Ксения Сувид
Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое насилие — это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности его психологическое здоровье.
К речевому насилию относятся :
Публикация «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
угрозы в адрес ребенка;
замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка (в том числе, публичные унижения);
принижение его успехов;
постоянная критика в адрес ребенка;
подавление инициативы;
обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
некорректное высказывание о внешнем виде;
отказ в утешении, когда дошкольник действительно испуган или подавлен;
негативная характеристика ребенка;
отождествление ребенка с конфликтующим или неприятным для воспитателя родителем.
Иногда эмоции, вызванные поступком ребенка, настолько сильны, что мешают педагогам адекватно отреагировать и дать взвешенную и объективную оценку случившемуся. В такой ситуации типичная ошибка воспитателя — прямая, чаще всего негативная оценка личности ребенка в целом, а не отдельного его поступка.
Со временем дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удается в жизни.
Эксперимент.
Приглашают 2 добровольцев и предлагают выполнить задание (например, скопировать рисунок). во время выполнения задания каждому участнику эксперимента ведущий говорит определенные фразы.
По итогу эксперимента участникам задают вопросы: что вы чувствовали, когда вашу деятельность комментировали? Помогало/мешало вам такое сопровождение? и др.
Вывод
Оценка — это обратная связь, помогающая дошкольнику сориентироваться в своей активности, нормах поведения и в собственном «Я». Она — основа для формирования самооценки ребенка.
Осуждая, порицая, критикуя ребенка, мы чаще всего задеваем его личностные качества и формируем неадекватную самооценку, а не способствуем развитию у него ответственности за конкретные поступки.
Давая обратную связь в виде «Я-сообщения», мы демонстрируем ребенку наше отношение к его поведению через вербализацию собственных эмоций и чувств, предоставляем ему выбор изменить свое поведение или продолжить его, но затем нести ответственность за последствия.
Следует применять по отношению к ребенку Я-высказывания
Ошибки, совершаемые педагогами:
Начав фразу с Я-сообщения,
педагог заканчивает Ты-сообщением.
«Мне не нравится, что ты такая неряха»
«Меня раздражает это твое хныканье»