МААМ-картинки

Семинар-практикум «Дидактические игры в развитии памяти и внимания у детей с речевыми нарушениями»

Мацепуро Елена
Семинар-практикум «Дидактические игры в развитии памяти и внимания у детей с речевыми нарушениями»
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры, используемые для развития памяти и внимания (группа 1):

Игра 1. «Слова ходят парами».

Публикация «Семинар-практикум „Дидактические игры в развитии памяти и внимания у детей с речевыми нарушениями“» размещена в разделах

Логопед предлагает послушать пары слов и объяснить, почему они связаны друг с другом, дружат, (рыба-озеро). После этого логопед называет по одному слову из пары, дети должны вспомнить второе слово. Объяснить, что если слова, ходят парами, то их запоминать не надо. Они сами о себе напоминают. Прослушать объяснение связи слов. Изменить правило- вспомнить не первое слово, а второе.

.Автоматизация звука [л ] в обратных слогах:

Дятел-ёлка (дятел сидит на ёлке); волк-белка (дикие животные); стол-стул (на стуле сидят за столом); футбол-гол (в футболе забивают гол) ; осёл - козёл (домашние животные) ; фиалка-бутылка).

Игра 2. «Посмотри на меня и запомни слово».

Логопед предлагает детям запомнить 10 слов, используя внешний вид любого человека. Сравнить внешний вид нескольких человек. Объяснить, что все люди выглядят по разному, носят разную одежду. Рассказать, что можно запоминать слова, привязывая их к внешнему виду, одежде. Автоматизация звука [р] в прямых слогах

На платье много пуговиц, как частей у пирамидки. Пуговицы это пирамидка. В карман можно положить карандаш. Карман это карандаш.

Игра 3. «Цепочки ассоциаций».

Логопед показывает предметные картинки и предлагает запомнить их, собрав слова в цепочку ассоциаций. Первый ребенок придумывает ассоциацию, соединяющую 1 и 2 картинку, второй – 2 и 3, пока не кончатся все картинки.

Объяснить, что такое ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Потренироваться находить связь между любыми другими словами. Начать игру, прослушать объяснение связи между парами. Предложить вспомнить все картинки по придуманным ассоциациям.

Автоматизация звука [л] в прямых слогах

Луч, лужа, малыш, ложка, лук, лоб, тулуп, водолаз, кулак, пила, юла, мыло.

Ассоциации: луч часто отражается в луже. По луже ходит малыш. Малыш ест ложкой. В ложке лежит лук. Лук горький и мы морщим лоб. Лоб холодный, а тулуп носят когда холодно.

Игра4. «Что бы это значило?»

Группе детей предлагают карточки с недорисованными изображениями предметов. У каждого разные карточки. Надо угадать, что не дорисовано, затем дорисовать схематично. Затем логопед предлагает запомнить их, составив цепочку ассоциаций. На первом этапе выбирать предметы, которые легко узнать по частям. Далее предложить элементы предметов, не указывающие на явные признаки. Выбирать предметы легко узнаваемые.

Автоматизация звука [р] в обратных слогах

Радуга, роза, ромашка, горох, рука, кукуруза, муравей, расческа, пирамида, парус, рубашка, рукавица, рыба, перо, ручка, карандаш, корова, баран, рак, кораблик.

Приведенная методика развития зрительной памяти

И. Матюгиной

и

Е. Чакаберия,

адаптированная к детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями, помогает добиться высокой результативности коррекционного процесса, подготовить к обучению в школе и предотвратить возникновение дислексии и дисграфии.

Дидактические игры, используемые для обучения приемам запоминания (группа 2):

Игра 1. «Найди отличия». (сравнение картинок).

Цели:

автоматизировать звук [л] в словах;

развивать зрительное восприятие, зрительную память;

развивать мелкую моторику;

формировать навыки самооценки.

Игра 2. «Непослушный щенок».

Цели:

автоматизировать шипящие звуки в словах;

развивать зрительное восприятие и зрительную память;

учить ориентироваться на листе бумаги;

развивать мелкую моторику;

формировать навыки самооценки;

обучать составлению рассказа.

Игра 3. «Тактильные ощущения».

