Мария Зайцева
Семинар-практикум для педагогов «Игры, которые лечат»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
«Игры, которые лечат. Нетрадиционные методы оздоровления в детском саду» Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в области физиче-
ской культуры и способствование освоению игровой техники, направленной на укрепле- ние и сохранение психического и физического здоровья воспитанников
Форма проведения: игра-практикум Форма одежды: спортивная Структура:
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Игры, которые лечат“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
1. Сообщение «Модернизация физкультурно-оздоровительной деятельности в до- школьном учреждении».
2. Сообщение «Психогимнастика как форма оздоровления воспитанников»
3. Практическое задание: выполнение игр совместно с педагогами и воспитателем.
4. Сообщение «Использование арттерапии в работе с дошкольниками».
5. Практическое задание: выполнение игр совместно с педагогами и воспитателем.
6. «Сказкотерапия в детском саду».
7. Практическое задание: Сказкотерапия.
8. «Игровой стретчинг»
ХОД:
Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности чело- века. Интерес к здоровью и здоровому образу жизни закономерен для России. Забота о своём здоровье берёт начало в народной культуре. «Здоровью цены нет», «Болезнь че- ловека не красит» - гласит народная мудрость. Сущность и функции здорового образа жизни отличаются от традиционных представлений о здоровье индивида. Обеспечить его может только сам человек. К сожалению, в современном мире человек ещё не до конца осознал, что достижения материальной культуры не способны дать ощущение полного счастья. Как остроумно заметил известный специалист в области здорового об- раза жизни Поль Брегг, «за деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит; лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечения, но не счастье…». В каждом веке был свой идеал человека. Наше время создаёт суррогаты идеала в виде только преуспеваю- щего, «безпроблемного человека», умеющего хорошо приспосабливаться, считающего, что за деньги можно купить всё. В противоположность этому необходимо формирование гуманистического идеала. Идея гармонии души и тела не нова. Основы будущей здоро- вой личности закладываются в дошкольном возрасте. Правильно поставленное воспита- ние ребёнка, начиная с первых дней жизни, играет огромную роль не только в развитии характера, но и в укреплении его физического и психического здоровья. В целом совре- менные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ опреде- лились, сложился системный подход к организации этой деятельности. Но любая си- стема не прослужит достаточно эффективно и долго, если не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Оснований для модернизации содержания физкуль- турно-оздоровительной работы в ДОУ достаточно много.
Но главными считаются следующие:
1. Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в от- ношении своего здоровья и здоровья окружающих;
2. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания. Позиция созидателя
в отношении своего здоровья и здоровья окружающих базируется на потребности инди- вида в здоровье, здоровом образе жизни, а также самооценке им состояния своего здоро- вья. Проблема заключается в том, что, таковой, потребности в здоровье у ребёнка нет. Она есть у родителей, школы, общества. Ребёнок не замечает своего здоровья и воспри- нимает его как естественную данность. Он верит в его нерушимость. Пока ребёнок мал, многое кажется ему достижимым. Но по мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам. К сожалению, у большинства детей уже сформирована позиция пассивного отношения к своему здоровью. В укреплении и со- хранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать своё здоровье и свои физические воз- можности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для дошкольного возраста предусматривает:
- знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- знание о своём физическом развитии, уровне физической подготовленности. Необ- ходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укрепле- нию здоровья детей является одной из важнейших задач на современном этапе модерни- зации дошкольного образования. В дошкольном учреждении должен осуществляться комплексный подход в оздоровлении детей. Организация лечебно - профилактической работы, проведение физкультурных занятий, валеологическое просвещение воспитанни- ков должны идти одновременно, рука об руку. Модернизация содержания физкультурно- оздоровительной работы дошкольного учреждения связана с разработкой особого меж- дисциплинарного научно-практического направления - развивающей педагогикой оздо- ровления. Основные идеи педагогики оздоровления реализуются в Программе развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 2-7 лет, а её ключевым принципом является индивидуально-дифференцированный подход. К числу других ос- новных принципов педагогики оздоровления относятся:
- развитие творческого воображения;
- формирование осмысленной моторики;
- создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;
- формирование у детей способности к содействию и сопереживанию. Развитие твор- ческого воображения – главное психологическое завоевание дошкольного возраста. Раз- витие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Например, имитируя позу «ко- шечки», ребёнок естественно «преображается». Не надо объяснять ему, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи черты. В этот момент «включаются» все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, лок- тях и пальцах.
