Получи документы

Семинар-практикум для родителей «Детские страхи»

Раиса Маркс
Семинар-практикум для родителей «Детские страхи»

Семинар-практикум для родителей

«Детские страхи»

Цель: повышение психологической компетентности родителей по вопросам профилактики детских страхов в дошкольном возрасте.

Задачи:

познакомить родителей с возрастными особенностями проявления страхов, их причинами, последствиями;

отработать на практике приемы снятия страхов;

стимулировать желание и интерес к сотрудничеству с психологом;

оптимизировать детско-родительские отношения.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Детские страхи“» размещена в разделах

Ход семинара-практикума :

1. Слово ведущего

Уважаемые родители! Тема нашего семинара-практикума — «Детские страхи».

Чего боятся дети? Самого разного. У одних детей страх возникает только по ночам, у других — независимо от времени суток. Бывает страх, связанный с реальными событиями, бывает словно бы возникший из ничего. Правильнее говорить не о «страхе», а о «страхах» — настолько это явление неодинаковое по силе, причинам, содержанию. Страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.

2. «Конкурс боюсек»

Инструкция. Участники в быстром темпе по кругу называют самые разные страхи, которые могут встречаться у детей. Тот, кто не смог назвать страх, выбывает из игры.

3. Сообщение ведущего «Возрастные особенности страхов»

Дети обычно испытывают различные типы страхов в разные возрастные периоды. То есть в каждом возрасте есть свой «набор» типичных страхов. Чего же в каждом возрасте боится ребёнок?

С рождения и до 6 месяцев дети боятся любых громких и неожиданных звуков, резких движений со стороны взрослых, потери опоры и поддержки.

С 6 – 7 месяцев и до 1 года доминируют страх определённых громких звуков (например, шум пылесоса, боязнь незнакомых людей, страх раздевания, переодевания и смены обстановки, страх высоты.

От 1 до 2 лет определяющими эмоциональную жизнь ребёнка является страх разлуки с родителями, боязнь незнакомых людей, страх перед врачами, страх засыпания, травмы.

К концу 2-го года жизни, начало 3-го года жизни появляются следующие страхи : отвержения со стороны родителей, незнакомых сверстников, ночных кошмаров, сказочных персонажей, природных явлений, страх одиночества и боязнь темноты.

В период со второго года жизни, когда ребёнок становится особенно активным и появляются первые запреты, растёт страх наказания со стороны родителей. В это же время появляется страх перед животными и страх разлуки с мамой. Страх разлуки и боязнь остаться одному больше характерны для единственного ребёнка в семье.

Для дошкольного возраста свойственны три ярких страха : одиночества, темноты и замкнутого пространства.

От 6 до 7 лет дети чаще всего боятся неожиданных неизвестных резких звуков, потери родителей, физического насилия, смерти.

На седьмом году жизни страх смерти занимает центральное место в мыслях и фантазиях. Можно сказать, что такой страх свойственен всем детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Достигают своего пика так же страхи животных, сказочных персонажей.

При поступлении ребёнка в школу формы его страхов меняются. На первый план выступают социальные страхи. Боязнь опозданий, невыполненного задания, наказания учителя. Дети от 7 до 8 лет боятся также темноты, катастроф, неприятия сверстниками, потерять любовь окружающих.

Патологические страхи.

Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка.

Патологический страх можно отличить от «нормального» по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее — к аутизму, психосоматическим заболеваниям, неврозам, то этот страх патологический. Если детский страх не соответствует возрастному, это может являться для родителей сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка.

Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных и спабых при встрече со всем тем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.

Отсутствие страхов вообще является патологичным, и причинами этого являются низкая чувствительность у ребенка, психические заболевания, задержка психического развития, родители — алкоголики и наркоманы.

Еще одним источником страхов является психологическое заражение от сверстников и взрослых вследствие безотчетного подражания.

Все факторы, участвующие в возникновении страхов у ребенка в семье, А. И. Захаров сгруппировал следующим образом:

— наличие страхов у родителей, главным образом у матери;

— тревожность в отношениях с ребенком, чрезмерное предостережение его от опасностей, изоляция от общения со сверстниками, ранняя рационализация чувств, обусловленная излишней принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;

— большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;

— отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;

— конфликтные отношения между родителями : психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;

— психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Есть еще одна тема, которую невозможно обойти стороной при рассматривании проблемы детских страхов. Это то, что известно абсолютно всем, но абсолютное же большинство родителей его игнорирует. Это вопрос сознательного пугания ребенка в воспитательных целях.

Иногда остается только поражаться недальновидности некоторых взрослых. Пугая ребенка полицейским в магазинах, бабаями с мешком, когда малышу не спится, они добиваются сиюминутной выгоды и послушания. Но, видимо, даже не представляют себе степень невротизации ребенка такими запугиваниями. Дети обладают прекрасной памятью, запоминая такие угрозы. И если однажды ребенок окажется в ситуации, из которой он мог бы выйти двояко – испугавшись или нет, то итог такой ситуации для пуганного ранее ребенка в силу ограниченности знакомства с окружающим миром, особой детской логики и уже подготовленной благодатной почвы, может оказаться весьма плачевным. И это может быть не только глубокий невротический страх, но и тики, заикание, энурез и прочие очень тяжело поддающиеся коррекции проблемы.

Пожалуйста, никогда и ни при каких условиях не пугайте детей! Существует масса других, значительно менее вредоносных, но не менее эффективных методов воздействия на ребенка – от объяснения до наложения запрета.

Все ли дети подвержены возникновению страхов? Обычно выделяют группу детей в большей степени, чем другие, подверженных страхам по причине их душевного склада. Это дети чрезмерно впечатлительные, робкие, застенчивые, очень эмоциональные и тонко чувствующие. Кроме того, психологи отмечают, что дети, имеющие тревожных, мнительных, чрезмерно опекающих родителей, и дети, чьи родители отстраненные, чрезмерно сдержанные, эмоционально холодные или чрезмерно строгие, подвержены различным страхам в большей степени.

4. Экспресс-тест «Как соблюдаются в семье условия, предохраняющие ребенка от формирования страхов».

Инструкция. Ведущий зачитывает утверждения, и если участники с ними согласны, они выполняют определенные движения.

Я считаю, что современные агрессивные мультики и передачи - один из источников страхов, и не разрешаю ребенку бесконтрольно смотреть телевизор. - Хлопнуть в ладоши

Я стараюсь контролировать собственные страхи и не «заражать» ими малыша. - Кивнуть головой

Я с целью успокоить никогда не пугаю малыша «Бабаем», милицией, бабой-ягой и не позволяю другим. - Топнуть ногой

Я не оставляла своего ребенка до 2 лет на длительное время одного, в том числе на чужих людей. - Положить руки на колени

У нас в семье не принято выяснять отношения, провоцировать и решать конфликты в присутствии ребенка. - Погладить себя по голове

Я стараюсь поощрять и поддерживать самостоятельность моего малыша, даже если это выглядит неуклюже и мешает мне. - Показать большой палец

Я не угрожаю ребенку наказанием и не наказываю его физически. - Спрятать руки

Я не запрещаю ребенку свободно выражать свои чувства (смех, слезы). - Улыбнуться

Я никогда не обманываю малыша, пытаясь «во благо» ему уберечь его от слез, например не говорю «не больно в больнице. - Хлопнуть в ладоши

Я не сочиняю сказочных выдуманных объяснений реальным жизненным ситуациям. - Сказать «Да!»

Вывод. К сожалению, ошибочный стиль воспитания в семье приводит к невротическим страхам, фобиям — навязчивым страхам, детской тревожности. Если бы каждая мать, ругая ребенка, могла представить, что она превратится ночью в Бабу-ягу, а жестокий отец — в Бармалея, Кощея, они гораздо лояльнее выбирали бы методы воспитания.

