Людмила
Семинар-практикум для педагогов «Пластилинография — яркие краски детства»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети, конечно, не делаются художниками от того,
что в течении дошкольного детства им удалось
создать несколько действительно художественных образов.
Но в развитии их личности это оставляет глубокий
след, так как они приобретают опыт настоящего
творчества, который в дальнейшем
приложат к любой области труда».
Н. П. Сак
Ход проведения:
1. «Точно не скажешь, но давненько когда-то, еще в староглинянные времена, в одной пластилиновой местности…». Просмотр мультфильма «Пластилиновая ворона»
2 слайд.
. Что же такое пластилин?
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Пластилинография — яркие краски детства“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Пластилин (итал. plastilina, от др. -греч. — лепной) — материал для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета.
2слайд
Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал пластилин
Но не каждый знает о том, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.
3-4слайд
Рисование пластилином
это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объемного изображения, то есть скульптуры.
Пластилин– благодатный материал для художника. Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины из пластилина – от тонких, почти не отличимых от живописи, полотен до выпуклых барельефов
5слайд
Рисование пластилином-пластилинография
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности
Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в ДОУ может стать необычным решением задачи творческого развития детей.
О том, как организовать занятия пластилинографией с дошкольниками и пойдет речь на сегодняшнем семинаре-практикуме.
6слайд
Принцип данной техники заключается в создании пластилином лепной картинки с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности.
7 слайд
Лепка из пластилина для детей не только веселое и увлекательное, но и очень полезное занятие. Значение лепки в развитии ребенка трудно переоценить. Вот лишь некоторые ее плюсы:
Занятия пластилином способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений, что оказывает благотворное влияние на речевое развитие ребенка. Ведь чем больше он работает пальчиками, тем быстрее развивается, лучше говорит и думает.
Лепка из пластилина способствует развитию фантазии, воображения, раскрывается творческий потенциал.
При лепке из пластилина – разминаются пальцы и ладони рук – а это… развитие мозга и даже профилактика болезней!
.Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. С большим удовольствием и увлечением дети рисуют в новой технике рисования пластилинографии.
8слайд
Материалы, используемые в пластилинографии
Пластилин (разных цветов)
-Пластиковые дощечки для выполнения работ.
-Стеки.
-Картон (однотонный и цветной,желательно плотный.
-Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик.
-Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пластиковые ёмкости и т. д
9слайд
Пластилин в руках- Волшебный,
Все, что хочешь сотворим,
И для старой доброй Сказки
Дверь в наш мир Приотворим!
10слайд.
Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:
• формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
• освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
• обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
• развитие мелкой моторики;
• ознакомление с окружающим миром;
• развитие эмоций и фантазии.
.В технике пластилинография можно изображать : цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных.
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки. Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.
11слайд
Основные приемы лепки используемые в пластилинографии
-соединение, прищипывание, вдавливани, разрезание, заострение деталей,размазывание, отщипывание, скатывание, раскатывание, надавливание, прищипывание, размазывание.
12 слайд
Многообразие предметных форм требует применения различных приё мов лепки:
Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
13слайд 14слайд
Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.
15слайд
Сплющивание - наиболее применяемый приём - сжимание куска пластилина с целью придания ему плоской формы.
1. сжимание куска пластилина с целью придания ему плоской формы.
2. Средний кусочек пластилина – придавливают между ладонями
16слайд
Размазывание
надавливание на скатанный шарик пластилина указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки
17слайд
Разрезание
– деление куска пластилина при помощи стеки на кусочки меньшего размера.
18 слайд
смешивание пластилина
соединять лучше не более 2-х цветов пластилина одновременно, хорошо разогреть в руках и скатать в один валик.
Полученный валик перегибают пополам, тщательно раскатывают и складывают пополам до тех пор пока кусок пластилина не станет однородного цвета.
19 слайд
отпечатки различными предметами.
Для создания определенных эффектов используются:
Дополнительные природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия и т. п. Применяют такие приспособления, как колпачки от фломастера, ручки, зубочистки, колечки, штампики, стержни, стеки, расческа, металлическое ситечко, чесноковыжималка, одноразовый шприц можно добиться рельефности пластилиновых деталей.
20 слайд
Создание резного края
срез пластилиновой пластинки надрезается ножницами, скальпелем или придавливается стекой под углом. Этот метод применяется при изображении листьев, кроны деревьев
21 слайд
Создание фактурной поверхности
• можно получить продавливанием тонких бороздок кончиками ножниц, шилом, стекой, расческой
22слайд
23 слайд
Лепка оъемных форм из отдельных частей.
24 слайд
Ровные и длинные валики с круглым поперечным сечением можно получить.
продавливая пластилин через чесноковыжималку. Эти детали используются для изображения лепестков и стеблей цветов, прядей, завитков.
25слайд
Лепка из дисков.
26 слайд
Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.
Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.
27 слайд
Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием- нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов-_трубочек. ,зубчатых колесиков.
Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием- нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов-_трубочек. ,зубчатых колесиков.
28слайд
лепка из жгутиков
29 слайд
Виды пластилинографии
30слайд
Мозаичная платилинография
изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.
3. Слегка прижать.
31слайд
Прямая пластилинография-
изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
2. Располагать их на горизонтальной поверхности.
3. Затем расплющивать, соединяя детали
32-слайд картинка
33слайд
Обратная пластилинография (витражная)
обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
Особенности выполнения работы:
1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.).
2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.
3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.
34слайд картинка
35слайд
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с
использованием «жгутиков».
Особенности выполнения работы:
1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения
36слайд картинка
37слайд
Многослойная пластилинография
объемное изображение лепной картины с на
горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.
2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.
3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой.
Или скатываем колбаску и разрезаем ее.
38слайд картинка
39слайд
Модульная пластилинография
- изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков
40слайд картинка
41слайд
Мозаичнаяплатилинография - изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.
3. Слегка прижать.
42слайд картинка
43слайд
На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфеточка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время.
44слайд
Работа спластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультминуток и разминок.
45слайд
В процессе обучения детей
техники пластилиновой живописи
не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать.
Важно подкреплять их уверенность
в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения
46слайд
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
47 слайд
Мы волшебным пластилином
создаём свои картины
48слайд работы детей
49 слайд
Спасибо за
внимание