Второй принцип оздоровительно-развивающей работы тесно связан с первым, это формирование осмысленной моторики. Движение может стать произвольным, управля- емым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. Например, по- становку осанки у ребёнка необходимо предварять ориентировкой на позу, как вырази- тельную характеристику положения тела в пространстве. Это можно сделать при по- мощи специальных игровых упражнений: «Стоп-кадр» (имитация фотографических изображений, «Скульптор и глина» (один ребёнок создаёт скульптуру из первоначально неоформленной «глины», которую изображает другой ребёнок). Осмысленная моторика лежит в основе навыков рационального дыхания. Она, как уже отмечалось, связана с ра- ботой воображения. Поэтому особую ценность имеют дыхательные упражнения,
выполнение которых предполагает его активизацию: рисование дыханием в воздухе во- ображаемых фигур и т. п.
Третий принцип оздоровительной работы – создание и закрепление позитивного пси- хосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности. Например, игровое упражнение «Лепим умелую и уверенную руку» предлагает ребёнку побывать в роли скульптора и «материала» для лепки. Одна рука выполняет «ваятельские» функ- ции разминает, поглаживает каждый пальчик другой руки («материал», придаёт ему особый характер. В игре у ребёнка создаётся положительный эмоциональный настрой, вместе с тем активизируются биологически активные точки кожи, расположенные на руке, путём своеобразного массажа, психомоторной релаксации и т. д. Комплексы таких упражнений представлены в сборнике «Минуты, берегущие здоровье». Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию является четвёртым принципом. Например, делая массаж друг другу, дети обмениваются тактильными посланиями. Мас- саж становится формой невербального общения детей, где каждое движение носит смысл адресованного общения одного ребёнка к другому. Через тактильный контакт ре- бёнок выражает своё внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывает по- лучить «ответ» на своё обращение. Педагогический вывод : Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учрежде- ния, должно базироваться на осознанном отношении ребёнка к своему здоровью, кото- рое в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Тема нашего семинара «Игры, которые лечат. Нетрадиционные методы оздоровления в детском саду». Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызван- ного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выпол- няют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции. Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Игры укреп- ляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют про- филактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импро- визации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, наце- ленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проиграв- ших - все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта
Начнем мы знакомство со знакомой и пока еще далекой методики «Психогимнастика»
Сообщение Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и пре- дупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Основные достоинства психогимнастики:
• игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошколь- ного возраста);
• сохранение эмоционального благополучия детей;
• опора на воображение;
• возможность использовать групповые формы работы.
Цели психогимнастики:
• опора на естественные механизмы в развитии ребенка;
• преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;
• снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;
• создание возможности для самовыражения;
• развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).
Арт-терапия -На сегодняшний день это стремительно набирающий популярность ком- плекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества. В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому- либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Задачи арт-терапии для дошкольников
• Развитие речевой и познавательной активности.
• Развитие уверенности в себе.
• Стабилизировать эмоциональное состояние, научить его контролировать эмоции.
• Стимулирование креативного мышления.
• Развитие личности, а именно воспитательные моменты, касающиеся вежливости, благодарности, понимания, помощи т. д.
В последние годы арт-терапия приобрела педагогическое направление. В школе и в детском саду она выполняет следующие функции:
• Координирующая
• Познавательная
• Развивающая
• Адаптационная
• Коммуникативная
• Стимулирующая
• Диагностическая
• Психотерапевтическая
Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:
Изотерапия – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, ка- рандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать.
Сказкотерапия - это примеры методик психологической помощи детям. Эффектив- ность таких методик уже давно доказана.
Сказкотерапия «Легкий ветерок»
Введение
- Дети, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие, где речь пойдет о ветре. Давайте с вами подумаем и скажем: «Какой бывает ветер?» (Сильный, слабый, игривый, легкий.)
- Как вы считаете, нужен ветер или нет?
- Да, летом ветер дарит прохладу, а зимой, когда ветер стихает, мороз становится доб- рее и не так щиплет нас за щечки.
- Вот мы и подошли к началу сказки. Для путешествия по сказке нам необходима осо- бая сила. Эту силу нам подарит сам ветер.
Вход в сказку
Звучит аудиозапись со звуками ветра, дети на носочках забегают на коврик по кругу.
Каждый садится в позу расслабления.
- Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке?
Сказка
Жил был на свете ветер. Он был очень любознательный и поэтому везде летал и наблюдал за всем, что происходит в мире.
Упражнение «Гимнастика для глаз»
Дети выполняют движения глазами: а) вправо - влево; б) вверх - вниз. Движения проводятся медленно. Голова при этом не двигается.
Его интересовало абсолютно все, а что, вы мне сейчас сами скажете.
Упражнение «За кем и за чем наблюдал ветер»
Показываю карточки, на которых схематично изображены: заяц, вода, дождь, птицы, цветы, деревья.
Но наибольшее восхищение у него вызывали люди, потому что они о своих чувствах не только рассказывали, но и могли их показать на лице (мимикой). Люди могли радо- ваться, тогда они улыбались и смеялись (показываю карточку с улыбкой).
Упражнение «Смех»
Напрягая мышцы живота и положив на живот руку, дети начинают смеяться, чувствуя напряжение.
Могли грустить, тогда они плакали (показываю карточку - грусть).
Упражнение «Плач»
Предлагаю детям представить, что они соскучились и начали плакать. Дети закры- вают лицо руками и имитируют плач. Воспитатель подходит к каждому, жалеет и успо- каивает.
Могли сердиться и быть злыми (показываю карточку - злость).
Упражнение «Злость»
Когда люди сердиты, они иногда обижают того, кто находится рядом, могут сказать что-то обидное, или даже ударить. Чтобы этого не случилось, давайте рассердимся на бумажку, порвем ее и выбросим в корзину. Дети берут бумажки рвут и бросают в кор- зину.
Могли быть добрыми и кроткими, и любить друг друга (показываю карточку - любовь и доброта).
Упражнение «Доброта и любовь»
Пройти по кругу и обнять каждого ребенка, погладить по голове и проговорить, что каждого из них Я люблю. А вы меня любите? Как вы меня любите? Дети бегут к воспи- тателю и обнимают его.
Глядя на людей, ветер также решил передать свое настроение. Когда был добрым, он едва пролетал над землей, даря людям и всему живому легкую прохладу.
Упражнение для дыхания «Листочек»
Дети берут в руки листочки на ниточке и начинают дуть на них.
Когда ветер грустил, он звал свои облака, и те почти всегда плакали, жалея печальный ветер. А когда облака плачут, что происходит на земле?
- Да, верно, идет дождь.
Но, когда ветер рассердился, на земле образовались бури и ураганы. Ветер был таким сильным, что срывал крыши на домах, вырывал с корнем деревья и швырял их на боль- шие расстояния. Он был так силен, что мог поднять в воздух даже автомобиль (включаю запись урагана по телевизору).
Увидев, что он оставил после вспышки гнева, ветер испугался, ему стало стыдно.
Упражнение «Страх - стыд»
Дети открывают немного рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, «съеживаются» от страха. Затем отпускают страх и напряжение, опускают голову и плечи и замирают в позе расслабления.
И тогда ветер понял, что худшая черта характера у людей - это злость. Не надо злиться! Мы должны быть добрыми, любить, жалеть друг друга и природу, которая нас окружает. Тогда и природа нам ответит добром на добро.
Заключительная беседа
Вот и закончилась наша сказка. Всю волшебную силу мы потратили и вернулись снова в наш детский сад.
- Вам понравилась сказка?
- Каким ветер был в сказке?
- У кого ветер научился злиться?
- Итак, какой мы можем сделать вывод? Если люди будут жалеть друг друга и при- роду, то и природа нас отблагодарит за это.
- Вы, молодцы! И чтобы порадовать вас, ветер передал каждому подарочек. Пролетая над лесом, белочка попросила ветер, чтобы он угостил вас орешками, за то,
что вы поняли, как важно беречь природу. Они очень полезны, а еще с ними можно по- играть.
Согласитесь, играя с детишками, вы как будто сами попадаете в свое детство, стано- витесь непосредственными и начинаете лучше понимать своих детей.
Игра положительно влияет на ребенка. Он обретает новые определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, потихоньку готовится к взрослой жизни. Игра обладает и лечебным действием, избавляет от психологической травмы, позволяя пережить травмирующие обстоятельства в облегченной форме.
И так мы с вами рассмотрели несколько новых технологий, которые активно могут использоваться в работе с воспитанниками.
Помните, самое главное - это не во что играть, а то, как играть. Самая эффективная психотерапия - это любовь к детям.
Решение:
1. Обогащать опыт работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в обра- зовательный процесс
2. Включать в работу с воспитанниками инновационные виды здоровьесберегаю- щих технологий (арт - терапию, сказкотерапию, психогимнастику)
3. Создать в группе картотеку игр по психогимнастике, сказкотерапии.
4. Знакомить родителей со здоровьесберегающими технологиями через практиче- ские семинары, мастер-классы.