ольга кузнецова
Семинар «Возможности Глубоковской росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №79 "Лучик" г. Вологды
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ТЕМА: «Возможности Глубоковской росписи в работе с детьми дошкольного возраста»
старший воспитатель Кузнецова О. А.
ЗАДАЧИ:
Закреплять и расширять знания участников практического семинара о значении народного декоративно – прикладного искусства родного края в жизни дошкольника;
Уточнить знания педагогов о народных промыслах Вологодчины;
Публикация «Семинар „Возможности Глубоковской росписи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Познакомить с Глубоковской росписью;
Дать практические умения и знания по использованию Глубоковской росписи в предметном и сюжетном рисовании;
Развивать творческие способности педагогов
Форма проведения:
Практическое занятие
Творческие задания
Блиц - опрос
Практические упражнения
Материалы:
Изделия с Глубоковской росписью, образцы элементов, изобразительные принадлежности, бумага
План:
1. Знакомство с планом работы семинара
2. Сообщение по теме: «Значение народного декоративно – прикладного искусства в жизни дошкольника»
3. Задание: «Назовите народные промыслы Вологодчины»
4. Блиц - опрос
5. Знакомство с Глубоковской росписью (краткая история возникновения, художественно – технические особенности)
6. Практическое упражнение в прорисовке элементов росписи
7. Задание: «Придумайте и нарисуйте образы солнца, используя элементы росписи»
8. «Возможности использования Глубоковской росписи в предметном и сюжетном рисовании с детьми» (рисование насекомых, птиц, животных, растений из элементов росписи).
Ход семинара:
В современных условиях работы дошкольных образовательных учреждений большое внимание уделяется введению регионального компонента в содержание образования.
Цель введения регионального компонента заключается в том, чтобы выстроить систему образования области с учетом сложившихся социокультурных условий; более широко использовать историко–культурный потенциал Вологодчины; интегрировать исторические, экологические, этнографические представления ребенка на основе широкого приобщения к культурному наследию родной земли, народным традициям, самобытной природе родного края.
Содержание регионального компонента:
краеведческая культура
искусство и история
факты и события, как составляющие части общей национальной культуры России
Региональный компонент базируется на 3х основных сферах:
«Природа» : неживая природа, животный и растительный мир, экологическая обстановка.
«Социум» : история региона, народонаселение, демографические процессы, материальное производство, хозяйственная деятельность, экономические, социальные, политические отношения.
«Культура» : язык, религия, образование, искусство, культурно – бытовые традиции и обычаи.
4 направления работы ДОУ:
физкультурно – оздоровительное: народные, подвижные игры, спортивные игры и т. д.
познавательно – речевое: труд взрослых, история, география, природа, культура
социально – личностное: традиции, семья
художественно – эстетическое: легенды, музыкальный фольклор, деревянное зодчество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба, Вологодский костюм.
Сегодня мы остановимся на художественно – эстетическом направлении, и частности на значении народного декоративно - прикладного искусства в жизни дошкольника.
Трудно переоценить значение этого вида искусства как мощного средства эстетического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, с уважением относиться к труду взрослых. Развитие нового немыслимо без памяти о прошлом. Произведения народного – декоративно – прикладного искусства – вехи исторического пути, пройденного предшествующими поколениями. Они рассказывают о духовном величии и громадных творческих возможностях народа, вселяют в нас и наших детей чувство гордости за Отчизну.
Декоративно – прикладное искусство играет значительную роль в воспитании гармонично развитой личности. Любой его предмет или изделие – произведение искусства, а значит и эталон красоты. «О влиянии красоты написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония – это не только эталоны явлений или произведений искусства, но и принципы общественной жизни».(1) Кроме того, «народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является основой для формирования духовного мира человека и его нравственности»( 2).
Дошкольников необходимо не только эмоционально воспринимать и ценить искусство народных мастеров, но и приобщать к увлекательному процессу изготовления различных поделок по мотивам народных промыслов. «Художественно – прикладная практика детей характеризуется образностью и утилитарным назначением, которые, однако, проявляются своеобразно, так как продукты детского творчества несовершенны и наивны … Утилитарность здесь определяется воспитательными задачами». (3, 4)
Однако, чтобы в полной мере раскрыть значение декоративно – прикладного искусства в формировании личности дошкольника для наиболее эффективного использования его в воспитательной работе, не достаточно ограничится перечислением положительного влияния на эстетическое, нравственное, умственное развитие. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Е. В. Лебедева (4, 34-36) подробно раскрывают роль изобразительной деятельности (а значит, и декоративно – прикладного искусства) для подготовки детей к школе: формирование элементов учебной деятельности (умение слушать указания педагога, понимать и выполнять поставленную задачу, умение ее проанализировать нужные способы действия для ее решения, самоконтроль и оценка результата); развитие ручной умелости (подготовка к письму); выработка психологической готовности ребенка к школе.
На данный момент существует довольно много программ (парциальных, комплексных) для дошкольных образовательных учреждений. В них определен примерный объем широко известных народных декоративных промыслов с которыми знакомят дошкольников.
- С какими? (педагоги перечисляют)
А вот декоративно – прикладному искусству родного края часто отводится довольно незначительное место в воспитательно – образовательном процессе. На современном этапе проблема недостаточного знания родного края (не только детей, но и взрослых) стала особенно актуальной.
Задание для воспитателей
«Назовите народные промыслы Вологодчины» (разделиться на две команды, выигрывает та, которая назовет промысел последней)
o Вологодское кружево
o Шемогодская резьба (по бересте)
o Плетение из бересты (лапти, корзинки, коробочки, сумки – пестери)
o Тиснение по бересте (Великий Устюг) (оттиск штампиком)
o Пермогорская роспись (посуда, утварь)
o Великоустюжские эмали
o Чернение по серебру
o Деревянное зодчество (церкви, колокольни, часовни)
o Каменное зодчество
o Фрески (Ферапонтово)
o Деревянная утварь – резьба по дереву (прялка, посуда, пряничные доски и др.)
o Деревянная скульптура (храмы, церкви)
o Иконопись
o Гончарный промысел (посуда и игрушка – Вельск)
o Изразцы
o «Мороз по жести» (на тонкий раскаленный лист жести наливали кислоту, которая, вскипая оставляла фантастические узоры. Обивали шкатулки, ларцы.) Великий Устюг.
o Кузнечное дело (16 – 17 век – Устюжна один из центров обработки железа)
o Железо, сталь, медь, бронзу, олово, серебро бронзу подвергали ковке, литью, просекали, гравировали, чернили, чеканили, украшали цветными расписными эмалями, филигранью.
o Ювелирное дело (северная чернь – сплав серебра с медью, свинцом, серой; эмаль по скани (на поверхности предмета витыми железными нитями выкладывали узор).
o Лен, ткачество, набойка, лоскутное шитье, вышивка.
Блиц – опрос
(первая буква – название промысла)
Ч - знаменитый промысел г. Великий Устюг;/ Чернь
В -один из древнейших видов декоративно – прикладного искусства;/ вышивка
О - заключительный этап городецкой росписи;/ оживка
Х - название народного промысла;/ Хохлома
О - узор, в котором в определенной последовательности повторяются или сочетаются изобразительные элементы;/ орнамент
Р - элемент городецкой росписи;/ розан
Т - элемент хохломской росписи;/ травка
Д - название народного промысла. / Дымково
Знакомство с Глубоковской росписью
• История возникновения
• Художественно – технические особенности
• Прорисовка элементов
Задание для воспитателей
«Придумайте и нарисуйте образы солнца используя элементы росписи»
«Возможности использования Глубоковской росписи в предметном и сюжетном рисовании с детьми» (рисование насекомых, птиц, животных, растений из элементов росписи)
Методические рекомендации:
1. Пополнить содержание уголков Вологодского края в группах
2. Оформить альбомы с прорисовками насекомых, растений, животных, птиц в уголках творчества для самостоятельной художественной деятельности детей.
Литература:
1. «Дошкольное воспитание» 1994, №4;
2. «Дошкольное воспитание» 1994, №10;
3. Мастера Русского Севера. Фотоальбом, М. : «Планета», 1987.
4. Методика изобразительной деятельности и конструированию /под ред. Комаровой Т. С. –М. :,1985
5. Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В. Декоративное искусство детям – М. : Просвещение, 1976
6. Пузенкова Л. А. Шенкурская роспись – Архангельск, 1995.
7. Путилова Н. В. Глубоковская роспись – Ярославль, «Нюанс», 1994
8. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство во II классе – М. : Просвещение, 1984.