5. Способы преодоления страхов.

Изотерапия.

Примечание. Участники получают листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, краски. Если вы будете использовать этот способ в работе с ребенком, то инструкция может звучать так: нарисуй свой страх; нарисуй, чего ты боишься; нарисуй, что тебе снится страшное.

Рисование само по себе снижает остроту детских переживаний. Оно подразумевает встречу со своим страхом, но в успокаивающей обстановке, когда рядом мама, папа -воплощение силы и безопасности. По окончании рисования предложите ребенку: «Давай превратим его в нестрашное» или «Нарисуй, что ты уже не боишься». Чтобы страх стал нестрашным, нужно проявить к нему в рисунке, а потом и в жизни, жалость — пожалеть его, посмеяться над ним, сменить образ (Волшебница Темнота, Тетушка Темнота, бабушка-яга, девчонка маленькая и непослушная, которая подросла, проявить активную, противостоящую страху позицию (изобразить себя с мечом в руке, большого роста и т. д.).

Примечание. Родителям можно предложить нарисовать свой детский страх или страх собственного ребенка и прокомментировать свои действия.

Нить повествования.

Возьмите клубок ниток. Придумайте начало рассказа о ребёнке, который чего-то боялся. Например, такое: «Жил на свете мальчик Петя. Он был добрый и умный. У него были любящие родители. Наверное, всё у Пети было бы хорошо, если бы не его страхи. А боялся он….». На этих словах передайте клубочек ребёнку, оставив в своей руке конец нити. Ребёнок должен продолжить историю и наделить Петю какими-то страхами. Скорее всего, это будут страхи самого ребёнка или те, которые он давно пережил.

Способов помочь ребенку преодолеть страх немало. И не так уж важно, какой из них выбрать. Главное попытаться понять своего ребенка, попытаться стать ему ближе. А сам по себе эмоциональный контакт и принятие ближайшими взрослыми являются важнейшим средством профилактики сковывающих ребенка страхов.

6. Рефлексия.

Публикации по теме:

Стендовая консультация для родителей «Детские страхи» Подготовила Бусаргина У. В педагог-психолог Что такое страх? Страх – это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую.

Консультация для родителей «Детские страхи» Косультация для родителей «Детские страхи». Надежда Ожева. На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например,.

Консультация для родителей «Детские страхи: причины и способы коррекции» Консультация для родителей «Детские страхи» Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Страх одна из первых.

Консультация для родителей «Детские страхи могут испортить всю жизнь» ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТСКИЕ СТРАХИ. Детям свойственно чего-то бояться. Ещё бы, ведь их окружает такой большой и незнакомый мир. Детские страхи.

Консультация для родителей «Детские страхи: причины и последствия» .

Консультация для родителей и педагогов «Детские страхи» Откуда берутся страхи? Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей.

«Детские страхи». Консультация для родителей и педагогов Как часто ребенок жалуется: «Я боюсь, мне страшно!» или не жалуется, а жмется к стенке, хватает вас за руку, прячет лицо или «бьется в истерике».

Консультация-памятка для родителей на тему «Детские страхи» Что такое детские страхи: повод для серьёзного беспокойства или просто детские капризы, выдумки детей в попытке обратить на себя внимание.

Рекомендации для воспитателей и родителей по организации коррекционной работы с детьми «Детские страхи и их коррекция» Страх – интенсивно выраженная эмоция, испуг, боязнь. Страх – эмоционально заостренное отражение сознанием конкретной угрозы для благополучия.

Семинар-практикум для родителей «В стране Рукоделия» Семинар – практикум для родителей «В стране Рукоделия». Воспитатель. Свистункова Е. П. Цель: раскрыть значение Художественной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Детские страхи»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 12:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД