Шигина Наталья Сергеевна
Семинар-практикум для педагогов «Работа с детьми группы риска в условиях ДОО»
▼ Скачать +Заказ
Цель:
Знакомство педагогов с организацией работы с детьми группы риска, основными приёмами и методами работы.
Задачи:
1. Актуализировать опыт педагогов в работе с детьми группы риска, заинтересовать их проблемой;
2. Раскрыть понятие ребенок «группы риска», «трудные дети»;
3. Познакомить с принципами индивидуального подхода к воспитанию, с алгоритмом сопровождения семей «группы риска»;
4. Предложить приемы и методы работы с детьми группы риска, поупражняться в их практическом применении.
Ход семинара-практикума
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Работа с детьми группы риска в условиях ДОО“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Я очень рада всех вас видеть. Для начала предлагаю всем поздороваться. Давайте поделимся на две команды. Участники одной команды встают напротив участников другой команды.
Предлагаю поздороваться с разным настроением:
• Вы грустите
• Вы удивлены
• Вы злитесь
• Вы обижены
• Вы равнодушны
• Вам очень весело
А теперь скажем все вместе: «Здравствуйте все!» и поаплодируем друг другу.
Вот мы и поприветствовали друг друга. А теперь перейдем к теме нашего семенара – практикума.
Сегодня много говорится о детях, нуждающихся в особом внимании педагогов, среди таких детей - дети группы риска.
Для начала давайте обратимся к нашему опыту и попытаемся дать определение понятию «Дети группы риска». Как вы понимаете, что это за категория детей? (Ответы педагогов).
Дети «группы риска» – это такая категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни, более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.
К ним относятся дети:
• дети с проблемами развития, но у них нет четкого клинического диагноза;
• дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
• дети из неблагополучных, асоциальных семей;
• дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
• дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
• педагогически запущенные дети.
Педагоги сталкиваются с определенными трудностями в работе с данной категорией детей.
В тех случаях, когда эти трудности являются непреодолимыми для педагогов, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.
Признаки, составляющие содержание понятия «трудные дети»:
1. Наличие у детей девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения.
2. Нарушения поведения сложно исправляются, корректируются.
(В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети - трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию).
3. «Трудные дети» особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. (Это не плохие, безнадежно испорченные дети, как считают некоторые взрослые, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих).
Любой педагог знает, что к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.
Давайте попробуем дать определение понятию «индивидуальный подход в воспитании ребенка дошкольного возраста» (Ответы педагогов).
Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Итак, подытожим, индивидуальный подход в воспитании ребенка основан, прежде всего, на:
1. Знании сильных и слабых сторон ребенка;
2. На знании теоретической базы;
3. На способности педагога размышлять, умении анализировать и находить нестандартные решения проблемы.
4. На понимании того, что индивидуальный подход должен осуществляться в процессе самого воспитания ребенка, а также взаимодействия с родителями и общения ребенка в коллективе сверстников.
5. На развитие положительных качеств, а не на подавлении негативных проявлений (Негативное проявление ребенка – это, прежде всего, не развитая позитивная возможность)