Камиша .
Семинар-практикум для педагогов «Русская народная игра в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум на тему :
«Русская народная игра в ДОУ»
Цель семинара-практикума : Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка к традициям русского народа.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Русская народная игра в ДОУ“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Русские народные игры
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей по организации народных игр; Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми. Закрепить знания участников об организации и проведении русских народных игр.
3. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.. Раскрыть внутренний потенциал педагогов.
4. Повысить профессиональную компетентность участников семинара-практикума.
Уважаемые коллеги. Сегодня семинар - практикум будет посвящен русским народным играм, как - средству приобщения ребенка к традициям русского народа».
Для начала, что бы настроиться на работу, мы с вами поиграем в музыкальную игру с движениями «В этом зале все друзья»
Цель: сплочение коллектива. Надо выполнять все движения под русскую народную музыку
Весёлые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.
Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.
Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.
Мы проводим русские народные игры на прогулке, включаем в непосредственно образовательную деятельность, в праздниках, развлечениях, физкультминутках и другой деятельности.
Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других.
Таким образом происходит переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.
Практическая часть (Разминка) Я предлагаю провести блиц-опрос по теме «Русские народные игры»
Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди
Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)
Главная роль в народной игре? (водящий)
Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)
Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.)
Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)
Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)
Народные игры позволяют решать следующие задачи:
• развитие умений выполнять игровые образы;
• развитие творческой индивидуальности;
• развитие музыкального и эстетического вкуса;
• развитие всех психических процессов;
• формирование понимания красоты речи;
• формирование духовной сферы, патриотических чувств;
• развитие эмоциональной сферы;
• формирование физических качеств, здоровья;
• формирование коммуникативных качеств;
• приобщение к народной культуре, традициям.
На основе исследований Капицы О. И. и Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:
1) подвижные (спортивные) игры;
2) обрядовые (календарные);
3)по отношению к природе (природные);
4) трудовые (бытовые)
5) игры-забавы;
6) игры-драматизации (с элементами театрализованных действий).
«Блиц опрос» :
Сколько подвижных игр проводится за день?
Основная задача подвижных игр?
Как, по какому принципу подбираются подвижные игры?
Роль подвижных игр в подготовке детей к школе?
Задание 1
«Кто больше» выяснить самые «популярные игры и редко используемые. (выигрывает кто больше назовет, сначала ПОПУЛЯРНЫЕ, за тем РЕДКИЕ) популярные: («Догонялки», «Ловишки», «Салки» "Гуси-лебеди", "Волк во рву", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка", "Зайцы в огороде", "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки", "У медведя во бору", "Коршун и наседка", "Стадо", " Хромая лиса", "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи"
редкие: «Лапта», «Казаки-разбойники», Пристенок, Бирюльки, Шандры стоп,
Педагогам предлагается за определенное время называть популярные и редкие игры.
Организовать народные игры не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
1) Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольника является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры.
2)Брать игры в соответствии возраста ребенка.
Для младшего возраста лучше брать наиболее простые игры, которые привлекают своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору».
С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной игрой, развивается интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору, а также с календарными народными играми. Это игры, посвященные циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении.
3)Донести до детей смысл и правила игры.
4)По необходимости в игре используют различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, народные костюмы.
5)Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки, а при делении на команды провести жеребьёвку Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.
6) В конце игры похвалить детей и сделать выводы, чтобы детям захотелось еще раз в нее сыграть.
Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо:
- никогда не заставлять детей играть, а только приглашать.
- использовать яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки).
- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка.
- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом.
- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи.
- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней.
- создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.
А сейчас, уважаемые коллеги я предлагаю Вам окунуться в мир русских народных игр, превратиться в детей и немного поиграть.
Игра «Кукушка»
Цель игры: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость.
Игру начинают со среднего возраста (4-5 лет). С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга. Ему завязывают платком глаза.
Материалы: платок.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют:
К нам кумушка в огород
Залетела и поёт.
Ты, кумушка, не зевай-
Кто кукует – отгадай!
Дети останавливаются. Воспитатель показывает на того, ктобудет куковать. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен угадать по голосу. Тот, чей голос узнали, становится водящим.
Игра «Бабушка Маланья»
Дети идут хороводом, имитируя движения и приговаривая:
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей (дети становятся лицом в круг)
И все без бровей (закрывают ладонями брови)
Вот с такими глазами (широко раскрывают глаза)
Вот с такими ушами (показывают уши, как у слона)
Вот с такой головой (соединяют руки над головой)
Вот с такой бородой (показывают длинную бороду)
Они не ели, не пили,
Целый день сидели (садятся)
Друг на друга смотрели (поворачивают голову в разные стороны)
Делали вот так!
Ведущий показывает какое-либо движение, а игроки
пытаются повторить. Кто лучше всех скопировал, - тот ведущий.
Игра с платочком.
Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:
А я Масленица,
Я не падчерица,
Со платочком хожу,
К вам сейчас подойду.
Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:
На плече платок лежит,
Кто быстрее пробежит?
Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний, возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мой семинар-практикум я завершаю и предлагаю добавить нужное слово.
«Доскажи словечко».
Мы сегодня не устали,
Потому что … (поиграли).
Много нас собралось вместе,
Было очень … (интересно).
Игр нам разных показали.
Новых много мы. (узнали).
Русские народные
Игры хороводные
Не пристало забывать,
Будем чаще в них. (играть).
Игра «Летела корова»
Количество игроков: 4 и больше.
Дети становятся в широкий круг, руки не смыкают. Левую руку каждый игрок свободно кладет поверх правой руки соседа.
Игра начинается. По очереди игроки говорят по одному слову из игры и левой рукой хлопают по правой руке соседа.
Слова в игре такие:
Летела корова по синему небу. Читала газету №…
Игрок называет любой номер (например, 10) и по очереди начинается счет до этого номера: 1, 2, 3, …10. Каждую цифру называет новый игрок, когда подходит последняя цифра, игрок следующий за говорящим, должен отдернуть руку. Если игрок, не успел отдернуть руку, то он проиграл. И игра начинается снова.
Игра очень нравится детям и позволяет быстро освоить счет.
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания».
Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего естественного развития воспитанников. Характерная её особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. А значит, это лучший метод сохранения и укрепления психологического здоровья. Поблагодарим, друг друга.
Уважаемые коллеги! Ну и в завершении хочется высказаться известным изречением:«Если вы хотите узнать душу народа, - приглядитесь, как и чем играют дети». Ксожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни. Поэтому наша задача, как педагогов, сделать этот вид деятельности частью жизни детей в детском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции.
Метод «Незаконченных предложение» (рефлексия).
Семинар мы завершаем и предлагаю вам заключительную игру в которой нужно просто добавить нужное слово.
«Доскажи словечко».
Мы сегодня не устали,
Потому что …. (поиграли).
Много нас собралось вместе,
Было очень … (интересно).
Игр нам разных показали.
Новых много мы…. (узнали).
Русские народные
Игры хороводные
Не пристало забывать,
Будем чаще в них….(играть). Большое спасибо за внимание.