МААМ-картинки

Семинар «Культурные практики в дошкольном образовании»

Елена Сухореброва
Семинар «Культурные практики в дошкольном образовании»
▼ Скачать + Заказать документы

Республика Карелия

Пряжинский национальный муниципальный район

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Лесовичок»

Семинар на тему :

«Культурные практики в дошкольном образовании»

Старший воспитатель

МКДОУ Детский сад «Лесовичок» :

Сухореброва Елена Сергеевна

Слайд №1

Публикация «Семинар „Культурные практики в дошкольном образовании“» размещена в разделах

Что такое практика? Под практикой понимается личный опыт ребенка, тот опыт, который он приобретает в рамках какой-либо деятельности. Тот опыт, который приобретает, применяя ЗУНы.

Мы знаем, что культурной практикой она становится, когда ребенок открывает возможности для своей личноной инициативы, осмысление своего поведенческого опыта и создание собственных образцов, творческих проведений деятельности на основе своих осваиваемых культурных норм.

Слайд №2

В этом случае педагог перестает быть транслятором информации, которую дети должны запомнить и воспроизвести, а становится организатором осмысленной, понятной и интересной для детей совместной или самостоятельной деятельности.

Культурные практики- это поиск и апробация новых способов поведения и приобретения нравственного и эмоционального опыта общения с окружающими. Они формируют индивидуальный образ жизни.

Практики позволяют присваивать культурный опыт взрослых (Н. ПР: Если ребенок приобрел культурную практику поведения в общественных местах, в транспорте, и тд., то родителю не придется краснеть из - за его поведения… Тоже самое, если ребенок освоил культурную практику этикета поведения за столом, то родитель не будет краснеть и переживать за его поведение во время приема пищи в общественных местах)

Практики могут быть как самостоятельными, так и проектируемые воспитателем. Если мы говорим о практиках, которые проектирует воспитатель, то практики могут быть : спонтанными и заранее спроектированными.

Спонтанные – это когда возникает какая - либо ситуация и педагог, воспользовавшись этой ситуацией, приобщает этот опыт и создает саму культурную практику, и ребенок постепенно ей овладевает. Таким образом вид деятельности в которой ребенок может применить все свои ЗУНы становится культурной практикой.

Особое внимание в культурных практиках уделяется поддержка инициативы.

Говоря о культурных практиках стоит отметить, что они носят интегративный характер, то есть это не всегда обязательно один вид деятельности, здесь может быть комплекс различных видов деятельности. Это мы с вами более подробно разберем, когда будем рассматривать «КЕЙС СИТУАЦИИ»

Слайд №3

Итак, если мы с вами говорим об отличиях культурных практик от других видов деятельности, прежде всего мы должны понимать, что должен быть

• личный мотив воспитанника (Н. ПР. мы не просто говорим, сейчас садимся и создаем открытку к 8 марта. Это должен быть личный мотив ребенка. Что он действительно хочет поздравить маму с праздником).

• Это свобода выбора и самостоятельности… Мы не говорим ребенку, как создать открытку, то есть. это сюда приклеить, здесь цветочек нарисовать и тд. Ребенок сам выбирает какую открытку он будет создавать: аппликацию, рисунок, а может быть он сделает из пластилина какой то сувенир

• Творческий обмен и самовыражение. То есть здесь мы полет фантазий ребенка не ограничиваем…То есть ребенок выбирает сам. Что будет делать, как, каким образом.

• Так же культурная практика предполагает сотрудничество. И ФП говорит нам о том, что это подгрупповой вид деятельности. Педагог является здесь соучастником, он растворяется в деятельности с детьми, идет с ними рядом, а не над ними! Не указывает что и как им делать.

• Вносит вклад в личный опыт воспитанника…То есть ребенок не просто единожды создает открытку к 8 марта, а он понимает, что есть значимые события, что это можно и нужно делать из года в год…То есть он приобретает опыт в знании о празднике, как подготовится к нему, как порадовать маму!

Слайд №6

Следующее, о чем мы говорим, это что необходимо для организации КП

Большое внимание уделяется организации пространства. Мы с вами знаем требования к организации пространства. Функциональное, взаимозаменяемое, всего должно быть достаточно.

Так же мы говорим, пространство должно быть не только свободно, то есть что то для интенсивной деятельности, что то для спокойной деятельности. Но и содержание предметной среды должно быть объёмным, достаточным. Чтобы нам хватало материалов для творчества ребенка.

Так же наличие вспомогательных материалов. Если мы говорим об организации самостоятельной культурной практике, то у нас должно быть наличие каких либо шаблонов, схем. Как играть, как что то сконструировать, как что то построить или создать. То есть ребенок может воспользоваться каким- то шаблоном и самостоятельно реализовать свою задумку.

Воспитатель равноправный партнер, участник. Он тихо направляет, не указывает. Работает вместе детьми. Ведь человек учится не только, когда мы показываем, но с помощью наблюдения.

Ну и самое главное самостоятельность применения ребенком своих ЗУНов. То есть мы не ограничиваем ребенка, а поддерживаем его самостоятельность.

Слайд №7…

Слайд №8.

Сейчас мы с вами разберем виды культурных практик. Дело в том, что как и определений культурной практики много, так и видов очень много. Сколько исследователей этим вопросом занимались, столько и мнений.

Если мы говорим о ФОП, то она выделяет 5 культурных практик….

