Залина Дзгоева
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие мелкой моторики у леворуких детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов
Учитель-логопед СПМБДОУ №10
З. А. Дзгоева
Тема: «Развитие мелкой моторики у леворуких детей»
Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики леворуких детей дошкольного возраста, рассмотреть условия для развития мелкой моторики леворуких детей.
Задачи: 1. Рассмотреть феномен леворукости.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Развитие мелкой моторики у леворуких детей“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Рассмотреть проблему детской леворукости.
3. Рассмотреть значение развития мелкой моторики леворуких детей.
4. Привести примеры упражнений по развитию мелкой моторики.
Оборудование: по два листа бумаги формата А4 на каждого, карандаши с гранями, нейропрописи, по два простых карандаша на каждого, ноутбук, проектор, экран.
Ход семинара:
Левшество веками было и остается неразгаданной, притягивающей внимание, загадкой. Стремление разгадать эту тайну, по сути – отражение глубинного, часто, неосознанного желания человека постичь природу иного, необычного, исключительного, желания заглянуть в Зазеркалье и, тем самым, осознать свою «неособенность».
Исторически к этой генетической особенности – леворукости (а левшество чаще всего воспринимается как леворукость) сложилось отношение не как к индивидуальному варианту нормы, а как к аномалии, нарушению развития.
Действительно, большая часть человечества – праворукие и только 5-12% составляют леворукие. Но следует понимать, что и внутри по своему составу праворукие и леворукие группы неоднородны. Среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие : те, кто выполняют одной или другой рукой все действия или же только некоторые действия, и амбидекстры (обоерукие) – люди, одинаково хорошо владеющие и правой, и левой рукой.
Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии и рассматривалась в трудах многих ученых, педагогов и психологов. Изучение особенностей детей осложняется тем, что существуют различные причины леворукости, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытая леворукость». Также, ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Чтобы разобраться во всем многообразии этих проявлений, прежде всего, разграничим понятия «леворукость» и «левшество».
Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество – комплексная характеристика, отражающая бо льшую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие).
Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт. В результате у детей развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость – не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой – значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок.
В процессе насильственного переучивания ребенок становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, у него снижается аппетит. Позднее появляются более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание. Согласно медицинской статистике, каждый третий ребенок с заиканием – это переученный левша.
Действительно ли левши «неспособные», «неловкие», «неумелые» или они могут в чем-то превосходить правшей? Трудный вопрос, и на него нет однозначного ответа. Прежде всего потому, что леворукое меньшинство еще не очень хорошо изучено, да и предубеждение против левшества не изжито. Кроме того, левши вынуждены жить в праворуком мире: писать они, конечно, могут и левой рукой, а все остальное – от дверной ручки до сложнейших станков, почти во всех странах – в основном для праворуких. Поэтому нельзя исключить постоянно действующий декстра-стресс – стресс праворукой среды, в которой левша вынужден жить. А значит, левши находятся в менее благоприятных, чем правши, условиях существования.
За последнее десятилетие количество леворуких дошкольников значительно увеличилось. Если сравнивать с 90-ми годами, то при средней наполняемости группы детского сада 25-30 человек, леворуких детей было 1-2, в настоящее время, при такой же наполняемости группы, количество леворуких детей увеличилось в 2,5 раза.
В своих работах по исследованию познавательных функций леворуких детей педагоги-психологи выявляют следующие особенности их развития :
отставание в формировании пространственного восприятия;
отставание в развитии зрительно-моторной координации;
моторная неловкость тонкой координации движений руки (слабо развитая мелкая моторика);
более низкая скорость деятельности (дети могут работать медленно, но качественно или наоборот) и др.
Целенаправленная работа по совершенствованию мелкой моторики оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов, подготовку руки к письму. При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Особое внимание уделяется тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект. Движения кисти пальцев становятся точными и координированными.
Своевременное развитие мелкой моторики и точной координации рук у детей, формирование синтеза зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают быстрое и правильное развитие навыков чтения и письма.
Письменная речь – явление многогранное. Существенной ее составляющей считается письмо, как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а, следовательно, и графическими навыками – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, без овладения графическим навыком. Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма. Процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма неодинакова. К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли, что в свою очередь, затрудняет процесс овладения письмом. Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных графических умений. Нужно отметить, что для леворуких дошкольников, впрочем, так же, как и для праворуких – важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Этим займутся учителя в школе. Кстати, стоит отметить, что для леворуких детей разработаны специальные прописи, т. к. им недоступна техника неотрывного письма. В продаже можно встретить ручки для левой руки, с необычным изгибом. Но необходимость в специальных приборах для левшей (за исключением ножниц) вызывает сомнения. С ними ребенок так и не научится пользоваться обычными вещами.
На этапе дошкольного детства нам необходимо создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости. В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга, что положительно влияет на развитие речевого центра. По результатам анализа развития произвольной моторики пальцев рук воспитанников, выявлена необходимость целенаправленной работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки ребенка к письму. Каким же образом можно развивать «ручную умелость»?
Конечно, это всевозможные виды игровой деятельности:
пальчиковая гимнастика и игры;
лепка и вырезание ножницами;
игры с мозаиками, бусинами и пуговицами;
игры в различные шнуровки.
Для создания мотивации у детей целесообразно применять нетрадиционные приемы изобразительной деятельности: работа с соленым тестом, овладение простейшими способами оригами, техникой пластилинографии и ниткографии.
Для развития у детей графомоторного навыка следует использовать игровые графические упражнения «Дорожки», «Не выходи за контур», «Штриховка», поочередное дорисовывание правой и левой сторон рисунка (зеркальное отражение другой стороны, штрихование предметов по словесной инструкции взрослого. Они помогут детям освоить умение анализировать рисунок и замечать контур. Развитие у детей умения закрашивать рисунок будет происходить в свободной форме, т. к. детям предлагаются на выбор разные средства: трафареты, раскраски, игровые задания «Соедини точки и узнай, кто спрятался», калька для обведения по контуру. Необходимо создавать условия для свободного доступа и выбора детьми различных видов деятельности. Педагог выступает в роли подсказчика.
Очень важно на данном этапе сформировать у детей умение ориентироваться на листе бумаги: знать где верх и низ, лево и право. Для этого предлагаются задания на рисование фигур и предметов по образцу, по словесной инструкции взрослого: в середине листа, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.
А теперь, уважаемые коллеги, давайте перейдем к практической части нашего семинара и рассмотрим несколько упражнений и игр, которые мы можем использовать в работе с детьми как леворукими, так и праворукими – они будут одинаково полезны для всех. При этом, нам понадобится минимум материалов – только бумага и карандаши с гранями. Но, для начала, давайте выполним небольшую разминку и «потанцуем» нашими пальцами. Внимание на экран, повторяем движения вместе с автором канала «Палец вверх».
1. Оригинальный танец «Эмодзи» (видео на экране)
2. Упражнения с бумагой.
Для следующих двух игр нам понадобится по два листа бумаги. Мы берем в каждую руку по листу бумаги и начинаем ее сминать до тех пор, пока мы не превратим их в маленькие комочки и не зажмем их в кулачках. При этом, делаем это одновременно обеими руками, но руки друг другу не помогают. После того, как мы полностью смяли бумагу, нам нужно осуществить обратный процесс, т. е. постараться максимально ее разгладить обратно. Руки, опять же, работают одновременно, но обособленно, не помогая друг другу.
Отлично, мы справились! Положили листы перед собой на столах, еще раз разгладили их обеими ладонями – каждая ладонь расправляет свой лист. И теперь наша задача – начать отрывать от них маленькие кусочки так же одновременно обеими руками. И снова правая и левая руки работают, как бы, сами по себе, не помогая друг другу.
3. Упражнения с граненым карандашом.
«Добывание огня».
Зажимаем карандаш между ладоней и совершаем растирающие движения, ощущая как грани карандаша массируют и «пробуждают» каждую клеточку на ладонях.
«Точилка».
Я точилку беру – кладем карандаш на ладонь
Карандаш в нее кладу – закрываем ладонь, зажимая кончик карандаша
Будет, будет карандаш
Очень острым у нас – прокручиваем карандаш пальцами другой руки
Выполняем сначала одной рукой, затем – другой.
Усложнение: прокручивать карандаш только двумя пальцами – большой-указательный, большой-средний, большой-безымянный, большой-мизинец.
«Место встречи».
Берем карандаш с двух сторон двумя пальцами и скользим по нему до тех пор, пока пальцы не «встретятся» друг с другом. Выполняем пальцами поочередно: большой-указательный, большой-средний, большой-безымянный, большой-мизинец.
4. Нейропрописи.
Ну, и последнее на сегодня упражнение – это нейропрописи. И это отличная тренировка не только для пальцев рук, но и для мозга, потому что мы будем действовать двумя руками одновременно. Следовательно, оба полушария мозга будут вовлечены в процесс работы.
В заключение нашего семинара хочется еще раз повторить:
Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.
Следует помнить, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.
Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года, используя для этого специальные пробы.
Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.
Успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны взрослых.