Лариса Вахитова
Семинар — практикум для педагогов «Нравственное воспитание дошкольников в непосредственно образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспитание дошкольников в непосредственно образовательной деятельности.
Задачи:
• Ознакомление педагогов с теоретическими основами по нравственному воспитанию дошкольников.
• Актуализация знаний педагогов программных задач по нравственному воспитанию дошкольников.
Публикация «Семинар — практикум для педагогов „Нравственное воспитание дошкольников в непосредственно образовательной деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
• Формирование профессиональных умений педагогов по заданной теме.
• Практические аспекты нравственного воспитания дошкольников через непосредственно образовательную деятельность.
Ход семинара:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам повернуться вправо, улыбнуться, повернуться влево, улыбнуться. А сейчас по очереди назовите ласковым словом своего соседа справа.
Вот мы все и подобрели, вот мы все повеселели! А сейчас, мысленно представьте детишек своей группы (можете даже закрыть глаза). Какое нравственное качество больше всего подходит вашим детям? Предлагаю найти сердечко с этим качеством и прикрепить его себе, к своему сердцу.
Итак, вот мы и настроились на тему нашего семинара.
1. Теоретическая часть.
Нравственное воспитание - это : целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе.
Воспитание начал патриотизма и гражданственности - чувство любви к Родине.
Методы нравственного воспитания дошкольников - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.
Методы поделены на три группы:
- методы формирования нравственного поведения : упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;
- методы формирования нравственного сознания : объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.
Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.
По-простому говоря, мы, педагоги ДОУ должны дать детям знания в рамках: «Что такое - хорошо, и что такое - плохо?»
У меня неприятность! Перемешались все карточки с указанием программных задачи по нравственному воспитанию по возрастам. Коллеги, помогите мне, пожалуйста, вы знатоки программных задач по группам и кому, как ни вам навести порядок! Выберите среди всех программных задач по нравственному воспитанию, ту, которая соответствует вашей возрастной группе. (Педагоги зачитывают программные задачи).
Возрастная особенность: Зарождение произвольность поведения. Программная задача: Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; учить детей умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. д.
Возрастная особенность: Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Программная задача: Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, внимательного заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать у них доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Возрастная особенность: Повышенная обидчивость, формирование лидерских качеств. Программная задача: Способствовать формированию личного отношения ребёнка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо.
Возрастная особенность: Осваивают социальные отношения, соблюдение субординации в ролевом поведении. Программная задача: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками.
Возрастная особенность: Дети осваивают формы позитивного общения с людьми. Программная задача: Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.
Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.
Возрастная особенность: Обладает высоким уровнем личностного развития. Программная задача: Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. (Для музыкального руководителя).
2. Творческо-практическая часть семинара-практикума по нравственному воспитанию.
Давайте поиграем:
Цель: развивающая, адаптационная, коммуникативная, воспитательная.
Задачи: выработка концентрации внимания, развитие коммуникативных навыков, умения различать цвета, формирование волевых качеств и овладение своим поведением, быстроты реакции.
Игровой материал: воздушные шары разных цветов парные по цвету+1 лишний.
Ход игры: Воспитатель предлагает взять по одному шарику любого цвета. По сигналу (удар в бубен) все разбегаются по площадке, помахивая шариками над головой (можно использовать музыку). По следующему сигналу: «Эй, дружок, не зевай, быстро пару выбирай!» - все, имеющие шарики одного цвета, находят себе пару (обнимаются, «дружатся» - музыка меняется). К оставшемуся без пары все играющие обращаются со словами : «Ты не плачь, не зевай, быстро пару выбирай!». Подходят к нему близко, как бы показывая, что хоть он и без пары, но он не один. Игра повторяется.
Давайте поиграем:
«Подберите картинку к стихам». Детям в свободной деятельности можно рассказать о некоторых Заповедях христианских. А вот в такую игру можно поиграть для закрепления. Одной половине даются картинки, а другой 10 заповедей в стихах. Педагоги зачитывают стихи и находят подходящую к ним картинку.
Заповедь седьмая.
Бог создал мужа и жену,
И повелел Он им любить друг друга,
Не разрушать свою семью
И не искать себе другого друга.
Когда вы вырастете, дети,
То вспомните заветы эти.
Девятая заповедь
Не ябедничай взрослым на друзей
И ложных слов не говори.
Не одобряет Бог таких детей,
Правдивым будь и никогда не лги.
Шестая заповедь
Бог нас для жизни создает.
Не убивай, ты никого.
Кому и сколько жить на свете,
Решать дано лишь Богу, дети.
Восьмая заповедь
Пусть у приятеля игрушки лучше,
Но ничего без спроса не бери.
Бог Сам подарит то, что нужно,
Ты только помолись и попроси.
Заповедь пятая
Люби и слушайся ты маму с папой,
Людей ты старых почитай
Чем можешь ты им помогай!
Тогда, как станешь старым ты,
То будут дети и к тебе добры!
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь.
Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.
«ЧУДО ПОЛЯНА». Показываю зелё ную лужайку без цветов: Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту поляну? Грустное, печальное скучное (поляна одинокая и на ней нет ни одного цветочка). Вот и в нашей жизни без внимания, уважения и доброты жизнь людей кажется мрачной и печальной. Давайте возьмем пальчиком краску того цвета, который соответствует вашему настроению нарисуем свой цветок на полянке.
Посмотрите, как зацвела наша полянка, так и наша жизнь становится радостнее, если близкие внимательны и добры друг к другу!