Ольга Скичко
Повышение уровня педагогического мастерства. Семинар-практикум для педагогов «Конструирование из крупных модулей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышения уровня педагогического мастерства в вопросах по конструированию из крупных модулей.
Задачи:
• Расширить знания педагогов о конструировании из объемных форм;
Конструирование из крупных модулей — еще один вид относительно новых форм конструирования.
Публикация «Повышение уровня педагогического мастерства, Семинар-практикум для педагогов „Конструирование из крупных модулей“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Крупы. Поделки из круп
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
В настоящее время широкое распространение получили цветные мягкие объемные и плоскостные крупногабаритные модули. В педагогической практике их используют на занятиях (по математике, физкультуре и др.) и в разных видах детской деятельности (игре, конструировании и др.).
Рассмотрим специфические возможности использования крупных модулей в целях обогащения детского конструирования в старшем дошкольном возрасте. Крупномасштабное конструирование с использованием разнообразных по форме, цвету и размеру модулей предоставляет детям уникальную возможность осваивать достаточно большое пространство с помощью предметов, сделанных самими детьми. В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создавать конструкции для игр, спортивных соревнований и т. п., соответствующие не только их функциональному назначению, но и собственному росту, а также росту взрослых.
Переключение внимания детей с игрушек («строим гараж для машинок», «кроватки для кукол» и т. п.) на людей (самих себя, других детей, взрослых) существенно влияет на изменение характера самого конструирования. Конструкции отличаются тщательной дизайнерской проработкой, предусматривающей их прочность, удобство, красоту. В этих целях детям можно предложить сделать предварительные карандашные схематические наброски, которые они затем практически исполняют. При этом дети или отказываются от них и ищут другие решения путем использования разных комбинаций блоков, их пространственного изменения и т. п., или после практических решений вносят изменения в свои нарисованные схемы. Все это способствует развитию пространственных представлений, проектного мышления, воображения и творчества.
Конструируя из крупных модулей, дети осваивают как плоскостное пространство, так и объемное: они объединяют модули, ставя их не только рядом друг с другом, но и друг на друга. Благодаря этому они обнаруживают эффект устойчивости и неустойчивости вертикальных сооружений и зависимость их устойчивости от расположения отдельных модулей по отношению друг к другу и от их веса. Причем в конструировании из крупных модулей в отличие от конструирования из мелких деталей ребенок ощущает это (объем, вес, устойчивость, поскольку при практических действиях с модулями у него задействованы как мелкие, так и крупные мышцы всего тела, что способствует развитию его сенсомоторной сферы, координации движений.
Крупные модули в основном делятся на два типа: объемные и плоскостные. И в соответствии с этим можно создавать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции.
Наибольшего успеха в развитии детей можно ожидать при правильном использовании набора «Занимательные кубики». Он состоит из 16 одинаковых по размеру и форме деталей. Каждая из четырех боковых сторон куба имеет свой цвет: красный, желтый, зеленый и синий. Две другие стороны (основания) – двух цветов (по диагонали) : одно основание – красно-желтое, другое – сине-зеленое.
Для того, чтобы у детей сформировалось представление о кубе как фигуре, состоящей из шести одинаковых по размеру сторон, нужно провести вместе с детьми сравнение одно-цветного деревянного маленького кубика и разноцветного мягкого куба. Можно предложить создать из этих кубов разноцветные узоры, силуэтные изображения. Решая задачи такого типа, дети вынуждены многократно поворачивать куб, чтобы найти нужный цвет. Постепенно они начинают заменять практические повороты мысленными, что способствует развитию у них пространственного мышления.
Дальше можно предложить набор «Модуль игра» представляет собой оригинальную объемную конструкцию кубической формы (в сборном виде, состоящую из 27 элементов разных форм, цветов, конфигураций и размеров.
Набор «Занимательные кубики». Дети могут сооружать клетки, огораживать водоемы для больших животных и играть в зоопарк. В процессе развития сюжета конструкции часто претерпевают изменения, а последнее, в свою очередь, влияет на возникновение в игре новых событийных линий. Таким образом, происходит взаимообогащение двух видов детской деятельности: конструирования и игры.
Можно предложить набор «Волшебная башня», он состоит из 8 модулей, которые в собранном виде образуют цилиндрическую башню из 4-х колец, нанизанных на стержень – цилиндр. Три из четырех колей собраны из 6 полуколец (из двух полуколец каждое, соединенных между собой контактными лентами. Все модули цветные. Сначала лучше поставить башню перед детьми в зачехленном виде, чтоб дети внимательно ее рассмотрели, дети должны самостоятельно определить свойства материала и соотнести их свойствами их со свойствами экранов. Они создают разные сюжетные панно из кусочков цветной кожи, шерстяной пряжи. Объединение разных материалов, необычность поверхности, на которой они располагаются – все это обогащает деятельность детей и позволяет им создавать оригинальные и по сюжетам, и по художественным решениям коллективные работы.
Набор «Змейка» содержит два звена, каждое из которых состоит из цветных треугольных призм – первая из 4-х, вторая из трех. При этом призмы и того, и другого звена соединены между собой специальным внутренним креплением. Так расположив оба звена по горизонтальной линии, можно получить незаменимое спортивное оборудование для перешагивания, выполнения специальных упражнений из положения «сидя», «лежа». Путем изменения месторасположения одной или нескольких призм можно целенаправленно видоизменять конструкции и таким образом получать многообразие новых целостностей.
Практическая часть.
Игра «Зоопарк».
Учить конструировать из объемных модулей по контурным схемам, аксонометрическим чертежам (объемное изображение). Закрепить умение выделять этапы в создании конструкции. Развивать практические навыки, сформировать пространственные представления.