МААМ-картинки

Семинар по теме «Предметно-пространственная среда как условие реализации программы по краеведению»

Анна Петренко
Семинар по теме «Предметно-пространственная среда как условие реализации программы по краеведению»
▼ Скачать + Заказать документы

«Предметно-пространственная среда как условие реализации программы по краеведению»

Слайд № 1: Реализация регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом и направлена на формирование у дошкольников системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству на фоне сведений о культуре коренного население.

Публикация «Семинар по теме „Предметно-пространственная среда как условие реализации программы по краеведению“» размещена в разделах

Слайд № 2: В целях отбора и систематизации краеведческого материала доступного для детей дошкольного возраста, в ДОУ была создана творческая группа из опытных воспитателей, которые определили основные направления работы педагога для того, чтобы организовать процесс краеведческого образования :

- создание развивающей среды в условиях ДОУ по краеведению;

- сбор материалов (демонстрационного, дидактического, методического – конспекты проектов, НОД, сценарии праздников и развлечений и др.);

- внедрения регионального компонента в образовательную практику ДОУ - введение разнообразных форм работы с детьми по интеграции краеведческого содержания с образовательными областями;

- организация участия родителей в процессе краеведческого образования дошкольников;

- взаимодействие с социумом (СОШ № 3, Детская библиотека, Краеведческий музей им. Самсонова, Детская музыкальная школа и др.

Слайд № 3: «Региональный компонент» как направление расширяющее кругозор детей дошкольного возраста должно решать следующие задачи:

приобщение к истории возникновения родного Краснодарского края, своего города, района;

формирование представлений о достопримечательностях родного города, района, края, их государственных символах;

формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном крае, приобщение ребёнка к национальном - культурному наследию;

формирование представлений о животном и растительном мире родного края;

формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте ребенка в нем, воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду; воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповедования;

формирование первичных представлений о культурно – исторических ценностях, обычаях и традициях на Кубани;

приобщение к традициям народных массовых гуляний, праздников: Рождественские святки, Масленица, Пасха, Троица, День семьи, любви и верности (Петра и Февронии, Яблочный спас, Осенины, Покрова и др.

Эффективное решение данных задач во многом зависит не только от того, как организована образовательная деятельность дошкольников, но и от предметно-пространственного мира, который их окружает. Чаще всего предметный мир, а не педагог побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, право выбора деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения. Только тогда, когда ребёнок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя, как творческая личность.

Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся макро и микро среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно – насыщенна, информативна, привлекательна, и доступна.

Слайд № 4: Разберем Макро среду в ДОУ. Большую информационную значимость имеют организованные в дошкольном учреждении мини музеи под открытым небом «Кубанский уголок»; выстроены композиции «Кубанский птичий дворик», «Мельница», «Берег Азовского моря». Здесь ребята в теплый период года играют, учатся разным ремеслам, слушают рассказы педагогов о жизни своих бабушек и дедушек, разыгрывают различные сценки из прошлого, ухаживают за растениями, участвуют в народных праздниках.

На территории детского сада большое количество разнообразных клумб, цветников, газонов, дополненных баннерами с изображением ландшафтных пейзажей Кубани. На каждом групповом участке оформлены композиции в кубанском стиле с использованием изгороди из лозы, фигурок домашних животных, птиц, кукол в национальной одежде и др.

Слайд № 5: Имеется огород, на котором дети под руководством педагогов занимаются простейшей деятельностью по выращиванию овощей, плодовых кустарников и деревьев. На огороде разбита фитогрядка с лекарственными растениями, произрастающими на Кубани.

Слайд № 6: В холлах, коридорах, а также в приёмных оформлены стенды, баннеры содержащие информацию о родном крае, его особенностях: кубанская комната, подворье, декоративное панно «Кубанские просторы», стенды с информацией о животных и растениях Краснодарского края. В нашем детском саду на двух лестничных пролетах оформляются тематические творческие выставки: «Ты цвети моя Кубань, становись все краше!», «Тебе мой город посвящаю» к годовщине образования Краснодарского края». и др.

Слайд № 7: Разберем Микро среду в ДОУ.

Содержание образования в программе разбито на 4 блока. Для их реализации педагогами был накоплен, систематизирован демонстрационный и познавательный материал.

Слайд № 8:

Блок 1. «Я и моя семья» : «Дом, в котором я живу», «Я и моя семья», «Семейные традиции и история моей семьи».

Оборудование: Дидактические игры на формирование представлений детей о семье и родственных отношениях; иллюстрации с изображением членов семьи; альбомы с фотографиями детей в семье, генеалогическое древо семьи. Альбомы и книжки-самоделки «Мой дом, моя семья», «Моя фамилия (происхождение фамилий)» с рисунками и рассказами детей об интересных событиях и традициях в семье, поделки семейного творчества.

Слайд № 9: В группах оформлены центры патриотического воспитания.

Блок 2. «История и традиции моего народа. Без прошлого нет настоящего.» : «История возникновения города Ейска», «Быт и традиции казаков в станицах Ейского района», «История защиты малой Родины».

Оборудование: макет кубанского подворья: хата мазанка, изгородь, колодец, скамейка, печь, огород, сад, домашние животные и птицы, куклы в национальном костюме (казак и казачка). В «хате казака» представлены предметы казачьего быта, элементы внутреннего убранства.

Слайд № 10. В центре представлены следующие материалы :

- куклы обереги (куклы-игрушки);

- изделия из талаша (обувь - лапти, игрушки - кони, казак и казачка и другие изделия);

- изделия из соломы (соломенные игрушки);

- глиняные изделия (посуда - глэчик, макитра и др.);

- кованые изделия;

- предметы декоративно-прикладного творчества по мотивам Петриковской росписи (посуда);

- информационные материалы об их происхождении, особенностях изготовления (папки передвижки поэтапного рисования, изготовления изделий из талаша, соломы, элементы ковки – из проволоки, дидактические игры.

С целью ознакомления дошкольников с удивительным орнаментальным искусством кубанского народа изготовлены дидактические игры:

- «Выложи узор» - геометрические элементы для аппликации и выкладывания из талаша, «Собери картинку» - по мотивам Петриковки, «Вышивка по кубанским мотивам» - схемы вышивки, «Собери узор», «Укрась блюдо» - детали по мотивам Петриковки и др. ;

- материалы для самостоятельного изготовления детьми кукол;

- силуэты для украшения и рисования, аппликации по мотивам национальной одежды, предметов быта;

- образцы вышивки, кружева.

Также создана методическая база по «Художественно-эстетическому развитие» в которой представлены следующие материалы :

- Альбом № 2 «Кубанская вышивка»; Альбом № 6 «Золотая соломка»; Альбом № 7 «Талаш»; Альбом № 9 «Художники Кубани»; Альбом № 10 «Основные виды декоративно-прикладного творчества»; Диск № 1 Музыкальные произведения Кубани (для детей младшего дошкольного возраста); Диск № 2 Музыкальные произведения Кубани (для детей старшего дошкольного возраста).

Репродукции картин представлены в альбомах. Также, для знакомства с творческими работами художников созданы электронные слайдовые презентации, тематические «видеопутешествия» - «Лекарственные растения Кубани», «Садовые растения Кубани».

Слайд № 11:

Блок 3. «Природа родного края» : «Особенности природы родного края», «Растительный мир Ейского района», «Растительный мир детского сада», «Животный мир Ейского района», «Водное пространство Ейского района».

Оборудование: познавательная литература о животных Краснодарского края, альбомы с фотографиями животных и растений; Красная книга Краснодарского края в миниатюре;

Слайд № 12.

Блок 4. «Мой город Ейск и Ейский район» : «Представление детей о малой родине – Ейский район Краснодарского края», «Мой родной город Ейск», «Знаменитые люди, прославившие город Ейск», «Наш детский сад», «Трудовая деятельность жителей Ейского района и Ейска», «Труд растениеводов и животноводов».

Оборудование: макет города Ейска, альбомы с фотографиями, географическая карта краснодарского края города Ейска, флаг, герб, гимн, фото президента, губернатора Краснодарского края. Дидактические игры на формирование представлений о районе, городе, стране: «Символы Кубани», «Лото – одежда, утварь», «Путешествие по городу», «Найди пару» – знакомство с профессиями и зданиями города. Фотоматериалы и эскизы социальных, природных, географических, культурных объектов малой Родины.

Слайд № 13: В нашем детском саду создана методическая база по познавательному развитию, систематизированная подборка материалов о городе, Кубани (фотоматериал) :

- Альбом № 1 «Атамань»; Альбом № 3 «Гончарное ремесло»; Альбом № 4 «Кузнечное дело»; Альбом № 5 «Кукла – оберег»; Альбом № 8 «Ткачество на Кубани»; Альбом № 22 «Памятные места города Ейска».

Слайд № 14: Образовательная область «Речевое развитие». С помощью стихов, сказок, рассказов, картин писателей, поэтов, художников Кубани знакомим с особенностями родной природы, с историей, культурой, трудом соотечественников. Читаем произведения кубанских поэтов, проводим с детьми игры-инсценировки, драматизации, разные виды театра по произведениям кубанских авторов, знакомим детей с бытом, традициями, особенностями фольклора Кубани. В методическом кабинете представлен банк литературных произведений Ейских и Кубанских поэтов и писателей:

- Альбом № 15 Поэт «Евгений Котенко»; Альбом № 13 Поэт «Наталья Чепкасова»; Альбом № 12 Поэт «Нина Цвирева»; Альбом № 14 Поэт «Иван Лебедев»; Альбом № 16 Поэт «Людмила Мирошникова»; Альбом № 17 Поэт «Юрий Рычков»; Альбом № 18 Поэт «Владимир Нестеренко»; Альбом № 19 Поэт «Евгений Щеколдин».

Слайд № 15: Дидактические игры о них более подробно расскажет Шиманчук Ю. Н. И Брагина Н. Б.

Слайд № 16: Образовательная область «Физическое развитие»

созданы картотеки Кубанских подвижных игр, картотеки пословиц, поговорок, музыкальных игр (другие картотеки познавательного характера).

Слайд № 17: изготовлены атрибуты к кубанским подвижным, музыкальным играм (платки, папахи, объемные кони, разнообразное физкультурное оборудование).

- Альбом № 11 «Кубанские народные подвижные игры»; Альбом № 21 «Спортсмены города Ейска».

На праздниках с детьми используем кубанские пословицы и поговорки, стихи кубанских поэтов, песни о Кубани, игра на музыкальных инструментах. Вместе с музыкальным руководителем знакомим детей с народными песнями, танцами и православными праздниками. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Через народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомим детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение.

Проводим православные праздники для детей старшего дошкольного возраста: «Колядки», «Пасха», «Яблочный спас». К каждому празднику, воспитатели с детьми готовят творческие работы: рисунки и поделки, представляем их на районных выставках и конкурсах.

Слайд № 18, 19: По данному направлению организуется работа с родителями, с педагогическим коллективом и с социумом.

Организуя предметно-развивающую среду, педагогам следует руководствоваться очень разумным высказыванием Василия Александровича Сухомлинского:

Слайд № 20:

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, будет зависеть весь его дальнейший путь к знаниям»

В. А. Сухомлинский

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством. Создавая.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда В развивающей среде моей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДООРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Развивающая предметно - пространственная среда по ФГОС ДО, это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством,.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Уважаемые коллеги! Хочется представить вам опыт работы педагогов ДОУ по созданию условий для сохранения психо - эмоционального здоровья.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Главное требование к образовательной среде в ДОУ - предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар по теме «Предметно-пространственная среда как условие реализации программы по краеведению»
Опубликовано: 7 апреля 2021 в 02:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар по теме «Предметно-пространственная среда как условие реализации программы по краеведению»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Петренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД