Анна Петренко
Семинар по теме «Предметно-пространственная среда как условие реализации программы по краеведению»
▼ Скачать + Заказать документы
«Предметно-пространственная среда как условие реализации программы по краеведению»
Слайд № 1: Реализация регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом и направлена на формирование у дошкольников системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству на фоне сведений о культуре коренного население.
Публикация «Семинар по теме „Предметно-пространственная среда как условие реализации программы по краеведению“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семинар, практикум
- Темочки
Слайд № 2: В целях отбора и систематизации краеведческого материала доступного для детей дошкольного возраста, в ДОУ была создана творческая группа из опытных воспитателей, которые определили основные направления работы педагога для того, чтобы организовать процесс краеведческого образования :
- создание развивающей среды в условиях ДОУ по краеведению;
- сбор материалов (демонстрационного, дидактического, методического – конспекты проектов, НОД, сценарии праздников и развлечений и др.);
- внедрения регионального компонента в образовательную практику ДОУ - введение разнообразных форм работы с детьми по интеграции краеведческого содержания с образовательными областями;
- организация участия родителей в процессе краеведческого образования дошкольников;
- взаимодействие с социумом (СОШ № 3, Детская библиотека, Краеведческий музей им. Самсонова, Детская музыкальная школа и др.
Слайд № 3: «Региональный компонент» как направление расширяющее кругозор детей дошкольного возраста должно решать следующие задачи:
приобщение к истории возникновения родного Краснодарского края, своего города, района;
формирование представлений о достопримечательностях родного города, района, края, их государственных символах;
формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном крае, приобщение ребёнка к национальном - культурному наследию;
формирование представлений о животном и растительном мире родного края;
формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте ребенка в нем, воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду; воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповедования;
формирование первичных представлений о культурно – исторических ценностях, обычаях и традициях на Кубани;
приобщение к традициям народных массовых гуляний, праздников: Рождественские святки, Масленица, Пасха, Троица, День семьи, любви и верности (Петра и Февронии, Яблочный спас, Осенины, Покрова и др.
Эффективное решение данных задач во многом зависит не только от того, как организована образовательная деятельность дошкольников, но и от предметно-пространственного мира, который их окружает. Чаще всего предметный мир, а не педагог побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, право выбора деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения. Только тогда, когда ребёнок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя, как творческая личность.
Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся макро и микро среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно – насыщенна, информативна, привлекательна, и доступна.
Слайд № 4: Разберем Макро среду в ДОУ. Большую информационную значимость имеют организованные в дошкольном учреждении мини музеи под открытым небом «Кубанский уголок»; выстроены композиции «Кубанский птичий дворик», «Мельница», «Берег Азовского моря». Здесь ребята в теплый период года играют, учатся разным ремеслам, слушают рассказы педагогов о жизни своих бабушек и дедушек, разыгрывают различные сценки из прошлого, ухаживают за растениями, участвуют в народных праздниках.
На территории детского сада большое количество разнообразных клумб, цветников, газонов, дополненных баннерами с изображением ландшафтных пейзажей Кубани. На каждом групповом участке оформлены композиции в кубанском стиле с использованием изгороди из лозы, фигурок домашних животных, птиц, кукол в национальной одежде и др.
Слайд № 5: Имеется огород, на котором дети под руководством педагогов занимаются простейшей деятельностью по выращиванию овощей, плодовых кустарников и деревьев. На огороде разбита фитогрядка с лекарственными растениями, произрастающими на Кубани.
Слайд № 6: В холлах, коридорах, а также в приёмных оформлены стенды, баннеры содержащие информацию о родном крае, его особенностях: кубанская комната, подворье, декоративное панно «Кубанские просторы», стенды с информацией о животных и растениях Краснодарского края. В нашем детском саду на двух лестничных пролетах оформляются тематические творческие выставки: «Ты цвети моя Кубань, становись все краше!», «Тебе мой город посвящаю» к годовщине образования Краснодарского края». и др.
Слайд № 7: Разберем Микро среду в ДОУ.
Содержание образования в программе разбито на 4 блока. Для их реализации педагогами был накоплен, систематизирован демонстрационный и познавательный материал.
Слайд № 8:
Блок 1. «Я и моя семья» : «Дом, в котором я живу», «Я и моя семья», «Семейные традиции и история моей семьи».
Оборудование: Дидактические игры на формирование представлений детей о семье и родственных отношениях; иллюстрации с изображением членов семьи; альбомы с фотографиями детей в семье, генеалогическое древо семьи. Альбомы и книжки-самоделки «Мой дом, моя семья», «Моя фамилия (происхождение фамилий)» с рисунками и рассказами детей об интересных событиях и традициях в семье, поделки семейного творчества.
Слайд № 9: В группах оформлены центры патриотического воспитания.
Блок 2. «История и традиции моего народа. Без прошлого нет настоящего.» : «История возникновения города Ейска», «Быт и традиции казаков в станицах Ейского района», «История защиты малой Родины».
Оборудование: макет кубанского подворья: хата мазанка, изгородь, колодец, скамейка, печь, огород, сад, домашние животные и птицы, куклы в национальном костюме (казак и казачка). В «хате казака» представлены предметы казачьего быта, элементы внутреннего убранства.
Слайд № 10. В центре представлены следующие материалы :
- куклы обереги (куклы-игрушки);
- изделия из талаша (обувь - лапти, игрушки - кони, казак и казачка и другие изделия);
- изделия из соломы (соломенные игрушки);
- глиняные изделия (посуда - глэчик, макитра и др.);
- кованые изделия;
- предметы декоративно-прикладного творчества по мотивам Петриковской росписи (посуда);
- информационные материалы об их происхождении, особенностях изготовления (папки передвижки поэтапного рисования, изготовления изделий из талаша, соломы, элементы ковки – из проволоки, дидактические игры.
С целью ознакомления дошкольников с удивительным орнаментальным искусством кубанского народа изготовлены дидактические игры:
- «Выложи узор» - геометрические элементы для аппликации и выкладывания из талаша, «Собери картинку» - по мотивам Петриковки, «Вышивка по кубанским мотивам» - схемы вышивки, «Собери узор», «Укрась блюдо» - детали по мотивам Петриковки и др. ;
- материалы для самостоятельного изготовления детьми кукол;
- силуэты для украшения и рисования, аппликации по мотивам национальной одежды, предметов быта;
- образцы вышивки, кружева.
Также создана методическая база по «Художественно-эстетическому развитие» в которой представлены следующие материалы :
- Альбом № 2 «Кубанская вышивка»; Альбом № 6 «Золотая соломка»; Альбом № 7 «Талаш»; Альбом № 9 «Художники Кубани»; Альбом № 10 «Основные виды декоративно-прикладного творчества»; Диск № 1 Музыкальные произведения Кубани (для детей младшего дошкольного возраста); Диск № 2 Музыкальные произведения Кубани (для детей старшего дошкольного возраста).
Репродукции картин представлены в альбомах. Также, для знакомства с творческими работами художников созданы электронные слайдовые презентации, тематические «видеопутешествия» - «Лекарственные растения Кубани», «Садовые растения Кубани».
Слайд № 11:
Блок 3. «Природа родного края» : «Особенности природы родного края», «Растительный мир Ейского района», «Растительный мир детского сада», «Животный мир Ейского района», «Водное пространство Ейского района».
Оборудование: познавательная литература о животных Краснодарского края, альбомы с фотографиями животных и растений; Красная книга Краснодарского края в миниатюре;
Слайд № 12.
Блок 4. «Мой город Ейск и Ейский район» : «Представление детей о малой родине – Ейский район Краснодарского края», «Мой родной город Ейск», «Знаменитые люди, прославившие город Ейск», «Наш детский сад», «Трудовая деятельность жителей Ейского района и Ейска», «Труд растениеводов и животноводов».
Оборудование: макет города Ейска, альбомы с фотографиями, географическая карта краснодарского края города Ейска, флаг, герб, гимн, фото президента, губернатора Краснодарского края. Дидактические игры на формирование представлений о районе, городе, стране: «Символы Кубани», «Лото – одежда, утварь», «Путешествие по городу», «Найди пару» – знакомство с профессиями и зданиями города. Фотоматериалы и эскизы социальных, природных, географических, культурных объектов малой Родины.
Слайд № 13: В нашем детском саду создана методическая база по познавательному развитию, систематизированная подборка материалов о городе, Кубани (фотоматериал) :
- Альбом № 1 «Атамань»; Альбом № 3 «Гончарное ремесло»; Альбом № 4 «Кузнечное дело»; Альбом № 5 «Кукла – оберег»; Альбом № 8 «Ткачество на Кубани»; Альбом № 22 «Памятные места города Ейска».
Слайд № 14: Образовательная область «Речевое развитие». С помощью стихов, сказок, рассказов, картин писателей, поэтов, художников Кубани знакомим с особенностями родной природы, с историей, культурой, трудом соотечественников. Читаем произведения кубанских поэтов, проводим с детьми игры-инсценировки, драматизации, разные виды театра по произведениям кубанских авторов, знакомим детей с бытом, традициями, особенностями фольклора Кубани. В методическом кабинете представлен банк литературных произведений Ейских и Кубанских поэтов и писателей:
- Альбом № 15 Поэт «Евгений Котенко»; Альбом № 13 Поэт «Наталья Чепкасова»; Альбом № 12 Поэт «Нина Цвирева»; Альбом № 14 Поэт «Иван Лебедев»; Альбом № 16 Поэт «Людмила Мирошникова»; Альбом № 17 Поэт «Юрий Рычков»; Альбом № 18 Поэт «Владимир Нестеренко»; Альбом № 19 Поэт «Евгений Щеколдин».
Слайд № 15: Дидактические игры о них более подробно расскажет Шиманчук Ю. Н. И Брагина Н. Б.
Слайд № 16: Образовательная область «Физическое развитие»
созданы картотеки Кубанских подвижных игр, картотеки пословиц, поговорок, музыкальных игр (другие картотеки познавательного характера).
Слайд № 17: изготовлены атрибуты к кубанским подвижным, музыкальным играм (платки, папахи, объемные кони, разнообразное физкультурное оборудование).
- Альбом № 11 «Кубанские народные подвижные игры»; Альбом № 21 «Спортсмены города Ейска».
На праздниках с детьми используем кубанские пословицы и поговорки, стихи кубанских поэтов, песни о Кубани, игра на музыкальных инструментах. Вместе с музыкальным руководителем знакомим детей с народными песнями, танцами и православными праздниками. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Через народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомим детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение.
Проводим православные праздники для детей старшего дошкольного возраста: «Колядки», «Пасха», «Яблочный спас». К каждому празднику, воспитатели с детьми готовят творческие работы: рисунки и поделки, представляем их на районных выставках и конкурсах.
Слайд № 18, 19: По данному направлению организуется работа с родителями, с педагогическим коллективом и с социумом.
Организуя предметно-развивающую среду, педагогам следует руководствоваться очень разумным высказыванием Василия Александровича Сухомлинского:
Слайд № 20:
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, будет зависеть весь его дальнейший путь к знаниям»
В. А. Сухомлинский