Галышева Кристина Андреевна
Семинар для воспитателей «Психологические приемы организации дисциплины в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические приемы организации дисциплины в группе
Приветствие, разминка.
Сегодня на нашем семинаре мы узнаем какие приемы организации дисциплины существуют, но сперва ответьте мне на такой вопрос:
Публикация «Семинар для воспитателей „Психологические приемы организации дисциплины в группе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Когда нарушается дисциплина? (Мнения) Дисциплина нарушается тогда, когда затрагиваются свободы другого ребенка или детей. Не поделили игрушку, не хотят выполнять задание, медленно одеваются на прогулку, отвлекаются во время еды — причин может быть масса.
А сейчас представим ситуацию. Идет занятие, дети начали шуметь и мешают проведению данного занятия. Что вы будете делать? По желанию представляют свой прием.
Проигрывается ситуация.
Кроме ваших приемов, есть еще множество разных и некоторые из них я хочу вам представить:
Сейчас представьте, что вы подготовительная группа и у нас с вами идет развивающее занятие, один из вас устал и начал отвлекаться, тем самым, мешая другим детям.
1 Прием. Обращение к ребенку, специально интонируемым голосом: каким-то особенным тоном говорим «Посмотри на меня, пожалуйста», сниженным, измененным голосом;
2 Прием. Резко останавливаем любую деятельность и говорим: «Подождем, пока Петя сможет присоединиться к нам»;
Представьте следующую ситуацию. Вы дети старшей группы. Между двумя детьми произошел конфликт во время сбора на улицу. Чтобы их отвлечь я предлагаю попробовать такой прием:
3 Прием. Нестандартный вопрос или жест (ласковый, который отвлечет ребенка (Посмотрите в окно, что вы сейчас видите? Вам нравится осень? И тд)
4 прием. Озвучивание его состояния: «Ты меня ненавидишь», «ты очень злишься на Петю», «ты устал и злишься» и тд;
Представим себе ситуацию, что дети в группе не поделили игрушки. Первый (назовем их так условно) отобрал игрушку у второго:
5 прием. Тут можно попробовать такой прием: Похвала часто останавливает: «Ты такой сильный, наверное занимаешься спортом?», но без издевки, дружелюбно, без смеха;
Здесь же можно использовать такой прием: если в группе мало игрушек и из-за этого могут возникнуть конфликты, лучше ввести очередность, наглядно проиллюстрировав ее «листами ожиданий»:
1. Сережа - 10 минут.
2. Дима - 10 минут и т. д.
А время интересно отслеживать по песочным или механическим часам!
6 прием. Заранее организовав в группе, и обговорив с детьми, можно усадить на стул размышления, но не в угол. «Посиди на стуле размышлений и подумай правильно ли ты сделал?»
7 прием. Стоит игрушка, вопрос: «Как вы думаете, как можно использовать этот предмет?» Во время занятий можно ставить на видное место Игрушку гостя. И когда ребенок начинает вести себя некорректно, то обращаться к игрушке и спрашивать, как ей такое поведение, спрашивать у нарушителя приятно ли гостю смотреть на это.
8 прием. Счет. Использовать можно в любых ситуациях, где дети начинают шуметь и отвлекаться, главное первою цифру сказать громко «Раз!», затем спокойно продолжить счет до тех пор пока не успокоятся и в конце заметить на какой цифре они успокоились
9 прием. Представим, что сейчас мы на занятии и вся почти вся группа устала и начала разговаривать громко (шуметь). Спокойным голосом нужно сказать детям: «Кто меня слышит поднимите правую руку» смотрим сколько детей услышало, затем «Кто меня слышит поднимите левую руку», количество детей увеличивается, «Кто меня слышит улыбнитесь». Обычно на третий раз дети утихают и готовы работать. Необязательно брать эти фразы, они могут быть разнообразны.
10 прием. Ввод правила правой руки. Это правило тоже вводится, обговаривая его с детьми
Если правая рука
Вдруг взмахнула в небеса
Тишину ты соблюдай
Слушай, не перебивай
11 прием. Вы дети. Начинаете шуметь, не важно какая деятельность. Начать рассказывать стихотворение, которое дети знают хорошо. Либо, можно какое-то новое, соответствующий возрасту. Например: Заяц, заяц, чем ты занят?.»
12 Прием «Набери в рот воды». «Дети, а ну ка набрали все в рот воды»
13 прием. Игровая ситуация. Сейчас представим, что мы идем по коридору на экскурсию и дети зашумели. «Сейчас мы с вами поиграем в игры. Мы с вами шпионы, нам нужно пройти по коридору так, чтобы нас никто не заметил»
14 прием. Повторяйте за мной: нужно повторить ритм хлопков.
-Использование игр — оптимальный вариант для создания дисциплины в младшей группе. С их помощью дошкольники смогут освоить много правил — необходимо только подобрать подходящие игры.
Воспитатели делятся на пары, и каждой паре раздаются задачи. Нужно выбрать 1 из наиболее понравившихся приемов и при помощи него решить задачу.
Также можно создавать проблемные ситуации.
Вы дети, начинаете шуметь
Воспитатель предлагает ребятам вспомнить свое любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его название. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их товарищи.
Для поддержания дисциплины также нужно много работать с детьми. Здесь вам в помощь будут игры и правила.
Для формирования и поддержания дисциплины стоит продумать, как будет оцениваться поведение детей. Для этого в группе можно сделать импровизированный светофор, с помощью которого фиксировать факты нарушения правил: красный — правило нарушается всегда, желтый — изредка, зеленый — не нарушается.
Виды игр для формирования дисциплины
Рассмотрим примеры игр, которые позволят детям освоить правила, сплотят их и научат взаимодействовать, будут способствовать развитию эмоциональной сферы. (Проигрываются)
Игры на освоение правил
«Эстафета хороших известий». При проведении игры необходимо проследить за тем, чтобы каждый ребенок принял участие. Если группа большая — не допускать, чтобы дети говорили слишком долго. Для проведения игры понадобится мяч.
Педагог: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера в группе. Пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, т. е. бросьте мячик кому-то другому, кто сидит не очень далеко от вас.
Игры на сплочение детей и умение взаимодействовать
«Колдун». Колдун заколдовывает одного из детей так, что он «теряет» способность говорить. Чтобы избавиться от колдовства, он должен объяснить с помощью жестов и мимики, как его расколдовать. Дети «переводят» рассказ и расколдовывают его.
Игры на развитие эмоциональной сферы
«Это я, узнай меня». Один ребенок поворачивается спиной к остальным сидящим. Дети по очереди подходят к нему, гладят его по спинке и называют ласковым именем. Водящий пробует угадать, кто его погладил и назвал.
«Обезьянки». Дети делятся на две группы. Первая — «зеркала». Вторая — «обезьянки». «Обезьянки» производят различные движения, строят рожицы и всевозможные гримасы. «Зеркала» должны повторить все в точности. Затем дети меняются ролями.