И чтобы нам с вами посмотреть эти виды КП как они выглядят на самом деле, чтобы нам более подробнее разобраться чем же культурные практик отличаются от других видов деятельности, мы сейчас проработаем 3 КЕЙС СИТУАЦИИ. Но прежде чем начать, я вам раздам буклеты, где систематизирована та информация, которую сегодня получили.

Ваша задача познакомится с ситуацией и ответить на вопросы, которые как раз раскрывают, что отличает культурную практику от других видов деятельности. И если она не является КП, что можно добавить, чтобы она стала культурной.

«Кейс ситуация» - Украшение группы к празднику.

Группа старшего возраста. Воспитатель сидит за столом в группе, вокруг лежит материал, и педагог изготавливает из него украшения к празднику «8 Марта». Ребенок подходит и спрашивает: «А что Вы делаете?» Воспитатель: «Я подготавливаю украшения к празднику, чтобы украсить нашу группу». Ребенок: «Ой, я тоже хочу, можно?» Воспитатель отвечает, что можно. Подтягиваются другие дети и воспитатель начинает рассказывать, что и как нужно делать.

Является ли такая совместная деятельность культурной практикой?

Есть ли личный мотив воспитанников в совместной деятельности?

Соблюдается ли свобода выбора воспитанников?

Происходит ли творческий обмен и самовыражение воспитанников?

Воспитатель выступает, как равноправный партнер действий?

Если это не культурная практика, что необходимо изменить в ситуации, чтобы деятельность стала культурной?

Данная ситуация не является культурной практикой и как раз говорит, что нужно сделать, чтобы ситуация стала культурной. Именно это не дает детям проявлять самостоятельность и творчество, они не могут выразить то, как они хотят. Педагог может спросить, а как мы можем украсить группу к празднику? То есть мы же не повесим елочные шары украшать к 8 марта. То есть обсудить этот вопрос и тогда эта ситуация стала бы культурной практикой. Дать детям свободу выбора и возможность самовыражения, самостоятельность, то тогда она стала культурной практикой. ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

«Кейс ситуация» - Незнайка

Подготовительная группа. Воспитатель читает произведение Николая Носова «Приключение незнайки и его друзья».

Отрывок: «Полетит или не полетит воздушный шар, гадают малыши цветочного города, наблюдая за приготовление Знайки.»

Воспитатель: «В чем тут дело? Попробуем сами провести этот опыт!»

Дети активно включаются в исследовательскую деятельность, предлагают свои идеи. Педагог выступает, как равноправный партнер.

Является ли такая совместная деятельность культурной практикой?

Есть ли личный мотив воспитанников в совместной деятельности?

Соблюдается ли свобода выбора воспитанников?

Происходит ли творческий обмен и самовыражение воспитанников?

Воспитатель выступает, как равноправный партнер действий?

Если это не культурная практика, что необходимо изменить в ситуации, чтобы деятельность стала культурной?

Чтение худ. Лит вводит ребенка в познавательно – исследовательскую деятельность. Когда дети представляют свои идеи, педагогу следует на практике методом проб и ошибок проработать с ними каждое предложение. Здесь обращаем внимание, что мы учим ребенка не только познавательно – исследовательской деятельности, но и тому, что когда он что – то читает или слышит какую либо информацию, может ее проанализировать. В этом культурная практика и заключается, что мы учим обращать внимание на то, что не просто так прочитал, а озадачился что именно он прочитал.

«Кейс ситуация» - Как играть

В группе на видном месте появилась новая игра. Дети ее замечают и спрашивают педагога – «Что это? Как в нее играть?» Педагог переадресует вопрос детям. Дети выдвигают свои версии. Педагог проговаривает и на практике вместе с детьми пробует предложенные варианты. Попутно направляет детей на составление правил игры. Дети проигрывают игру. Педагог интересуется: «Кому можем предложить данную игру?» Дети отвечают: «Предложим игру детям из соседней группы»

Дальнейшая цепочка практических действий : дети идут в соседнюю группу, объясняют правила и оставляют игру. Просят вернуть, когда дети наиграются.

Является ли такая совместная деятельность культурной практикой?

Есть ли личный мотив воспитанников в совместной деятельности?

Соблюдается ли свобода выбора воспитанников?

Происходит ли творческий обмен и самовыражение воспитанников?

Воспитатель выступает, как равноправный партнер действий?

Если это не культурная практика, что необходимо изменить в ситуации, чтобы деятельность стала культурной?

Педагог предоставляет опыт, как бы выводит на алгоритм определенных действий своими вопросами, действиями. Хорошо, что педагог дальше продолжил реализовывать в другой группе. И дети, алгоритм, который прошли сами, помогли пережить детям, к которым пришли. КОММУНИКАТИВНАЯ.

Подведем итоги!

По мере накопления личного опыта, в ситуации выбора культурных практик у ребенка они могу усложняться и требовать большей самостоятельности в выборе решения. Воспитателю не следует спешить с оценкой сделанного ребенком выбора. Педагогу следует наблюдать за ребенком для того, чтобы сделать выводы для себя, чтобы направить ребенка на правильный путь, подсказать. Ребенок может и должен ошибаться, это его опыт. Поведение ребенка в ситуации выбора помогает педагогу увидеть как он осваивает этот культурный опыт, на сколько ребенок открыт новому, инициативен.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Культурные практики в дошкольном образовании»
Опубликовано: 25 сентября 2024 в 11:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Культурные практики в дошкольном образовании»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сухореброва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД