Ольга Лебедева
Здоровьесберегающие технологии в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Забота о здоровье — это важный труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
(В. А. Сухомлинский)
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Средняя группа
- Темочки
Оздоровительная работа — это система обеспечения сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека.
Главная цель оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Основные задачи в этом направлении:
-укрепление здоровья воспитанников,
-воспитание потребности в здоровом образе жизни,
-развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка,
-создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни,
-выявление потребностей, склонностей и способностей детей через систему спортивно- оздоровительной работы, приобщение детей к спорту.
Успех решения задач в этом направлении определяется здоровьесберегающей средой ДОУ, включающей:
-материально- техническое оснащение,
-организацию двигательного режима,
-оздоровительную работу,
-коррекционную работу,
-систему мероприятий по созданию условий для формирования навыков ЗОЖ.
Организация оздоровительной работы в режиме дня средней группы может включать следующие мероприятия:
Утренняя гимнастика. 14 Проводится ежедневно до завтрака в течение 6–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). 1
Физкультурные занятия. 1 Проводятся согласно учебному плану дошкольного учреждения 2–3 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность занятий — 15–20 минут. 3
Физкультминутки. Кратковременные физические упражнения проводятся в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).
Двигательная разминка (динамическая пауза). Проводится во время большого перерыва между занятиями, позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. 1
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Прогулка — один из важнейших режимных моментов, во время которого дети достаточно полно реализовывают свои двигательные потребности. 1
Самостоятельная двигательная деятельность. Организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью.
Каждый день мы начинаем с проветривания группы. Здоровый микроклимат – одно из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья детей. Регулярное проветривание позволяет сохранять в пределах нормы показатели влажности и температуры. Тщательное проветривание улучшает сон детей, повышает их активность, нормализует работу всех органов и систем, насыщает клетки тканей кислородом и способствует здоровому обмену веществ.
По режимному моменту начинаем утреннюю гимнастику, летом гимнастика проводится на улице, а в холодное время года в группе. Утренняя гимнастика — это важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. Очень важно чтобы дети присутствовали на зарядке, ведь утренняя зарядка пробуждает организм ребенка и настраивает ребенка на целый день, поэтому регулярно проводится работа с родителями на эту тему: индивидуальные беседы, консультации, буклеты…
В средней группе проводится 2 физкультурных занятия в группе и 1 на прогулке; продолжительность занятий 20 мин. Занятия проводятся каждый день по расписанию.
На каждом занятии с детьми провожу физкультминутки, их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне, эмоциональные разрядки, релаксация. Физкультминутки стараюсь подбирать таким образом, чтоб они перекликались с темой занятия.
Провожу пальчиковую гимнастику — это тренировка тонких движений пальцев и кисти рук.
Артикуляционная гимнастика — это упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.
Гимнастика для глаз — это упражнения для восстановления тонуса глазных мышц, улучшение состояния зрительного аппарата.
Гимнастику на дыхание проводим их на соответствующих занятиях, или ежедневно во время режимных моментов. В группе есть картотека пальчиковых игр, пальчиковый театр, а также комплекс артикуляционных упражнений.
Так же стараюсь прививать КГН детям. Перед каждым приемом пищи дети моют руки и лицо. По окончании водной процедуры каждый ребёнок самостоятельно вытирается полотенцем; так же проводим воздушные и солнечные ванны (стараюсь следить за тем, что бы одежда детей соответствовала температуре воздуха и погодным явлениям)
На ежедневных прогулках с детьми организуем различные подвижные игры, малоподвижные игры, спортивные развлечения.
С отстающими детьми по физической культуре проводим 12. индивидуальную работу на развитие движений, координации, ловкости и т. д. Пока дети гуляют, в группе проводится сквозное проветривание.
Не забываем и про оздоровительный комплекс после дневного сна: гимнастика пробуждения, самомассаж стоп, кистей рук, воздушно-водные процедуры проводится ежедневно. Организм ребенка после сна требует постепенного "пробуждения" и подготовки к активной деятельности.
В группе мы играем в спокойные игры – дидактические, настольные, сюжетно-ролевые игры. Для профилактики простудных заболеваний нарезаем лук, чеснок.
Хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. То есть образование и здоровье неразделимы.
Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
Таким образом, можно сделать вывод: здоровье - это не только отсутствие каких-либо болезней, но и физическое, духовное благополучие человека.