Получи документы

Семинар по теме «Предметно-пространственная среда как условие реализации программы по краеведению»

Анна Петренко
Семинар по теме «Предметно-пространственная среда как условие реализации программы по краеведению»
▼ Скачать + Заказать документы

«Предметно-пространственная среда как условие реализации программы по краеведению»

Слайд № 1: Реализация регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом и направлена на формирование у дошкольников системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству на фоне сведений о культуре коренного население.

Темочки:

Слайд № 2: В целях отбора и систематизации краеведческого материала доступного для детей дошкольного возраста, в ДОУ была создана творческая группа из опытных воспитателей, которые определили основные направления работы педагога для того, чтобы организовать процесс краеведческого образования :

- создание развивающей среды в условиях ДОУ по краеведению;

- сбор материалов (демонстрационного, дидактического, методического – конспекты проектов, НОД, сценарии праздников и развлечений и др.);

- внедрения регионального компонента в образовательную практику ДОУ - введение разнообразных форм работы с детьми по интеграции краеведческого содержания с образовательными областями;

- организация участия родителей в процессе краеведческого образования дошкольников;

- взаимодействие с социумом (СОШ № 3, Детская библиотека, Краеведческий музей им. Самсонова, Детская музыкальная школа и др.

Слайд № 3: «Региональный компонент» как направление расширяющее кругозор детей дошкольного возраста должно решать следующие задачи:

приобщение к истории возникновения родного Краснодарского края, своего города, района;

формирование представлений о достопримечательностях родного города, района, края, их государственных символах;

формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном крае, приобщение ребёнка к национальном - культурному наследию;

формирование представлений о животном и растительном мире родного края;

формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте ребенка в нем, воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду; воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповедования;

формирование первичных представлений о культурно – исторических ценностях, обычаях и традициях на Кубани;

приобщение к традициям народных массовых гуляний, праздников: Рождественские святки, Масленица, Пасха, Троица, День семьи, любви и верности (Петра и Февронии, Яблочный спас, Осенины, Покрова и др.

Эффективное решение данных задач во многом зависит не только от того, как организована образовательная деятельность дошкольников, но и от предметно-пространственного мира, который их окружает. Чаще всего предметный мир, а не педагог побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, право выбора деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения. Только тогда, когда ребёнок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя, как творческая личность.

Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся макро и микро среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно – насыщенна, информативна, привлекательна, и доступна.

Слайд № 4: Разберем Макро среду в ДОУ. Большую информационную значимость имеют организованные в дошкольном учреждении мини музеи под открытым небом «Кубанский уголок»; выстроены композиции «Кубанский птичий дворик», «Мельница», «Берег Азовского моря». Здесь ребята в теплый период года играют, учатся разным ремеслам, слушают рассказы педагогов о жизни своих бабушек и дедушек, разыгрывают различные сценки из прошлого, ухаживают за растениями, участвуют в народных праздниках.

На территории детского сада большое количество разнообразных клумб, цветников, газонов, дополненных баннерами с изображением ландшафтных пейзажей Кубани. На каждом групповом участке оформлены композиции в кубанском стиле с использованием изгороди из лозы, фигурок домашних животных, птиц, кукол в национальной одежде и др.

Слайд № 5: Имеется огород, на котором дети под руководством педагогов занимаются простейшей деятельностью по выращиванию овощей, плодовых кустарников и деревьев. На огороде разбита фитогрядка с лекарственными растениями, произрастающими на Кубани.

Слайд № 6: В холлах, коридорах, а также в приёмных оформлены стенды, баннеры содержащие информацию о родном крае, его особенностях: кубанская комната, подворье, декоративное панно «Кубанские просторы», стенды с информацией о животных и растениях Краснодарского края. В нашем детском саду на двух лестничных пролетах оформляются тематические творческие выставки: «Ты цвети моя Кубань, становись все краше!», «Тебе мой город посвящаю» к годовщине образования Краснодарского края». и др.

Слайд № 7: Разберем Микро среду в ДОУ.

Содержание образования в программе разбито на 4 блока. Для их реализации педагогами был накоплен, систематизирован демонстрационный и познавательный материал.

Слайд № 8:

Блок 1. «Я и моя семья» : «Дом, в котором я живу», «Я и моя семья», «Семейные традиции и история моей семьи».

Оборудование: Дидактические игры на формирование представлений детей о семье и родственных отношениях; иллюстрации с изображением членов семьи; альбомы с фотографиями детей в семье, генеалогическое древо семьи. Альбомы и книжки-самоделки «Мой дом, моя семья», «Моя фамилия (происхождение фамилий)» с рисунками и рассказами детей об интересных событиях и традициях в семье, поделки семейного творчества.

Слайд № 9: В группах оформлены центры патриотического воспитания.

Блок 2. «История и традиции моего народа. Без прошлого нет настоящего.» : «История возникновения города Ейска», «Быт и традиции казаков в станицах Ейского района», «История защиты малой Родины».

Оборудование: макет кубанского подворья: хата мазанка, изгородь, колодец, скамейка, печь, огород, сад, домашние животные и птицы, куклы в национальном костюме (казак и казачка). В «хате казака» представлены предметы казачьего быта, элементы внутреннего убранства.

Слайд № 10. В центре представлены следующие материалы :

- куклы обереги (куклы-игрушки);

- изделия из талаша (обувь - лапти, игрушки - кони, казак и казачка и другие изделия);

- изделия из соломы (соломенные игрушки);

- глиняные изделия (посуда - глэчик, макитра и др.);

- кованые изделия;

- предметы декоративно-прикладного творчества по мотивам Петриковской росписи (посуда);

- информационные материалы об их происхождении, особенностях изготовления (папки передвижки поэтапного рисования, изготовления изделий из талаша, соломы, элементы ковки – из проволоки, дидактические игры.

С целью ознакомления дошкольников с удивительным орнаментальным искусством кубанского народа изготовлены дидактические игры:

- «Выложи узор» - геометрические элементы для аппликации и выкладывания из талаша, «Собери картинку» - по мотивам Петриковки, «Вышивка по кубанским мотивам» - схемы вышивки, «Собери узор», «Укрась блюдо» - детали по мотивам Петриковки и др. ;

- материалы для самостоятельного изготовления детьми кукол;

- силуэты для украшения и рисования, аппликации по мотивам национальной одежды, предметов быта;

- образцы вышивки, кружева.

Также создана методическая база по «Художественно-эстетическому развитие» в которой представлены следующие материалы :

- Альбом № 2 «Кубанская вышивка»; Альбом № 6 «Золотая соломка»; Альбом № 7 «Талаш»; Альбом № 9 «Художники Кубани»; Альбом № 10 «Основные виды декоративно-прикладного творчества»; Диск № 1 Музыкальные произведения Кубани (для детей младшего дошкольного возраста); Диск № 2 Музыкальные произведения Кубани (для детей старшего дошкольного возраста).

Репродукции картин представлены в альбомах. Также, для знакомства с творческими работами художников созданы электронные слайдовые презентации, тематические «видеопутешествия» - «Лекарственные растения Кубани», «Садовые растения Кубани».

Слайд № 11:

Блок 3. «Природа родного края» : «Особенности природы родного края», «Растительный мир Ейского района», «Растительный мир детского сада», «Животный мир Ейского района», «Водное пространство Ейского района».

Оборудование: познавательная литература о животных Краснодарского края, альбомы с фотографиями животных и растений; Красная книга Краснодарского края в миниатюре;

Слайд № 12.

Блок 4. «Мой город Ейск и Ейский район» : «Представление детей о малой родине – Ейский район Краснодарского края», «Мой родной город Ейск», «Знаменитые люди, прославившие город Ейск», «Наш детский сад», «Трудовая деятельность жителей Ейского района и Ейска», «Труд растениеводов и животноводов».

