юлия кель
Семинар-практикум для педагогов «Дети и их права»
▼ Скачать + Заказать документы
Напишите, какие обязанности есть у вашего ребёнка?
А теперь переверните лист на другую сторону и напишите, какие права, по вашему мнению, имеет ваш ребёнок?
Что было легче перечислять: права или обязанности?
А какие права вы предоставляете своему ребёнку?
Получается, что прав у наших детей гораздо меньше, чем обязанностей. Почему? Мы не хотим признавать права за нашим ребёнком? Или же мы их просто мало знаем?
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Дети и их права“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В последнее время в нашей стране много говорят о правовом государстве. Наиважнейший смысл всех международных актов о правах ребёнка заключается в общих принципах защиты детства, вытекающих из общепризнанных прав человека любого возраста и означающих прежде всего осознанную ответственность мира взрослых перед миром детей. Основной определяющий права человека документ — Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объеденённых Наций (ООН) в 1948 году.
Потребовалось долгих 11 лет, чтобы из этого, касающегося каждого человека, документа выросла Декларация прав ребёнка, принятая 20 ноября 1959 г.
Наиболее современный документ — Конвенция ООН о правах ребёнка, принятая в 1989 г. В СССР она ратифицирована 13 июня 1990 г. Ратификация — обязательства нашей страны на будущее, подчёркивающие уважение прав человека вообще и ребёнка в частности.
Сегодня мы с вами более подробно ознакомимся со Всеобщей декларацией прав человека.
А помогут нам в этом старые добрые сказки.
1. чтение отрывка сказки «Заюшкина избушка».
Выберите статью, которая подходит к сюжету из сказки.
Это статья 12.
Действия Лисы можно связать со статьёй 13.
2. (А. Толстого «Приключение Буратино», отрывок, когда Мальвина пытается обучать Буратино, а тот не желает обучаться).
Это статья 26
3. (танец и песня из мультипликационного фильма «Чунга-чанга» на сл. Ю. Энтина).
Это статья 2
4. (высказывание детей)
например фраз: «Я думаю, что учиться надо для того, чтобы.».
Это статья 19.
А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть: сесть поудобнее, по желанию можно закрыть глаза, расслабиться и послушать хорошую музыку.
5. звучит аудиозапись «Апрель» из «Времён года» П. И. Чайковского.
Это статья 27.
Права ребёнка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.
В статье 18 (п. 1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интнллектуального развития ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию.
С 1 января 1997 года в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребёнком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса.
Право ребёнка на защиту своих законных интересов закреплено в ст. 56 Семейного кодекса.
Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребёнка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребёнка. Для проверки сообщений представители этого органа (с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции) наделены правом посещения таких семей с последующим принятием решений.
В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребёнка также несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты (п. 3 с. 7 Федерального закона от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»).
Таким образом, к основным задачам дошкольного образовательного учреждения относятся:
принятие решения об организации работы по оказанию помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
установление контакта со специальными службами защиты детей;
проведение работы по формированию правового сознания родителей.
А сейчас я вам предлагаю викторину «Знаем ли мы права детей». - (деловая игра)
Цель деловой игры:
пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе.
Задания и вопросы викторины:
1. Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребёнка :
У детей есть только одно право : делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в своё время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью. (В статье 2).
Ребёнок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам. (В соответствии со статьёй 9).
2. Выберите правильный ответ.
Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребёнка?
а) Ф. М. Достоевскому +
б) А. П. Чехову
в) А. М. Горькому.
В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребёнка?
а) 1948 г.
б) 1959 г. +
в) 1966 г.
В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка?
а) 1968 г.
б) 1982 г.
в) 1989 г. +
Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т. д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?
а) таких различий нет +
(согласно статье 2).
б) национальная принадлежность
в) состояние злоровья.
Кто несёт основную ответственность за воспитание ребёнка?
а) педагоги
б) родители +
(согласно статье 18).
в) члены правительства.
На кого Конвенция о правах ребёнка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
а) на благотворительные организации
б) на иностранных спонсоров
в) на государство +
(согласно статье 20).
Государство должно защищать ребёнка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках
б) может мешать образованию и вредить здоровью +
(согласно статье 32).
в) не соответствует интересам и склонностям ребёнка.
Обращение с детьми, причастным к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них:
а) чувства страха перед наказанием
б) осторожности в реализации своих желаний
в) чувства достоинтства и значимости +
(согласно статье 40 ребёнок).
ООН считает человека ребё нком от рождения до:
а) 16 лет
б) 18 лет +
(согласно статье 1).
в) 19 лет
Хочется остановиться более подробно на теме «Жестокое обращение с детьми». Что это такое?
«Проблемные» родители — не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми — это не т олько побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребёнка. Это — унижение, издевательства, различные формы пренбрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Нарушению прав ребё нка могут способствовать следующие факторы риска:
неполные и многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, с наличием отчимов и мачех;
присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
безработица, финансовые трудности;
постоянные супружеские конфликты;
статус беженцев, вынужденных переселенцев;
низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
нежеланный ребёнок;
умственные или физические недостатки ребёнка;
«трудный» ребёнок.
В случае выявления жестокого отношения к ребёнку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.
Основные признаки, которые длжны привлечь внимание педагога :
Психическое и физическое развитие ребёнка не соответствует его возрасту.
Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребёнка.
Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
Отказ ребёнка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.
Судорожное реагирование на поднятую руку (ребёнок сжимается, как бы боясь удара).
Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса.
К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Наличие какого-либо признака не обязательно свидетельствует о том, что ребёнок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.
На жалобы по поводу поведения сына или дочери в детском
саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
Часто меняют детского участкового врача, переводят ребёнка из одного дошкольного учреждения в другое.
Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребёнком?
Прежде всего постарайтесь завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребёнка дома, посмотреть в каких условиях он живёт, постараться установить контакты с семьёй. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду/
Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребёнка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялось по отношению к ним самим.
Необходимость решения этой задачи определяется тем, что часто в повседневном общении с ребёнком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредотачиваясь лишь на негативных проявлениях. Поэтому демонстрация воспитателем доброжелательного отношения ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителей каждого ребёнка, показать и рассказать, чему он научился за прошедший день, способность почувствовать и по возможности «снять» родительскую тревожность являются важнейшими условиями построения доверительных отношений с родителями.
Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребёнка в семье, прежде всего должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребёнку.