Ольга Тюменцева
Семинар-практикум для педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»
▼ Скачать
Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в области применения здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников
Задачи:
• Совершенствовать качество образовательного процесса в ходе внедрения в практику педагогической деятельности ДОУ инновационных здоровьесберегающих технологий.
• Содействовать становлению культуры здоровья педагогов ДОУ.
Актуальность здоровьесберегающих технологий.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Проблема здоровья и его сохранения, воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.
Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”. Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования стало сбережение и укрепление здоровья воспитанников, выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье воспитанников.
Здоровьесберегающие педагогические технологии-совокупность форм и методов организации образования детей без ущерба для их здоровья.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, что позволяет дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Применительно к взрослым – содействие становлению профессиональному здоровью педагогов детского сада и валеологическому просвещению родителей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:
• закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
• повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
• проведение профилактической оздоровительной работы;
• ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
• мотивация детей на здоровый образ жизни;
• формирование полезных привычек;
• формирование валеологических навыков;
• формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
• воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОО используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий. Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий:
• технологии сохранения и стимулирования здоровья;
• технологии обучения здоровому образу жизни;
• коррекционные технологии.
Задание № 1
– Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Ромашка здоровья»
Уважаемые педагоги, у вас на столах серединка и лепестки от цветка Ромашка, на серединке ромашки написана группа здоровьесберегающих технологий, а на каждом лепестке есть название – вид технологий. Вам нужно выбрать лепестки с названием той технологии, которая относится к вашей группе, т. е. необходимо распределить технологии по группам.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая, физминутки, утренняя гимнастика, минутки вхождения в день и минутки шалости, кинезиологические упражнения, закаливающие мероприятия
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые ситуации (игротерапия, коммуникативные игры, занятия (беседы) из серии «Здоровье», самомассаж, дни здоровья, физкультурные праздники и развлечения
3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика, смехотерапия.
Задание № 2. Каждой команде необходимо провести с педагогами один вид здоровьесберегающей технологии из лепестка ромашки.
1 Команда – Сказкотерапия -спортивная сказка «Репка»
2 Команда – Пальчиковая гимнастика «Теремок»
3 команда – Самомассаж ладоней «Мы трудились».
Сейчас Вашему вниманию будет представлен один из видов здоровьесберегающих технологий, которые в здоровьесберегающем педагогическом процессе нашего ДОУ мы еще не использовали.
Я познакомлю вас с таким видом здоровьесберегающих технологий – виброгимнастика.
Вряд ли найдется человек, не согласный с широко известным выражением о том, что «жизнь – это движение». Недостаток движения в детстве приводит к возникновению у детей кифозной осанки, сколиоза и других серьезных нарушений опорно-двигательного аппарата. Во взрослом возрасте – это различные поражения суставов, хрупкость костей, общая мышечная слабость и раннее старение.
Виброгимнастика-это встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм.
В различных частях Света, люди, создавшие собственные эффективные системы здоровья, использовали вибрационные упражнения как органические составные части таких систем. Так, например, японский ученый Кацудзо Ниши в середине прошлого века создал теорию, обосновующую важную роль микровибраций капилляров в кровоснабжении, и разработал комплекс вибрационных упражнений для поддержания в хорошем состоянии и восстановления опорно-двигательного аппарата и сосудов.
На основе упражнений К. Ниши российским врачом В. Шолоховым была создана «Гимнастика здоровья доктора Шолохова», которая сегодня активно пропагандируется Медицинским реабилитационным центром В. А. Шолохова и, по отзывам в Интернете, является эффективным методом восстановления здоровья.
А. Микулин выдвинул гипотезу о том, что естественным образом очистка клеток организма от шлаков осуществляется тремя путями:
1) путем беспрерывной, но очень слабой вибрации клеток биотоками нервных импульсов;
2) вытеснением шлаков из клеток и межклеточного пространства благодаря большим силам сокращения мышц и
3) за счет энергичного продвижения шлаков из клеток и межклеточного пространства инерционными силами во время сотрясений человеческого тела (бег, упражнения со скакалкой и т. д.).
Эта гипотеза послужила основой для создания А. Микулиным комплекса виброгимнастики.
Методы проведения виброгимнастики Микулина:
– Встаньте на носочки. Пятки нужно поднять над полом на 3 – 5 см. Резко опустите их. В этот момент ваше тело испытает легкий импульс (сотрясение). В кровеносной системе произойдут те же процессы, которые возникают при быстрой ходьбе или беге. Кровь получит дополнительный толчок для движения вверх.
