павлова гульнара разифовна
Семинар-практикум для педагогов «Звуковой анализ слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обучение воспитателей методике звукового анализа слов с детьми дошкольного возраста.
Задачи.
Показать приёмы работы, способствующих развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
Поделиться опытом работы по звуковой культуре речи в элементах нетрадиционных методах работы.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Звуковой анализ слова“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Научить педагогов правильному выполнению артикуляционных упражнений, способствующих, формированию проблемных звуков.
Предварительная работа:
Подготовить памятки для педагогов «Работа с воспитанниками по формированию навыков звукового анализа». Подбор литературы, заданий для практической работы.
План семинара :
I. Показ занятия по обучению грамоте (Звуковой анализ слова) «Подводное царство» - воспитатель Н. В. Суходольская
II. Выступление по теме: «Методика звукового анализа слов с детьми дошкольного возраста. + «Предметно – развивающая среда по звуковой культуре речи» - воспитатель Г. Р. Павлова
III. Практикум для педагогов – учитель - логопед Л. Н. Моторная
IV. Заключение – Раздать педагогам памятки «Работа с воспитанниками по формированию навыков звукового анализа»
Выступление воспитателя Г. Р. Павловой.
У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Важно, чтобы помощь была квалифицированной, комплексной и поэтапной. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки : «Назови звуки по порядку» - СОК = С, О, К) и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое: «Собери слово из звуков» – К, О, Т = КОТ). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков соответствующими буквами. Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры можно распределить на III основных этапа.
I этап – до 3-х лет – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов с этими звуками (гласные 1-го ряда; м, н, т,д,и т. д)
Используются методические приемы: повторение по речевому образцу, использование различного дидактического материала, игрушек.
Игры: «Как мычит корова, кричит петух, пищит мышка и т. д.»,
«Пароход гудит», «Капли капают», «Ветер», «Аукаем в лесу» и т. д.,
Для развития слухового внимания используются игры: «Кто пришёл?» (волк, петух, паровоз, колокольчик).
II этап – от 3 до 5 лет (младшая и средняя группы).
Ведущие методические приемы – речевой образец, заучивание наизусть, беседы, дидактические игры и т. д.
I вид работы – игровые упражнения, способствующие выработки правильной артикуляции («Качели», «Горки», «Лошадки» и т. д., воспитание плавного выдоха («Забей в ворота гол» и т. д.,
развитие громкости голоса («Собака и щенок», «Ветер в лесу»)
II вид работы – уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха («Насос» - звук С, «Жуки летают» - звук Ж, «Поезд» - звук Ч и т. д.).
III вид работы – воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха (Подвижные игры «Воробушки», игры с мячом, «Назови картинку» и т. д.)
IV вид работы – воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи, развитие фонематического слуха. (С-ш, З-Ж, С-ц) Используется специально подобранный речевой материал: словесные игры, подвижные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, сказки и т. д. Проводится работа над темпом и интонационной выразительностью речи.
III этап – от 5 до 7 лет – работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи. Методические приемы – речевой образец дидактические игры, пересказ, рассказывание, заучивание наизусть и др.
I вид работы - уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха («Самолет летит» - звук Л и т. д.).
II вид работы – дифференциация изолированных звуков
(«Свистит – шипит», «Свисток – звонок» и т. д.)
III вид работы – дифференциация звуков в словах («Солнышко и дождик», «Отбери картинки», «Магазин», «Часы» и т. д.)
IV вид работы – дифференциация звуков в речи.
(Подвижная игра «Курочка хохлатка» (к-х, песня «В лесу родилась ёлочка» (л-р, «Догонялки» (л-р).
Звуковой анализ слова
Последовательное выделение отдельных звуков в слове;
Определение порядка звуков в слове;
Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый - мягкий).
Этапы овладения звуковым анализом
Изучение гласных и согласных звуков.
Определение места звука в слове : начало, середина, конец.
Проведение звукового анализа с использованием фишек.
Обучение полному звуковому анализу слова.
Запомните!
Гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос.
А, О, У, Ы, Э, И
Согласные звуки – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо
Б, В,Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ
Запомните:
Звуки речи мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!
Мы оперируем понятием ЗВУК!
Поэтому НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ ТЕРМИН «БУКВА»!
И звуки произносите правильно:
Гласные - протяжно, нараспев,
Согласные - чётко и отрывисто, без призвуков!
Даже при обучении грамоте в старших группах и звуки,
и соответствующие им буквы называются ОДИНАКОВО –
то есть так, как звучит ЗВУК.
Возьмём, к примеру, звук [м].
Мы произносим его отрывисто: М!
Ни в коем случае не ЭМ!
Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [э] и [м].
Минутка отдыха.
Небольшая разминка для педагогов. Педагоги образуют круг, выполняя задание.
Встаньте те, у кого в имени есть звук Т. Встаньте те, у кого фамилия состоит из 5 слогов. Выйти в круг тем, у кого во втором слоге фамилии есть звук О. Выйти в круг тем, у кого ударение в фамилии падает на 3 слог Выйти тем, у кого в имени нет звука Б.