стребкова татьяна
Семинар-практикум для педагогов «Методы удержания внимания на занятиях у детей дошкольного возраста с СДВГ»
▼ Скачать
«Методы удержания внимания на занятиях у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»
ЦЕЛИ : Формирование у педагогов навыков работы по удержанию внимания
у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
ЗАДАЧИ:
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Методы удержания внимания на занятиях у детей дошкольного возраста с СДВГ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Познакомить педагогов с особенностями проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей
2. Предложить педагогам рекомендации по эффективной работе с такими детьми.
3. Закрепить на практике приемы привлечения и удержания внимания дошкольников в совместной деятельности.
План семинара
1. Организационный момент.
2. Что же такое внимание? Какова его роль в развитии ребенка?
3. Портрет гиперактивного ребенка.
4. Практическая викторина для обмена опытом педагогов по проблеме семинара.
5. Рефлексия
Ход мероприятия
1. Добрый день, уважаемые коллеги!
Я очень рада всех вас приветствовать на семинаре по теме «Методы удержания внимания на занятиях у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»
А перед тем как начать рассказывать, уважаемые коллеги, я попрошу Вас оценить собственное эмоциональное состояние при помощи тест – бабочек. Возьмите ту бабочку, цвет которой Вам наиболее импонирует и поднимите её так, чтобы её было хорошо видно. А теперь попробуем оценить состояние всей группы. Цвет каких бабочек преобладает? (ответы участников).
Кто скажет, какова моя цель сегодня? (ответы участников).
А ваша цель? (ответы участников)
А сейчас свою бабочку, посадите, пожалуйста, на свою ладонь. А я расскажу вам одну легенду.
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил:
- как вы считаете, что ответил мудрец?
“Всё в твоих руках”.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя любимым, красивым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках.
Сегодня, уважаемые коллеги, на данном семинаре также все в ваших руках, как эта бабочка, если вам понравится семинар, и вам пригодятся полученные знания - это будет значить, что наши труды не напрасны.
2. Внимание - это одно из самых уникальных свойств человеческой психики, без которого практически невозможно добиться успеха в учебе, карьере или спорте. Да и в повседневной жизни рассеянным людям приходится очень "не сладко". Поэтому вопросу развития внимания необходимо придавать особое значение едва ли не с самого рождения ребенка. К шести-семи годам ребенок приобретает определенный опыт управления вниманием, что, кстати, является одним из основных показателей его готовности к посещению школы.
3. Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы от проведенного занятия.
В детский сад ходить хочу!
Всех там жизни научу:
Взрослым нервы потреплю,
Детям шишки всем набью,
Разорву всем куклам платья,
Разрисую все кровати!
Буду делать, что хочу,
На ругают - закричу,
На прогулке потеряюсь,
Матом громко поругаюсь.
Станут делать замечанья -
Расскажу всё маме с папой!
Папа стукнет кулаком,
мозг вам вышибет потом!
Мама будет расстроенной,
Ведь я у неё особенный-
Очень чувствительный и креативный,
Очень - при очень гиперактивный!
Каждому воспитателю знаком этот портрет
Уважаемые коллеги, подумайте 1 минуту и закончите фразу - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ – это…
Мини-лекция «Что такое гиперактивность?»
Слово «Гипер…» - от греческого Hyper–над, сверху. Слово «Активный» - пришло в русский язык из латинского «actives» и означает – деятельный, действенный. Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
СДВГ - синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, низкая самооценка. Проявления синдрома гиперактивности таковы: повышенный мышечный тонус, чрезмерная чувствительность ко всему раздражительность (к свету, к шуму, нарушения сна, подвижность и возбуждённость во время бодрствования, неспособность ребёнка сосредоточенно заниматься чем-либо (спокойно слушать сказку, играть в игры, требующие концентрации внимания, деятельность носит преимущественно хаотический характер
В последнее время важнейшей психолого - педагогической проблемой цивилизованного мира являются дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Подвижность, любознательность это часть развития малышей. Но существует дети, у которых эти качества достигают патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т. е. сверхподвижными с синдром дефицита внимания. Обучение таких детей требует от педагога индивидуального подхода.
Почти в каждой возрастной группе появились дети, часто отвлекающиеся, очень быстро теряют интерес, которые запросто могут встать во время занятия, пройтись по группе или залезть под стол.