– Делайте сотрясения не спеша, не чаще 1 раза в секунду. Поднимать пятки выше также не стоит. Излишняя интенсивность не скажется на эффективности упражнения, лишь приведет к преждевременной усталости ступней. Повторите сотрясения 30 раз. Отдохните 5 – 10 секунд. Потом снова сделайте 30 повторений. Микулин рекомендует выполнять это упражнение 3 – 5 раз в день
Сотрясения должны быть такими же, какие природа предусмотрела при беге. Поэтому никакой опасности для спинного хребта и его дисков виброгимнастика не представляет. Встряхивание организма, стимулирующее более энергичное пульсирование крови в венах, устраняет скопление шлаков и тромбы возле венозных клапанов. Следовательно, тряска организма — это эффективная помощь в предупреждении и лечении ряда болезней внутренних органов, средство для предупреждения тромбофлебита и даже инфаркта.
Еще более интересным является комплекс упражнений (включающих вибрационные упражнения, разработанный Арнольдом Гринштатом.
Отличительной особенностью упражнений А. Гринштата является то, что большинство из этих упражнений являются вибрационными, с частотой вибраций до 100-160 движений в минуту.
Безусловным достоинством комплекса упражнений А. Гринштата является то, что этот комплекс охватывает все группы мышц и, особенно акцентировано, развивает околопозвоночные мышцы. Ниже изложен порядок выполнения упражнений комплекса с теми названиями упражнений, какие я услышал лично от автора этого комплекса.
Вибрация. Исходное положение – ноги на ширине плеч, голова – ровно, спина прямая. Не отрывая пятки от пола, вибрируем за счет небольшого сгибания – разгибания ног в коленях.
Закачка. Исходное положение – лежа на животе, ноги выпрямлены, ладони рук подложены под подбородок. Опираясь одной (выпрямленной) ногой о пол, другой выпрямленной ногой с вытянутым носком совершаем колебания амплитудой 10-15см (меняя ногу через каждые 20-30 колебаний).
Бег. Для освоения этого упражнения вначале нужно освоить ходьбу на месте с одновременным поднятием левой руки с левой ногой, правой руки – с правой рукой. После этого потренируйтесь бегать, поднимая одноименные ноги и руки в таком темпе: медленный бег – 100-160 движений в минуту, быстрый бег – 220-300 движений в минуту.
Закрутка. Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью параллельно полу. Поворот влево с полуприседанием и резким выдохом (вдох не контролируется, затем такой же поворот с полуприседанием и резким выдохом вправо.
Первая панель – опираясь на вытянутые руки и пальцы ног (как при отжимании от пола, выполняем прогибы спины вверх (от пола) и вниз (к полу). Аналогичное упражнение выполняем лицом вверх.
Вторая панель. В положении «лежа на полу» приподняться на полусогнутых руках и в быстром темпе отжиматься (трястись) на руках с амплитудой колебаний 10-15см.
Вертикаль. Стать на расстоянии несколько большем, чем вытянутая рука, от стены; ноги сомкнуть вместе. Не сдвигая ног с места, «упасть» на стену, затормозив падение руками у самой стены. Резко оттолкнуться от стены руками и в момент отклонения хлопнуть в ладоши. Опять упасть, оттолкнуться и хлопнуть в ладоши. Проделать то же самое, падая поочередно на левую и правую руки и, соответственно, отталкиваясь одной рукой (хлопки в ладоши при этом также выполнять).
Все выше изложенное свидетельствует о том, что вибрационные упражнения являются эффективным средством сохранения и восстановления здоровья. Существуют различные виды вибрационных упражнений, позволяющие поддерживать в любом возрасте хорошее состояние сосудов и опорно-двигательного аппарата. Подбор таких упражнений и комплексов должен осуществляться индивидуально, в рамках индивидуальных систем здоровья, учитывающих специфические особенности физиологии, психологии и образа жизни каждого человека.
Виброгимнастика относится к профилактической физкультуре. Встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм.
Виброгимнастика показана детям, которым по ряду причин нельзя заниматься более активными движениями, и они обычно остро переживают это.
Виброгимнастика может использоваться также как физкультурная минутка вовремя или посте напряженной умственной деятельности
В ДОУ с детьми дошкольного возраста виброгимнастику проводить сложно, так как у детей наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. С этой целью виброгимнастику необходимо проводить в игровой форме.
Я подготовила для вас несколько практических игр, которые вы можете проводить с воспитанниками своих групп и предлагаю попробовать их на практике
Комплекс виброгимнастики «Путешествие по сказкам»
Воспитатель:
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Ребята, а это какая сказка? («Кошкин дом») Кто автор? (С. Маршак)
Давайте поможем кошке построить новый дом. Каждый из вас построит крепкий, прочный новый дом.
(Дети постукивают пальчиками по своей голове, по плечам, рукам, ногам, всему телу со словами:
Целый день тук да тук.
Раздается звонкий стук.
Строим дом, дом большой
И с крылечком, и с трубой.
Тили-тили-тили-бом!
Приходите в новый дом)
А теперь помогите своим друзьям построить дом. (Дети поворачиваются в затылок друг другу и поколачивают пальчиками и ладошками по спине соседа, повторяя те же слова. Затем поворачиваются в другую сторону и повторяют упражнение с теми же словами.)
Хорошо!
Повернитесь лицом в круг.
Кто же это идет к кошке в новый дом? Большой, бурый, лохматый – кто это? (Медведь)
Из какой он сказки? («Маша и медведь», «Три медведя»)
Мишка рыбку ловил, себе шерстку намочил. Покажите, как мишка стряхивает капельки воды со своей шерстки. Сначала – с головы. (Дети потряхивают головой вправо-влево, вверх-вниз.)
Теперь – с лап. (Дети потряхивают руками.) Ну а теперь – со всего туловища. (Дети потряхивают всем, телом, часто топают ногами, подпрыгивают, хлопают себя по ногам.)
Посушите, пожалуйста, мишку, подуйте на него. Вдохните воздух носом, а выдохните через рот. Ну-ка, кто дольше подует на мишку!
Хорошо!
(3-4мин.)
Воспитатель: А еще к кошке в новый дом собирался прийти такай ушастенький, летом – серый, зимой-белый, живет в лубяной избушке. Кто это? (Заяц)
Из какой он сказки? («Лиса и заяц»)
Но вот беда: спит зайка в своей лубяной избушке и не слышит, что кошка его в гости зовет.
Надо бить в барабаны, будить зайку.
(Дети постукивают себя по груди со словами:
Зайку мы будили,
В барабаны били.
Бум-бум, тра-та-та!
В барабаны били.)
Бу-у-у-у-м-м-м-м!
(Звуковибрационное упражнение со звуками / у / И / М / .)
Хорошо!
Проснулся зайка, бросился со всех ног к кошке в гости. Покажите, как он спешит. (Дети часто топают ногами на месте.)
А на болоте очень волнуется необычная лягушка. На голове у нее корона. Кто это? (Царевна-лягушка) Из какой она сказки? («Царевна-лягушка»)
Царевна-лягушка не может идти в гости в своей лягушачьей коже. Она должна превратиться в девицу-красавицу. Покажите, как лягушка сбрасывает кожу. Она сначала подпрыгивает вверх-вниз 10 раз. (Дети выполняют упражнение.) Затем быстро-быстро качается вправо-влево. (Дети выполняют упражнение.) И, наконец, лягушка двигается вперед-назад 10 раз. (Дети выполняют упражнение.)
Чтобы волшебство свершилось, надо проделать все это 3 раза.
Хорошо!
Собрались все зверушки вместе в тереме – теремке и начали плясать весело и дружно. Покажите, как они пляшут. (Вибро танец)
(3-4 мин.)
Воспитатель: Сказка-ложь, дав ней намек, добрым молодцам – урок. Кто из поэтов-сказочников сказал так? (А. С. Пушкин,
В какой сказке звучат эти слова? («Сказка о золотом петушке»)
Чему учат нас сказки? (Разные ответы детей.)
Давайте и мы с вами пожелаем друг другу добра и здоровья. Возьмитесь за руки, поделитесь своей добротой и здоровьем со всеми друзьями.
Хорошо!
И я тоже желаю вам всем здоровья!
Вывод: Детский сад должен стать садом, где ребенка научат с ранних лет заботиться о своем здоровье. А это зависит от нас, взрослых, мы подаем пример своим поведением, ибо ребенок, как банк, что в него вложишь, то и получишь. А прежде чем научить кого-то что-то делать, надо научиться это делать самому. Ведь каждый из нас знает, что своё здоровье или близких тебе людей нельзя купить ни за какие деньги. Оно сохраняется или приобретается ежедневным трудом. Давайте же человеческую ценность – «здоровье» поставим из всех своих приоритетов на 1-ое место. И давайте это важное дело не оставлять на потом.