаясь с помощью слов. "
Пары подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 "мостика".
Обсуждение: Кто как проходил? Что помогало, что мешало успешно выполнить упражнение? Чем упавшие "в воду" пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию?
Решение педагогической ситуации.
Воспитатель: Иногда в детском саду происходят ситуации, в которых участниками являются родители – дети — воспитатель. Родители к возникшим ситуациям относятся по-разному. Вот и я вам предлагаю решить несколько типичных ситуаций.
Родители, обсудив ситуацию в подгруппе, высказывают свое мнение.
1. Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги».
2. Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.
3. Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку. На утверждение воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им удобно.
4. Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого, грубо отвечает, что это его личное дело.
5. Ваш ребёнок играет в своей комнате. Время позднее и пора ложиться спать. Ребёнок не хочет собирать игрушки и наводить порядок в комнате. Что делать?
6. Ваш ребё нок приходит с улицы расстроенный и говорит: «Не пойду больше во двор гулять! Меня все обижают, и никто не хочет со мной играть!»
7. В доме гости. Ваш ребёнок ведёт себя не идеально, но вы не реагируете на его поведение. Вдруг он громко говорит: «Ну, когда же все уйдут? Ты обещала со мной поиграть!»
8. В доме один телевизор. По первой программе идёт концерт – его хочет смотреть мама. По второй программе идёт футбол – его хочет смотреть папа. По третьей программе идёт мультфильм. Его хочет смотреть ребёнок. Что делать?
Воспитатель: В результате обсуждения ситуаций родители приходят к выводу, что словом можно приласкать и обидеть, поддержать и оттолкнуть, обрадовать и огорчить. Важно бережно относиться к словам, которые мы говорим нашим детям, ведь «слово не воробей – вылетит — не поймаешь».
Вывод: любая ситуация разрешима (одному тяжело, а обратившись за помощью, решить ситуацию будет легче) при совместных действиях обеих сторон.
Что может быть прекраснее счастливых детских глаз?
Пускай детишки разные, все умиляют нас.
Со щечками, с веснушками, с причёскою и без,
Кто с мамиными ушками, кто копия – отец.
Смеются, улыбаются, лепечут кто о чем,
Машинками играются и прыгают с мячом.
Такие они разные все наши малыши,
Но самые прекрасные, ведь я права? Скажи…
Творческая часть:
Воспитатель: дорогие родители, детский сад — это дом который объединяет взрослых и детей, каким будет будущее зависит от нас с вами. Мы сами строим свое будущее. Я хочу, чтобы вы сегодня попробовали бы себя в роле строителей. Я предлагаю вам из подручных материалов, создать макет детского сада, каким бы вы хотели его видеть. Родители приступают к творческой работе.
Выставка готовых работ.
Упражнение «Рюкзак»
Цель: формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении. Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной, (участники на листах бумаги пишут качества, которые помогут в общение и те, которые могут помешать в общении).
Упражнение «Прощание».
Все родители встают в круг, передавая зажженную свечу, передают ее друг другу, а вместе со свечой и хорошие пожелания друг другу.
Рефлексия впечатлений.
Что мне понравилось?
Что мне не понравилось?
Где я мог бы применить полученные знания?
Что бы я посоветовал?