3. Если такое случается, то как педагогу удержать внимания таких детей на занятиях. Я проведу с вами практическую викторину по методам и приемам привлечения и удержания внимания дошкольников. За правильный ответ вы получаете фишку и в конце викторины инициативного педагога ждет приз
1. Самый главный вопрос как нужно вернуть внимание гиперактивного ребенка вопрос?
(показываю мягкую игрушку и стеклянную чашку.) Подберите прилагательные к этим предметам.
Наши предложения коллеги –(выслушать мнения)
Ответ: мягко и бережно, не нарушая при этом его внутренней гармонии ребенка.
2. Где в группе на занятии должен сидеть гиперактивный ребенок?
Наши предложения коллеги –(выслушать мнения)
Ответ: т. к. большое количество детей ребенка возбуждает, старайтесь садить его на первые столы, чтобы он не видел перед собой большого количества детей.
3. С кем в группе на занятии должен сидеть гиперактивный ребенок?
Наши предложения коллеги –(выслушать мнения).
Ответ: ребят, которые обычно вертятся и отвлекаются посадить с более спокойными детьми.
4 Перед началом проведения занятия, что бы привлечь внимание коллеги добейтесь полной тишины. Так?
Наши предложения коллеги –(выслушать мнения)
Во время начала занятия не дожидайтесь полной тишины в группе. Речь воспитателя - это тонкий инструмент, которым педагог должен владеть в совершенстве. Воспитатель должен уметь выражать свои эмоции через интонации в речи. Чтобы привлечь внимание детей используйте голосовые и эмоциональные модуляции (изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса. Сначала можно повысить голос, но потом, как только заметите, что дети угомонились и стали слушать, говорите спокойным и тихим голосом.
Задание для воспитателей: (педагоги вытягивают карточки с возможным вариантом произношения)
а) произнести фразу «Подойди ко мне» – тихо, громко, требовательно.
б) произнести слово «Молодец» – тихо, громко, нежно, удовлетворительно, иронично, восторженно,
5. Воспитателю целенаправленно меняет свое месторасположение
воспитатель сидит- отсутствие внимания
воспитатель стоит- слабая концентрация внимания
воспитатель ходит- средняя концентрация внимания
воспитатель меняет -свое месторасположение усиление концентрации внимания
6 Используйте экстра раздражители. Как бы случайно, но главное – внезапно, педагог роняет ручку, книгу, резко открывает (закрывает) окно, дверь, включает (выключает) музыку, свет и т. п.
Рассмотрим методы непосредственно для гиперактивных детей.
Метод 1. Удивить детей
Вопрос: кому больше всего удивляется ребенок на занятии?
Наши предложения коллеги –(выслушать мнения)
Ответ: «Каждый воспитатель – артист» психологи заметили: чем более эмоционален, театрален педагог, тем он больше нравиться гиперактивному ребенку, которого влечет все неожиданное. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает включить его внимание на нужный предмет.
Метод 2. Вопрос: гиперактивный ребенок мешает проведению занятия. Кого пригласить на помочь?
Наши предложения коллеги –(выслушать мнения)
Ответ: удивите пригласив сказочного посредника. Пусть, например не как мы привыкли в начале занятия, а по мере надобности, появится любимый герой и заплачет от огорчения, что кто-то мешает занятию, путешествию в сказку разбудил медведя. Все начинают успокаивать его, в том числе и («нарушитель»,что ж ты залезла под стол, спросит персонаж у нарушителя
Когда ребенок справится с собой, сказочный персонаж должен похвалить ребенка: спасибо, Настя ты добрая девочка, моя голова перестала болеть.
Метод 3. Вопрос: лучше всего если привлечь внимание такого ребенка придёт баба Яга, этот герой больше окажет влияние на ребенка, так?
Наши предложения коллеги –(выслушать мнения)
Ответ: только ни в коем случае не пугать страшными персонажами, например, «тебя заберет баба Яга»
Отрицательные герои вообще противопоказаны
Метод 4. Вопрос: целесообразные такие высказывания
«Кира, я вижу, что ты сейчас меня не слушаешь».
Стоит говорить ребенку : «Это ты сделал хорошо, а это – плохо». Так?
Наши предложения коллеги –(выслушать мнения)
Ответ: Негативно окрашенные замечания и оценочные суждения к этим детям вообще не уместны
Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале
Чтобы удержать внимание и желание заниматься в отношениях с ребенком придерживайтесь “позитивной модели”.
хвалите «особенного» ребенка в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи, им нужна частая похвала, можно прямо высказать свое одобрение: «Как мне нравится, что ты….»
«Меня радует, что ты самостоятельно справился с заданием», «Если тебе надо помочь, я всегда готова сделать это» и т. д.
Можно предложить ребенку помощь: «Разреши, помогу!», «Давай сделаем (нарисуем, расскажем) вместе».
5. Вопрос: если ребенок успокоился, его необходимо поддержать эмоционально, какой Метод самой одобрительной эмоцией педагог должны поощрить ребенка?
Наши предложения коллеги –(выслушать мнения)
Ответ: своей улыбкой
Метод 6. Вопрос: чтобы привлечь внимание дошкольника можно попросить помощи у самого ребенка. Что это значить?
Наши предложения коллеги –(выслушать мнения)
Ответ: пусть он разложит листочки с заданиями или принесет маркер для письма на доске. Можно взять ребенка за руку и посадить рядом или посадить к себе на колени и вместе с ним продолжить занятие,
Можно поиграть в игру- предложить ему побыть в роли воспитателя и провести занятие с детьми совместно на некоторое время а самое главное- самим в процессе этого занятия решать, что будет происходить в это время, в какой последовательности
Способ 7. Педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может подойти, положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий “включить” внимание. Так?
Ситуацию показать на любом педагоге (он в роли ребенка)
Педагогу,если он замечает усталость особенного ребенка следует подойти к ребенку (любой воспитатель) взять его ладошки и сказать шепотом, что он делает не так. (Артём ты поешь песню, это мешает нам всем путешествовать по лесу)
Вопрос: Что я сделала правильно?
Наши предложения коллеги –(выслушать мнения)
Ответ: взяла ладони ребенка в свои руки, говорила шепотом.
Вопрос: А что я сделала не правильно?
Наши предложения коллеги –(выслушать мнения)
Ответ: Педагогу следует опуститься на один уровень с ребенком
Говорить надо глядя ему в глаза, а не сверху вниз, и — негромко.
Ладошку и спинку ребенка можно погладить.
прикосновение, поглаживание -что это такое? тактильный контакт
Так вот необходимо использовать тактильный контакт- для привлечения внимания
Метод 8. Вопрос: при выполнении заданий на занятии, что может усилить гиперактивность особенного ребенка?
Наши предложения коллеги –(выслушать мнения)
Ответ: Утомление. Не допускайте утомления ребенка.
Вопрос: если вы почувствовали,что ребенок отвлекается, но при этом не мешает другим, то ему необходим отдых. А кто должен организовать ему этот отдых?
Наши предложения коллеги –(выслушать мнения)
Ответ: помощник педагога может взять его за руку, поглаживать рукой по спинке, снять мышечное напряжение а потом тихонько ему сказать: «Сейчас будет интересно, пойдем, посмотрим, а то пропустим».
Если ребенок настаивает на том, что не хочет присоединяться к группе, помощник должен спросить: «Ты, может быть, устал?» Если устал, то надо предложить прилечь и отдохнуть.
Метод 9. Поменять вид деятельности
Вопрос: если к усталости присоединятся другие дети, то нужно что сделать?
Наши предложения коллеги –(выслушать мнения)
Ответ: поменять вид деятельности
-Если сидели — поиграйте в подвижную игру. Если играли — сядьте или полежите. Можно сделать релаксационный период для всей группы под спокойную музыку: «Отправляемся на ковре-самолете в лето, отдохнем и позагораем, наберемся сил от солнышка и продолжим путешествие».
- сделать пальчиковую гимнастику
-Можно использовать игры из нейропсихологии для повышения нейродинамики.
Например упражнение «Кулак-ладонь».
На первом этапе данное упражнение выполняется обеими руками одновременно. Затем упражнение усложняется – правую руку сжимаем в кулак, а левую распрямляем в ладошку. Одновременно меняем: кулак-ладонь.
-Или же попеть гласные. Тоже в игровой форме. Заодно вспомнили про гласные. из кармана
-Можно проговаривать скороговорки. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания.
-поиграйте в дутибол (футбол теннисным мячиком при помощи дыхания просто дуть или через трубочку)
-сделайте самомассаж колючими шариками Суджок или шишками,
-походите по ортопедической дорожке
-поползайте под столами.
- проведите игры на развитие внимание в слуховой модальности, например: Игра «Послушай тишину».
По первому сигналу колокольчика, данному взрослым, участники начинают двигаться по комнате, бегать, кричать, стучать. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья, закрыть глаза и прислушаться к тому, что происходило вокруг них. По третьему сигналу дети возвращаются на свои места и обсуждают, что было ими услышано.
Вопрос: а что наиболее полезно из перечисленного для концентрации внимания и развития особенных детей?
Наши предложения коллеги –(выслушать мнения)
Ответ: пальчиковая гимнастика или игры. Такая игра — это еще и мини-спектакль, который «оживляет» внимание
Гиперактивные дети непоседливы, а их руки часто находятся в постоянном, иногда бесцельном движении, поэтому полезно обучить этих детей специальным пальчиковым играм, которые бы помогли направить избыточную активность в нужное русло.
Метод 10. Увеличить темп занятия
Попытайтесь «перебыстрить» детей. Скорость восприятия у детей выше, чем у взрослого человека.
Для этого вы должны быть тщательно готовы к занятию, свободно владеть материалом, не подглядывая в конспект. И при необходимости быть в состоянии быстро поменять задания местами, чтобы переключить внимание детей.
Метод 11. Напоминать о «групповых правилах»
Нужен закон постоянства правил,желательно на занятиях ввести общие для группы правила. Все дети берутся за руки, и все вместе произносят слова правил, при помощи которых можно попасть в сказочное путешествие.
Возможны такие: «Дружно, весело играем — никому мы не мешаем» или «Дружно, весело играем — ничего мы не хватаем» (если педагог дает материалы для самостоятельной работы).
Если дети подрались: все вместе беремся за руки и произносим: «Дружно, весело играем — никого не обижаем», а потом «виновники» должны помириться и сделать что то хорошее для ребенка в течении для
Вопрос: Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь Какими?
Наши предложения коллеги –(выслушать мнения)
Ответ: покойными –терпение и спокойствие поводят нас к мудрости. Помните: нет терпения – нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).
Так образом, чтобы привлечь внимание особенного ребенка, удержать его, вызвать желание участвовать в подготовленном Вами мероприятии, в идеале необходимо тонко чувствовать психологию ребенка, ну или соблюдать вышеперечисленные рекомендации, а нестандартные ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники
Метод12. Приучить детей к стоп-сигналам
Можно придумать игру со стоп-сигналами для повышения регуляции и самоконтроля. Договоритесь, что когда во время занятия вы произносите какое-то секретное слово, то все должны, например, хлопнуть. Это будет также способствовать концентрации внимания
Можно выработать условную фразу (например, слова «стоп-игра», жест (на ранних запах рука вверху У меня что то случилось с рукой 1,2,3 рука просит тишины! Спасибо я могу продолжать дальше? постепенно дети привыкнут к этому жесту, и это позволит Вам лишний раз не отвлекаться от темы.
Подсчет фишек. Награждение победителя.
Рефлексия
В заключении необходимо сказать о том, что главное в занятиях с детьми с СДВГ – огромное терпение и юмор, которые всегда помогут разрядить обстановку.
Работая с гиперактивным ребенком, педагог учится сам. Учится любви к детям в ее высшем, безусловном смысле, когда не ждешь от воспитанника великих достижений и побед, а просто открываешь удивительный мир маленького человека.
• Полезна ли для Вас сегодня была эта встреча?
• Какие конкретные приёмы вы будете использовать в своей работе?
Список литературы.
«Гиперактивный ребёнок-это навсегда?» Л. Горячева, Л. Кругляк. СПб. : ИГ «Весь» 2014.
Альтхрр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. «Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития». М. : Издательский центр «Академия», 2004.
Горячева Л., Кругляк Л. «Дети- «катастрофы». Как помочь гиперактивному ребёнку». – СПб. : Крылов, 2008.
И. Лукьянова «Прыгучие невидимки: выставка про детей с гиперактивностью». (Электронный ресурс).
Рассел А. Баркли, Кристина М. Бентон. «Ваш непослушный ребёнок».- СПб. : Питер, 2004.
Чутко Л. С. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства». – СПб. : Хока 2007