Оборудование: макет города Ейска, альбомы с фотографиями, географическая карта краснодарского края города Ейска, флаг, герб, гимн, фото президента, губернатора Краснодарского края. Дидактические игры на формирование представлений о районе, городе, стране: «Символы Кубани», «Лото – одежда, утварь», «Путешествие по городу», «Найди пару» – знакомство с профессиями и зданиями города. Фотоматериалы и эскизы социальных, природных, географических, культурных объектов малой Родины.

Слайд № 13: В нашем детском саду создана методическая база по познавательному развитию, систематизированная подборка материалов о городе, Кубани (фотоматериал) :

- Альбом № 1 «Атамань»; Альбом № 3 «Гончарное ремесло»; Альбом № 4 «Кузнечное дело»; Альбом № 5 «Кукла – оберег»; Альбом № 8 «Ткачество на Кубани»; Альбом № 22 «Памятные места города Ейска».

Слайд № 14: Образовательная область «Речевое развитие». С помощью стихов, сказок, рассказов, картин писателей, поэтов, художников Кубани знакомим с особенностями родной природы, с историей, культурой, трудом соотечественников. Читаем произведения кубанских поэтов, проводим с детьми игры-инсценировки, драматизации, разные виды театра по произведениям кубанских авторов, знакомим детей с бытом, традициями, особенностями фольклора Кубани. В методическом кабинете представлен банк литературных произведений Ейских и Кубанских поэтов и писателей:

- Альбом № 15 Поэт «Евгений Котенко»; Альбом № 13 Поэт «Наталья Чепкасова»; Альбом № 12 Поэт «Нина Цвирева»; Альбом № 14 Поэт «Иван Лебедев»; Альбом № 16 Поэт «Людмила Мирошникова»; Альбом № 17 Поэт «Юрий Рычков»; Альбом № 18 Поэт «Владимир Нестеренко»; Альбом № 19 Поэт «Евгений Щеколдин».

Слайд № 15: Дидактические игры о них более подробно расскажет Шиманчук Ю. Н. И Брагина Н. Б.

Слайд № 16: Образовательная область «Физическое развитие»

созданы картотеки Кубанских подвижных игр, картотеки пословиц, поговорок, музыкальных игр (другие картотеки познавательного характера).

Слайд № 17: изготовлены атрибуты к кубанским подвижным, музыкальным играм (платки, папахи, объемные кони, разнообразное физкультурное оборудование).

- Альбом № 11 «Кубанские народные подвижные игры»; Альбом № 21 «Спортсмены города Ейска».

На праздниках с детьми используем кубанские пословицы и поговорки, стихи кубанских поэтов, песни о Кубани, игра на музыкальных инструментах. Вместе с музыкальным руководителем знакомим детей с народными песнями, танцами и православными праздниками. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Через народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомим детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение.

Проводим православные праздники для детей старшего дошкольного возраста: «Колядки», «Пасха», «Яблочный спас». К каждому празднику, воспитатели с детьми готовят творческие работы: рисунки и поделки, представляем их на районных выставках и конкурсах.

Слайд № 18, 19: По данному направлению организуется работа с родителями, с педагогическим коллективом и с социумом.

Организуя предметно-развивающую среду, педагогам следует руководствоваться очень разумным высказыванием Василия Александровича Сухомлинского:

Слайд № 20:

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, будет зависеть весь его дальнейший путь к знаниям»

В. А. Сухомлинский

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством. Создавая.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда В развивающей среде моей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДООРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Развивающая предметно - пространственная среда по ФГОС ДО, это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством,.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Уважаемые коллеги! Хочется представить вам опыт работы педагогов ДОУ по созданию условий для сохранения психо - эмоционального здоровья.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Главное требование к образовательной среде в ДОУ - предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар по теме «Предметно-пространственная среда как условие реализации программы по краеведению»
Опубликовано: 7 апреля 2021 в 02:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар по теме «Предметно-пространственная среда как условие реализации программы по краеведению»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Петренко (УИ 97257) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД