Светлана Мочалова
Семинар-практикум для педагогов «Конфликтные дети в группе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Вступительная часть.
Слайд 1.
Педагог-психолог : уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим о детях в детском саду, которые создают конфликтные ситуации. С чем это связано, и каким образом корректировать поведение такой категории воспитанников.
Приведите пример, пожалуйста, из своей практики конфликтного поведения детей. (Педагоги приводят примеры.)
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Конфликтные дети в группе детского сада“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Как, по-вашему, можно охарактеризовать конфликт, что это? (Ответы педагогов).
2. Основная часть.
Слайд 2.
Педагог-психолог : понятие «конфликт» имеет разные определения, как в социальной психологии, так и в социологии, педагогике. Одно из них вы видите на слайде. Основное в данном определении это слово «противоречие», т. е. столкновение потребностей конфликтующих сторон.
Слайд 3. Причинами конфликтной ситуации у дошкольников может быть спор из-за игрушек, распределение роли в игре, в деятельности. Это ситуативный конфликт, который педагог или сами дети могут разрешить сиюминутно. Дети конфликтуют, особенно в раннем возрасте, потому что у них не сформированы коммуникативные навыки, т. е. навыки общения и взаимодействия со сверстниками. Особенно это проблематично у детей, с отсутствием речи, логопедическими проблемами. Третьей причиной конфликтов среди детей являются неудовлетворённые потребности конфликтующего ребенка. Например, если в семье конфликтующего ребенка не все ладно, родители часто ссорятся, то такой воспитанник может быть агрессивным по отношению к сверстникам. Такое поведение помет быть эпизодичным и зависит от ситуации в семье.
Слайд 4. Конфликты различаются по типу воздействия на личности конфликтующих сторон и на саму ситуацию. Слайд 5. Деструктивные конфликты носят разрушающий характер, не приводят к позитивным изменениям не в личности человека не в самой ситуации взаимодействия. Слайд 6. Конструктивные конфликты, это конфликты, которые успешно разрешаются, изменяют ситуацию взаимодействия в лучшую сторону, а также способствуют развитию коммуникативных компетенций конфликтующих сторон.
Ситуативные конфликты мы рассматривали выше, когда обсуждали причины конфликта. Основное, что здесь необходимо запомнить, что конфликт разворачивается здесь и сейчас и действовать необходимо по ситуации.
Один из самых сложных конфликтов, это внутриличностный. Данный тип требует более долгой коррекции и касается личности самого конфликтного ребенка. Это связано, как правило, с неудовлетворенными потребностями в признании со стороны взрослых, расхождением в восприятии личности ребенка, например, родителями и соответственно педагогами в детском саду, сверстниками в группе. Конфликтующий ребенок может требовать своим поведением понимания, сопереживания, быть участником какой-либо деятельности.
Слайд 7. Для того чтобы знать, каким образом корректировать поведение конфликтных детей, успешно это делать, необходимо знать психотипы конфликтных детей. Данные психотипы были выявлены и обозначены в процессе исследования в детских садах г. Москвы педагогами совместно с психологами Московского городского педагогического университета. В процессе характеристики психотипов прошу каждого осмыслить и проанализировать детей своей группы.
Первый психотип - «Я всегда прав». Такой воспитанник всегда доминирует в группе сверстников, инициатор игр, главенствует в деятельности, всегда в центре внимания. Такие дети чувствуют конкурентов и пресекают любые выпады других детей, считая себя всегда правыми и первыми.
Второй - «Я лучше других». Отличие от предыдущего психотипа – высокомерие к сверстникам, демонстрация своего превосходства («ты глупый, я лучше знаю»). Эти дети эмоционально активны. Партнер для него «зеркало», в котором он видит себя лучшим.
Психоотип - «Я взрослый, главный» реже вступает в конфликт, чем два первых. Такие дети управляют ситуацией дипломатично. Это лидеры, командиры. Если партнер отказывается от взаимодействия, то они мотивируют его подобной фразой «ты много потеряешь», копируют модель поведения взрослого : шантажируют, убеждают, упрекают.
Дети с психотипом - «Я за себя постою» также менее конфликтны. Эти дети чувствительны, прежде всего, к себе, боятся ущемления своих интересов, стремятся к равенству среди сверстников. Конфликтуют только тогда, когда их притесняют, обижают.
Тип - «Я хороший» наименее конфликтные дети. Сильно переживают, если к ним относятся недоброжелательно, опасаются отрицательных оценок, часто оправдываются. Контролируют выполнение норм и правил в группе, удивляются, когда другие их нарушают. Сильно переживают, когда на них обижаются.
Последний психотип - «Неконфликтные дети». Такой психотип встречается редко, т. к. у данных детей высоко развиты навыки и умения взаимодействия со сверстниками, что бывает очень редко в современных детских садах.
Эти дети конфликтуют редко, ведут семя по-деловому, предлагают варианты разрешения конфликта, выслушивают другую сторону. Если не удается разрешить конфликт, то переключаются на других сверстников и другую деятельность. Такие дети видят сверстника, у них развито чувство эмпатии, они всегда нацелены на получение положительного результата и стремятся к этому.
Особое внимание необходимо обратить на две первые группы. Это самые конфликтные дети. Слайд 8. На слайде вы видите психологические особенности таких детей. Прошу каждого из Вас по очереди выделить таких детей в Вашей группе. (Проходит обсуждение.)
Слайд 9. Коррекция конфликтного поведения носит системный характер. Это коррекция развития личности ребенка: восприятия себя взрослыми, сверстниками. Необходим индивидуальный подход к такому ребенку в плане учета его поведенческих особенностей и конфликтного психотипа, изменения стиля взаимодействия и общения. Отработка коммуникативных навыков и навыков взаимодействия со сверстниками проходит через социализирующие игры и игры на развитие эмпатии, волевой и эмоциональной сфер воспитанников.
Слайд 10. Примеры игр вы видите на слайдах. Сейчас я предлагаю сыграть в игру «Рисунки на спине».
Педагог-психолог объясняет правила. Игра проводится 2 раза.
Сейчас игра «Совместные рисунки». Предлагаю сесть парами и нарисовать один рисунок на двоих, молча, не договариваясь о сюжете.
Заключительная часть.
Уважаемые коллеги, прошу Вас, поделится своими впечатлениями от семинара и в одной фразе выразить то, чему вы научились или узнали в процессе нашей встречи. (Проходит рефлексия по кругу).
Предлагаю Вам памятки, в которых Вы найдете характеристики конфликтных детей и игры по коррекции конфликтного поведения у детей.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ИТОГАМ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«КОНФЛИКТНЫЕ ДЕТИ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ ДЕТЕЙ
* «Я всегда прав»
* «Я лучше других»
* «Я взрослый, главный»
* «Я за себя постою»
* «Я хороший»
* «Неконфликтные дети»
Психологические особенности конфликтных детей
* 1. Высокая коммуникативная активность.
* 2. Выраженная потребность в признании.
* 3. Завышают свои возможности.
* 4. Противоречия в процессе формирования образа «Я».
Первый психотип - «Я всегда прав». Такой воспитанник всегда доминирует в группе сверстников, инициатор игр, главенствует в деятельности, всегда в центре внимания. Такие дети чувствуют конкурентов и пресекают любые выпады других детей, считая себя всегда правыми и первыми.
Второй - «Я лучше других». Отличие от предыдущего психотипа – высокомерие к сверстникам, демонстрация своего превосходства («ты глупый, я лучше знаю»). Эти дети эмоционально активны. Партнер для него «зеркало», в котором он видит себя лучшим.
Психоотип - «Я взрослый, главный» реже вступает в конфликт, чем два первых. Такие дети управляют ситуацией дипломатично. Это лидеры, командиры. Если партнер отказывается от взаимодействия, то они мотивируют его подобной фразой «ты много потеряешь», копируют модель поведения взрослого: шантажируют, убеждают, упрекают.
Дети с психотипом - «Я за себя постою» также менее конфликтны. Эти дети чувствительны, прежде всего, к себе, боятся ущемления своих интересов, стремятся к равенству среди сверстников. Конфликтуют только тогда, когда их притесняют, обижают.
Тип - «Я хороший» наименее конфликтные дети. Сильно переживают, если к ним относятся недоброжелательно, опасаются отрицательных оценок, часто оправдываются. Контролируют выполнение норм и правил в группе, удивляются, когда другие их нарушают. Сильно переживают, когда на них обижаются.
Последний психотип - «Неконфликтные дети». Такой психотип встречается редко, т. к. у данных детей высоко развиты навыки и умения взаимодействия со сверстниками, что бывает очень редко в современных детских садах.
Эти дети конфликтуют редко, ведут семя по-деловому, предлагают варианты разрешения конфликта, выслушивают другую сторону. Если не удается разрешить конфликт, то переключаются на других сверстников и другую деятельность. Такие дети видят сверстника, у них развито чувство эмпатии, они всегда нацелены на получение положительного результата и стремятся к этому.
Игры на развитие коммуникативных способностей
* 1. «Дополни фразу»
* 2. «Сосед»
* 3. «Зеркало»
* 4. «Доброе животное»
* 5. Совместное рисование.
* 6. «Клеевой дождик»
* 7. Рисунки на спине.
Педагог-психолог высшей категории Мочалова С. В.