Цели:

автоматизировать шипящие и свистящие звуки;

развивать зрительное восприятие и зрительную память;

учить запоминать при помощи "тактильных" представлений;

развивать мелкую моторику;

формировать навыки самооценки.

Игра 4. «Фотография». (посмотри картинку - нарисуй такую же).

Цели:

автоматизировать шипящие звуки в речи;

развивать зрительное восприятие методом "фотографии";

развивать мелкую моторику.

Игра 5. «Фотография фигур».

Цели:

автоматизировать [р'] в речи;

развивать зрительное восприятие методом "фотографии";

развивать мелкую моторику;

формировать навык самооценки.

Игра 6. «Кто в домике живет?» (барсук-нора, белка-дупло).

Цели:

автоматизировать сонорные звуки;

развивать зрительное восприятие и зрительную память;

учить запоминать изображения при помощи систематичного расположения.

Игра 7. «Я вижу и слышу». (животное – голос).

Цели:

автоматизировать определенные звуки (каждому ребенку предлагаются картинки в соответствии с нарушением звукопроизношения);

учить запоминать значки-символы при помощи "оживления" и "озвучивания";

развивать зрительное и слуховое восприятие, воображение;

обогащать лексический запас.

Игра 8. «Я вижу и чувствую». (животное – голос, запах).

Цели:

учить запоминать при помощи "оживления", "озвучивания", представляя, какой запах может исходить от предмета;

автоматизировать определенные звуки речи;

обогащать словарный запас;

развивать воображение, зрительное восприятие и память.

Игра 9. «Хорошее настроение». (составление предложений, рассказов).

Цели:

обучать умению составлять рассказ;

совершенствовать звукопроизношение;

обогащать словарный запас;

развивать память и воображение.

Зрительную память возможно так же развивать через такие игры, как "Посмотри и назови", "Что изменилось?", "Чего (кого) не стало?", "Что прибавилось?". Запоминание расположения игрушек или картинок. "Сколько картинок будешь запоминать?"

Дидактические игры, используемые для развития внимания и памяти (Юрченко Е. М., (группа 3):

Игра 1: «Будь внимателен»

• Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове «зайчики» дети должны попрыгать, при слове «цапли» - стоять на одной ноге, а при слове «лошадки» - остановиться и стучать одной ногой об пол.

• Теперь попросите идти детей по кругу. Ведущий с разными интервалами и в различном порядке называет слова-команды, а дети их выполняют.

• В дальнейшем можно набор команд расширить.

Игра 2: «Поющие животные»

• Играющим предлагается представить себя животным, любящим петь

• Дети должны по очереди «спеть» (промяукать, прогавкать, промычать и т. д.) какую-нибудь песню. Например, «В траве сидел кузнечик», «В лесу родилась елочка», а остальные - угадать их.

Игра 3: «Послушай и запомни»

• Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча - дождь, ночь - луна, постель - сон, солнце - день, лампа - свет. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша - вспомнить второе слово.

• Усложняя задание, увеличивайте количество пар.

• Обязательно меняйтесь ролями

Игра 4: «Посмотри и запомни»

• На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените, расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.

Игра 5: «Нарисуй узор»

• Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.

Все эти и другие подобные игры помогают педагогу в полном объеме развивать у детей с общим недоразвитием речи внимание и память, а вместе с ними и речь.

Игра 6:«Ушки, нос, рот, глазки»

Детям предлагается показывать предметы названные воспитателем.

Затем правила меняются.

Сначала воспитатель показывает то, что произносит, а затем произносит, но показывает другой предмет. А дети должны показать то, что произнёс воспитатель.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Весёлые куклы».Дидактическая игра «Весёлые куклы». ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕСЁЛЫЕ КУКЛЫ». Цели: - Развитие зрительно-пространственного гнозиса; - формирование умения соотносить вопросы кто?.

Игровые приёмы развития памяти у детей с недостатками речиИгровые приёмы развития памяти у детей с недостатками речи В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности: ребенок запоминает лучше всего яркое, необычное,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Дидактические игры в развитии памяти и внимания у детей с речевыми нарушениями»
Опубликовано: 23 марта 2014 в 01:45
+71Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Дидактические игры в развитии памяти и внимания у детей с речевыми нарушениями»» (включая файлы) размещена пользователем Мацепуро Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 71.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД