Ольга Комарь
Семинар-практикум для педагогов всех возрастных групп «Совершенствование грамотной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАМОТНОЙ РЕЧИ ПЕДАГОГА НА РАБОТЕ И В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»
(СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП)
Подготовила: учитель-логопед МБДОУ д/с №36 г. Таганрога
Комарь Ольга Владимировна
2020г.
Цель: Повышение общей культуры педагогов. Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов всех возрастных групп „Совершенствование грамотной речи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Задачи: - Расширить представление о речевой культуре педагога, как основного инструмента культуры в целом.
- Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи.
- Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей дошкольного возраста.
- Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка.
- Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми.
Введен
ие. [/i]
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи - это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто, как не педагог, обязан владеть культурой речи.
Что же такое «Культура речи»?
Профессор Л. И. Скворцов дает определение, согласно которому "Культура речи - владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т. д., а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи".
Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.
Культура речи педагога - важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.
Требования к речи воспитателя ДОУ.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека — его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ, работающего с детьми дошкольного возраста.
Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт.
Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.
Командная игра «Знатоки устной речи».
Воспитатели всех возрастных групп, узкие специалисты детского сада собираются в музыкальном зале, методом жеребьёвки делятся на две команды, рассаживаются по своим местам. Жюри составляют зав. д/с, заместитель зав. д/с, старший воспитатель д/с. Каждой команде дают аналогичные задания на знания правил русского языка, интуицию, сообразительность. За отведённое время команды должны справиться с заданиями. Выигрывает та команда, которая первая, а главное правильно выполнит то или иное задание. По окончанию игры определяется команда – победитель и лучшие игроки команд.
Задание №1.
Поставьте правильно ударения в словах. Если слово употребляется двояко (имеет два правильных ударения, то необходимо об этом сказать.
ШАССИ ОЖИВШИЙ
ПРЕМИРОВАТЬ БАГРАНЬЕ
(ЛОВЛЯ РЫБЫ)
ПРЕМИРОВАННЫЙ БАРЖА
ПРАВЫ – НЕ ПРАВЫ ВТРИДЁШЕВО
ЗАМЕНЕНА (ДЕТАЛЬ) ДОСВЕТЛА
ИНАЧЕ ПО ДВОЕ
НАЧИНЕННЫЙ ПОТУПИТЬ
ТВОРОГ СВЕКЛА
Задание №2.
Подберите к следующим словам пары с противоположным значением.
Смелость, Родина, благородство, зависимость, подлинный, заурядный,
активный, отставной, одобрять, освобождать.
Ослабевать, естественный, духовный, деятельный, динамичный, доброта, уныние, черствость, нежность, тупость.
Задание №3.
Расположите синонимы в порядке усиления степени признака и действия.
Зажечься, запылать, загореться, вспыхнуть, засветиться, воспламениться. Хохотать, хихикать, прыскать, гоготать.
Неприятный, отталкивающий, омерзительный, отвратительный, противный. Учтивый, деликатный, обходительный, любезный.
Задание №4.
Подберите слова близкие по смыслу к слову:
ГЛАВНАЯ (задача, ВИДНЫЙ (деятель). (например: первоочерёдная, первостепенная, актуальная, основная, насущная и т. д., важный, большой, известный, выдающийся и т. д.)
Задание №5.
Найдите ошибку в предложениях, исправьте, объясните.
1) Профессор спрашивает студента: «Есть ли разница в словах языкОвая и языковАя?»
- «Нет, - отвечает студент, просто в одном из слов неправильно стоит ударение». А как думаете Вы?
2) Вот тут продают пиво в разлив, а там молоко на розлив.
3) По большому счёту этот союз не был выгоден его основателям.
4) Силясь побороть слабость, она шла вперёд.
5) Отсутствует наличие стульев.
6) Недостоверные факты должны Вас настораживать!
7) Он открыто признался в том, что было от нас скрыто.
8) Займите мне денег.
9) Дайте мне в долг денег.
10) Учёные, инженеры, рационолизаторы, изобретатели призваны двигать вперёд научно-технический прогресс.
11) В нашем саду имеется свободная вакансия помощника воспитателя.
12) Меня выдернули из отпуска буквально прямо с пляжа.
13) Дети не могут разобраться, где чьи кроссовки: «Это мой кроссовок.» - Нет, видишь пятнышко, значит моя кроссовка.»
14) Фотограф: «Вас только в анфас или в профиль тоже?» - меня, - отвечает она, - только анфас» - «Хорошо, в анфас, так в анфас…»
Задание №6.
Найдите правильный вариант ответа. Что означают приведённые ниже слова или понятия?
КАЛЬКИРОВАНИЕ: 1.- передразнивание, 2- способ словообразования, 3- грамматическая ошибка, 4- бессвязный рассказ.
ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА: 1.- страдающие в разлуке влюбленные, 2- обольститель и его жертва, 3- молчун и болтушка, 4 – льстецы.
ЭРКЕР: 1- купол, 2- выступ в стене, 3- полуарка, 4- чердак.
ДАФНИС И ХЛОЯ: 1- вечные странники, 2- юные возлюбленные, 3- комедианты, 4- брат и сестра.
ИВАН ИВАНОВИЧ И ИВАН НИКИФОРОВИЧ: 1- добрые соседи, 2- трудяга и тунеядец, 3- шутник и объект его шуток, 4- люди, ссорящиеся из-за пустяка.
ГОГ И МАГОГ: 1- братья разбойники, 2- внушающий ужас, 3- неподкупный судья, 4- скряга и транжира.
ВАРВАРИЗМ: 1- просторечие, 2- брань, 3- иностранное слово, воспринимаемое как чужеродное, 4- неправильное ударение.
ПАТИО: 1- садик на крыше, 2- открытый внутренний вид, 3- вид плинтуса, 4- площадка, выложенная из камня.
Задание №7.
Задание общее. Победит тот, кто быстрее найдёт правильный ответ. Перед вами два предложения, логически ничем не связанные между собой. Посмотрите на них внимательно, найдите закономерность, произнесите третье, всем известное предложение, построенное по такому же принципу.
1. КОТУ СКОРО СОРОК СУТОК.
2. АРГЕНТИНА МАНИТ НЕГРА.
(правильный ответ: А роза упала на лапу Азора.)
По окончании игры, подсчитываются очки, объявляется победившая команда, лучшие игроки каждой команды. Награждения.