Надежда Янкина
Семинар «Использование элементов арт-терапии в работе воспитателя ДОУ с детьми»
Процесс познания ребенком
окружающего мира, и собственных
возможностей в нем, подобен сказочной дороге,
полной неожиданных находок и приключений.
А проводник на этой дороге
чуткий и понимающий взрослый
Цель: формирование навыков использования арт – терапевтических техник у воспитателей ДОУ в работе с детьми.
Задачи:
привлечь внимание к развивающему направлению для введения арт - терапии в практическую деятельность педагога;
Публикация «Семинар „Использование элементов арт-терапии в работе воспитателя ДОУ с детьми“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
раскрытие творческого потенциала педагогов;
снятие эмоционального напряжения.
Педагог – психолог: Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. «Побочным продуктом» терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.
В результате регулярного использования арт-терапевтических техник происходит :
очищение от негативных переживаний
обучение навыкам саморегуляции психических состояний
развитие коммуникативных и рефлексивных навыков
преодоление апатии и безинициативности
обучение способам самовыражения, выражения своего психического состояния
развитие творческих способностей
Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах.
Сейчас я хочу немного рассказать Вам о цветотерапии.
Цветотерапия – это лечение цветом. Еще в далекой древности люди заметили, что цвет оказывает мощное действие на человека. Специальная окраска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет.
Было доказано, что органы и системы тела чувствительны к определенным цветам, которые стимулируют или замедляют их действие. Зная это, можно использовать различные цвета с лечебной целью. Цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например: оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания, давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие; темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение. По мнению психологов, язык цветов универсален, он действует независимо от религии и национальности.
Послушайте одну «историю из жизни цветов».
Жили-были два цвета: Желтый и Синий. Они не были знакомы друг с другом, и каждый считал себя самым нужным, самым красивым, самым-самым лучшим цветом. Но как-то случайно они встретились… ой, что тут тогда началось!
Каждый отчаянно пытался доказать, что именно он лучший.
Желтый говорил: «Посмотри на меня! Посмотри, какой я яркий, лучистый. Я цвет солнца. Я цвет песка в летний день. Я цвет, который приносит радость и тепло».
Синий же отвечал: «Ну и что! А я цвет неба. Я цвет морей и океанов. Я цвет, который дарит покой» .
- «Нет! Все равно я самый лучший!» - спорил Желтый.
- «Нет, лучший это я!» - не сдавался Синий.
И так они спорили и спорили… спорили и спорили… пока не услышал их пролетающий мимо ветер. Тогда он ка-а-ак дунул. Все кругом закружилось, перемешалось. Перемешались и эти два спорщика… Желтый цвет и синий…
А когда ветер стих, то Желтый и Синий увидели рядом с собой еще один цвет- Зеленый! А тот смотрел на них и улыбался. «Друзья!- обратился он к ним. - Посмотрите, благодаря вам появился я! Цвет лугов. Цвет деревьев. Это же настоящее чудо!».
Желтый и Синий задумались на минутку, а потом улыбнулись в ответ, и сказали: «Да, ты прав! Это же действительно чудо! И мы не будем больше ссориться. Ведь каждый действительно красив и необходим по-своему. И есть небо и солнце, моря и луга, радость и умиротворение. Благодаря нам весь мир становится ярким, интересным, разноцветным!»
Педагог – психолог: Я приглашаю вас в творческую мастерскую, в которой будем работать с цветной солью. Но прежде чем приступить к работе я предлагаю вам несколько минут побыть наедине с собой и прислушаться к своим ощущениям. Спросите себя «Что я сейчас ощущаю, переживаю, думаю?». Можете на минутку закрыть глаза для того чтобы прислушаться к себе. Сосредоточьтесь на несколько секунд на этом вопросе и подумайте, с помощью каких цветов смогли бы отразить свое эмоциональное состояние.
Откройте глаза. Сейчас мы будем создавать вашу радугу настроений.
Перед вами разноцветная соль. Выберите первый цвет соли, который чем-то напоминает Вам то, что вы ощущали сейчас, немного набираем и высыпаем в баночку. Только делайте это очень аккуратно, чтобы не перемешать слои соли, иначе вместо радуги в баночке у вас получится соль грязно – коричневого цвета. Итак, приступаем.
Следующий цвет и т. д. пока вы не заполните ваш сосуд радужного настроения. Закрутите крышку. Поделка готова!
Итог: Продемонстрируйте свой шедевр. Посмотрите на радугу в баночке внимательно и скажите, что приходит вам в голову, когда вы на него смотрите - ассоциации. Имеет ли это что-то общее с вашими ощущениями, внутренним состоянием?
Вывод: мы сейчас учились выражать свое внутреннее состояние, все, что накопилось в душе с помощью творчества. Трудно бывает понять, а тем более выразить словами то, что чувствуешь – зато более легко изложить в творчестве, к тому же это снимает накопленное психическое напряжение, помогает успокоиться или просто сосредоточиться. Мы сейчас с помощью невидимого мостика соединили мир фантазий и мир реальности.
У вас отлично это получилось.
Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованное в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.
Педагог – психолог: Музыкотерапия и релаксационные паузы– одно из направлений арт-терапии, реализуется при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активном использовании дети получают возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивном – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии, имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).
Музыка оказывает влияние на чувства и настроения человека, ослабляя негативные переживания, выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения и даже лечения. Большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва.
Проведенные учеными наблюдения над людьми с различной музыкальной подготовкой показали, что сильное физиологическое воздействие на организм производят хорошо известные классические и народные мелодии. Но не рекомендуется использовать модные шлягеры или популярные новинки. Опыт показывает, что достаточно длинное и универсальное эмоциональное воздействие без эффектов «пресыщения» оказывают лишь классические произведения П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. С. Баха, Ф. Шопена, К. Глюка, Л. Бетховена и др. Естественно, что нежелательно использование в процессе терапии музыкальных произведений, вызывающих ощущения тоски или скорби. В ходе проведения сеансов релаксации музыка должна звучать очень тихо, находясь как бы за кадром, не приглушая звучания текста.
Упражнение - релаксационная пауза «Дождь в лесу»
- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся.
(поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).
- Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.
(раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног) .
-Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.
(участники лёгкими движениями пальцев касаются спины, стоящего впереди)
- Дождик стучит всё сильнее и сильнее.
(усиливаем движение пальцев по спине)
-Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.
(проводим ладонями по спине стоящего впереди) .
-Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
(«стряхиваем» с рук капли, поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).
Педагог – психолог: Сказкотерапия - Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение.
Сказкотерапия пожалуй, один из самых древних методов. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Наши предки использовали сказкотерапию для детей несознательно, через сказки передавая ребенку жизненный опыт, отношение к миру, моральные нормы и принципы, обычаи и традиции. Сказка в этом случае выполняла те же функции, что и колыбельные для детей. Современная сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на направленную помощь в трудных жизненных ситуациях.
Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку. У ребенка есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебство, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Упражнение «Коллективная сказка по кругу»
(на определенную тематику)
Педагог – психолог: Песочная терапия представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении, благодаря которому на бессознательно – символическом уровне происходит отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития.
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Работа в песочнице ориентирована на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.
Песок – это универсальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.
Чем полезны игры с песком? Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. Игры с песком развивают мелкую моторику, улучшается память, воображение, координация.
Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песок пропускает воду и по утверждению парапсихологов он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам материал – песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», помогает рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Как только дети видят песок, у них сразу же возникает естественное желание – погрузить в него руки, ощутить прохладу, пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук.
Метод рисования на песке успешно применяют в образовательных и развивающих целях: обучению основам письма и рисованию, развитию познавательных процессов, расширению кругозора и общей осведомленности, развитие мелкой моторики и координации движений, развитию воображения и творческих способностей. Рисунок на песке легко исправить, если вдруг что – то не получается, или вообще удалить. Рисование песком позволяет расслабиться, недаром говорят что песок «заземляет» негативные эмоции, снимает стрессы и внутренние зажимы. Рисование песком целительно уже само по себе.
Песок - благотворно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Застенчивого ребенка песочная терапия способна раскрепостить, гиперактивного ребенка песочная терапия способна успокоить, у агрессивных и тревожных детей песок способен забрать негативную энергию, преобразовать агрессию в положительные заряды.
В настоящее время песочная терапия получила широкую известность и опыт ее использования в работе с детьми показывает положительные результаты.
Есть три вида игр с песком:
1. Обучающие игры, познавательные и развивающие игры они облегчают процесс обучения, можно использовать в обучении счету, грамоте, закрепление знаний о сенсорных эталонах, развивают знание о пространственных представлениях, развивают воображение, тактильное восприятие и мелкую моторику. Также можно использовать в своей работе логопеду.
2. Психопрофилактические игры с песком, нацелены на коррекцию тревожности, агрессии, а также профилактику.
3. Проективные игры с песком. С их помощью можно узнать, что "делает" бессознательное, когда ребенок играет с песком, строит в песочнице "свой мир".
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей ребенка, а так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальными свойствами заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека
В заключение семинара предложить педагогам создать на песке с помощью различных мелких предметов то место, в котором они чувствовали бы себя счастливыми.
Через работу с символическим материалом (песком, красками, пластелином, т. е. через арт-техники развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности детям в своих силах. Чем лучше ребенок, а в последствии взрослый человек, умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.
Игра «Аплодисменты друг другу»
Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.
Литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб. : Издательство «Речь», 2005.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. - СПб. : Издательство «Речь», 2003
3. Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб. : Питер, 2001
4. Информация из интернета.