Марина Варнавская
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Количество и счет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие творческой активности и инициативы педагогов;
Повышение интереса педагогов к расширению знаний и умений по ФЭМП;
Представление дидактических игр с детьми с целью активизации знаний педагогов МБДОУ по формированию математических представлений : раздел: количество и счет.
План проведения семинара-практикума:
I. Практическая работа с педагогами «Моделирование структуры занятия по математике»
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста „Количество и счет“» размещена в разделах
II. Практическая работа с педагогами «Основные направления работы в рамках раздела «Количество и счет»
III. Практическая работа с педагогами в подгруппах «Счет : приемы обучения»
IV. Решение педагогических ситуаций: Ситуативные кейсы:
V. Мастер-класс по использованию дидактических игр по ФЭМП
VI. Подведение итогов семинара-практикума
Ход семинара-практикума:
Тезисы выступления модератора:
I. Практическая работа с педагогами «Моделирование структуры занятия по математике»
Организационный момент
Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным.
В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты.
В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.
Вопросы педагогам:
Назовите основные части математического занятия
- Математическая разминка (обычно со старшей группы).
Данная часть занятия включает в себя работу с демонстрационным материалом. (требования к демонстрационному материалу :
• привлекательность – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее.
• материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.
• материал должен быть различным на каждом занятии.
• материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка шишкой, морковка – морковкой).
• пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т. д.)
- Работа с раздаточным материалом.
(не меньше половины времени на занятии должно отводиться на самостоятельную работу детей. Навыки работы с раздаточным материалом (начинаем формировать со второй половины второй младшей группы, к концу средней группы желательно сформировать)
-Физкультминутка (обычно со средней группы).
-Дидактическая игра.
В младшей группе: в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех частей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).
В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка).
В старшей группе: до пяти частей.
В подготовительной группе: до семи частей.
Итог занятия
Уважаемые педагоги!
Любое занятие должно быть законченным. Как же правильно закончить занятие?
В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия.
(«Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем игрушки и будем одеваться на прогулку».)
В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей.
(«Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»).
В подготовительной группе: дети сами делают выводы.
(«Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.
Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание).
II. Практическая работа с педагогами «Основные направления работы в рамках раздела «Количество и счет»
Математические знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям. Каждая новая большая программная задача дробится на более мелкие и решение данной задачи идёт последовательно на нескольких занятиях.
Любая программа по ФЭМП включает в себя определенные разделы. Уважаемые коллеги, я Вам предлагаю ответить о каком разделе идет речь?
Модератор зачитывает терминологию, педагоги определяют раздел).
- Представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах. («Количество и счет»).
- Представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени). («Величина»).
- Представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных, их свойствах и отношениях. («Форма»).
- Ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку, ориентировка в движении. («Ориентировка в пространстве»).
- Представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени». («Ориентировка во времени»).
Работа с множествами, их сравнение способами наложения и приложения подготавливает детей к счетной деятельности, так как им легче сначала научиться устанавливать взаимно однозначные соответствия между предметными множествами, которые видимы и ощутимы
Формы работы по формированию знаний и умений в рамках раздела Количество и счет :
младшая группа
Подбор и группировка предметов по заданному признаку. Организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе. Программный материал второй младшей группы ограничен дочисловым периодом обучения. Дети этого возраста учатся составлять группы из отдельных предметов и выделять предметы по одному : различать понятия «много» и «один».
средняя группа
Программа средней группы направлена на дальнейшее формирование математических представлений у детей. Таким образом, классическая программа обучения счету начинается в средней группе. Программа включает в себя обучение счету до 5 на сравнении двух множеств, выраженных смежными числами. Дается также счет по осязанию, счет на слух и счет различных движений в пределах 5.
Счетная деятельность — это называние числительных по порядку и соотнесение их каждому элементу множества с выделением итогового числа.
Цель счетной деятельности — найти итоговое число, ответить на вопрос «сколько?».
-Уважаемые коллеги в рамках практической операции я предлагаю Вам сформулировать правила счета : Эти правила необходимы, чтобы ребенок понял сущность счета, а воспитатель смог предупредить или выявить ошибки (в счете, а не в правилах).
1. обязательно дотрагиваться до каждого предмета указательным пальцем правой руки.
2. считать слева направо.
3. при со считывании числа не именовать.
4. именовать итоговое число.
5. при выделении итогового числа делать обобщающий жест рукой.
6. называть «один» (не «раз»).
7. считать обязательно вслух.
8. Воспитатель должна привлекать к работе как можно больше анализаторов. (воспитателю предлагаются на выбор предметы : дудочка, молоточек, бубен, салфетка)
Инструкция дается небольшими порциями, по мере выполнения задания. Результат проговаривается с помощью воспитателя.
III. Практическая работа с педагогами в подгруппах «Счет :приемы обучения»
Педагогам предлагается на выбор счетный материал (плоскостной, объемный, предметный).
Вопросы к моделированию ситуаций в подгруппах:
• Что это?
• Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько?
• Посчитай,
• Сколько?
• Проверь, пересчитай.
По мере усвоения ребенком счетной деятельности надо счетные движения «сворачивать». Они переходят из «внешних» действий во «внутренние» (умственную работу) :
• счет без обобщающего жеста;
• дотрагиваться не рукой, а указкой или показывать на предмет;
• счет на расстоянии (движение глаз);
• счет про себя.
После усвоения счета предметов переходим к счету других объектов (изображений, символов, движений, звуков, явлений и др.).
Схема обучения счету :
Посчитай, сколько, и отсчитай столько же ….
Сколько отсчитал?
Почему столько?
Усложнения в старших группах:
1. Увеличиваем количество от 1 до 10.
2. От реальных предметов переходим к их изображениям и числовым карточкам (сюжетным и бессюжетным).
3. Меняем форму расположения предметов (горизонтально, вертикально наискосок, по кругу, в виде числовой фигуры, хаотично)
4. Даем задания на развитие памяти: образец постоянно перед глазами - образец показывается дважды (перед выполнением задания; после выполнения задания для проверки)
IV. Решение педагогических ситуаций: Ситуативные кейсы:
Педагоги делятся на подгруппы, каждой группе предлагается задание на карточке :
1 команда педагогов
Ситуативный кейс:
Командам предлагаются педагогические ситуации. Необходимо сказать, что неправильно сделал педагог и предложить свой вариант.
1 команде
В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик.
Вызванный ребенок так считал: “Елочка одна, грибок один и еще кубик один”.
На вопрос “сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.
Вопросы:
1. Правильно ли считал ребенок? Усвоил ли он счет до пяти?
2. Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счёта игрушки? В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?
2 команда педагогов
Ситуативный кейс:
Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок спрашивая детей : “Сколько у меня машин?” Дети отвечают: “Много”.
Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: “Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.
Вопросы:
1. Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?
2. Какие ошибки были допущены воспитателем?
3 команда
3. Как правильно организовать это занятие?
V. Мастер-класс по использованию дидактических игр по ФЭМП
VI. Подведение итогов мероприятия