Оксана Концевая
Семинар для родителей дошкольников «Готовность к школе: что это значит?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование психолого-педагогической компетентности родителей по вопросу готовности ребенка к школьному обучению.
Задачи:
1. Привлечь внимание родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
2. Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.
Публикация «Семинар для родителей дошкольников „Готовность к школе: что это значит?“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: ручки, стикеры, стулья по количеству участников, магнитная доска, три ленты (красная, жёлтая, зелёная, «Памятки родителям будущего первоклассника» на каждого участника.
Ход семинара
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о готовности ребёнка к школе и её компонентах. Надеемся, что наша встреча будет интересной и познавательной.
Нашу встречу мы начнём с приветствия.
1. Упражнение «Приветствие»
Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями.
Приветсвовать друг друга будем разными способами, например: японцы кланяются, народы замбези хлопают в ладоши, индийцы кланяются, ладони сложены перед лбом, европейцы пожимают руку, а мы помашем рукой
2. Игра-ассоциация «Школа»
Цель: поделиться представлениями о школе, опираясь на опыт школьного обучения родителей.
Все мы с вами были когда - то школьниками, и у каждого из нас школа ассоциируется с разными эмоциями, событиями, предметами. Вам нужно, с каким словом у них ассоциируется слово «школа»? Каждый участник называет свою ассоциацию.
Вывод: получена многообразная палитра эмоций, ассоциаций, связанных с представлениями о школе, которые определяются вашим опытом.
Сегодня, наверняка, многих из вас волнуют вопросы: «А готов ли мой ребенок к школе?», «Как будет учиться?», «Как ему помочь преодолеть первые школьные трудности?» Психологи считают, что важным в успешности обучения «первоклашки» является психологический настрой родителей.
Сейчас мы с вами попробуем актуализировать ваши переживания и опасения по поводу предстоящего обучения ваших детей в школе. Для этого нам понадобиться доска на которой наклеены три полоски: зелёная, желтая, красная.
Возьмите стикер и напишите на нём имя своего ребёнка. Если, вы уверены, что ваш ребёнок «готов к школе наклейте стикер на зеленую полосу, если «незнаю», то на жёлтую, а если, вы считаете», что ваш ребёнок «не готов к школе», то на красную.
Что же такое готовность к школе?
Мини-лекция «Понятие готовности к школе»
Готовность к школе, включает в себя три основные составляющие: физическую, педагогическую и психологическую готовность.
Психологическая готовность ребёнка, в свою очередь, включает в себя интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовности.
Начнём с физической готовности. Все вы, я думаю, согласитесь с тем, что ребёнка нужно развивать с помощью физических упражнений и подвижных игр. Но, как вы считаете, для чего это нужно делать? (родители включаются в обсуждение, высказывают свои мнения).
Педагог подводит итоги обсуждения: “ Конечно, в подвижных играх у ребёнка развивается
• координация движений, важная при ориентировке в пространстве, происходит развитие волевых качеств, усидчивости, внимания, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит ребёнку справиться с физическими нагрузками, которые ему придётся переносить в школе. Ведь сидеть прямо в течении 30 - 40 минут урока требует определённой физической подготовки. А уроков будет 3-4 в день. Если ребёнок будет сильно уставать, то это, несомненно, негативно скажется на результатах обучения.
• Кроме того, важно и то, насколько развиты у ребёнка мелкие группы мышц. Пропуски букв, описки, разная высота букв – всё это результат недостаточного развития “ловких” мышц руки. Развитию этих мышц способствуют такие простые и интересные для ребёнка занятия, как лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером.
А теперь поговорим о педагогической готовности – это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребёнок, т. е. то, чему он научился в детском саду и дома. Порядковый и количественный счёт, знание геометрических фигур, словарный запас, умение дифференцировать звуки, сведения об окружающем (животных, транспорте, временах года и т. д., знание букв и прочее. От того, с какими знаниями, умениями и навыками придёт ребёнок в школу очень многое зависит. Поэтому, в оставшееся до школы время, уделите этому вопросу внимание, уточните, знает ли он времена года, дни недели, названия зверей и птиц; умеет ли связно рассказать о каких-либо событиях. Это поможет вашему ребёнку закрепить полученные знания и умения, обрести уверенность в себе.
Следующий вид готовности к школе – это психологическая готовность. Она включает в себя ряд очень важных аспектов.
Интеллектуальная готовность – это способность управлять своими действиями и регулировать их, выделять существенные признаки предметов и устанавливать причинно – следственные связи между ними,развитое логическое запоминание, овладение по слуху разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно – двигательной координации.
Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний не может служить показателем развития, важно то как дети умеют пользоваться ими при решении различных задач. Родители порой радуются, что ребёнок запомнил стихотворение.
Действительно, у детей хорошая память, но важнее понять смысл текста. Иногда родители радуются, что ребёнок считает до ста и более. Не нужно увлекаться счётом до бесконечности. Важно познакомить ребёнка с понятием числа, помочь овладеть решением простых арифметических задач в пределах 10.
Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками, находите в них сходство с фигурами людей и животных, наблюдайте за явлениями природы.
Личностная готовность – это, прежде всего, сформированность у ребёнка потребности общаться с другими детьми и подчиняться обычаям и интересам детских групп, способность принимать на себя и выполнять роль школьника. Иметь адекватную самооценку. И желание учиться, чтобы в первый класс ребёнок шёл с радостью.
Ответь мне, пожалуйста, на следующий вопрос: “Будет ли человек прилагать старания, занимаясь каким – либо делом, не зная, зачем он это делает?” (родители высказываются вслух).
– Конечно, нет. Тогда скажите, “желание пойти в школу” и “желание учиться” – это одно и то же?
В ходе рассуждений психолог подводит к выводу, что если ребёнок идёт в школу ради нового портфеля или модного школьного костюма, или говорит “там будут мои друзья” и т. п., то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Тогда как основной деятельностью ребёнка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано – желание учиться! Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению, говорят малышу о том, как они хотят видеть его в будущем успешным и умным, а это возможно, только если хорошо учиться; о том, какую гордость они будут испытывать в этом случае, то это будет способствовать формированию у ребёнка положительной мотивации к школе. Он будет понимать, зачем он пришёл в школу и зачем ему нужны знания.
Коммуникативная готовность включает в себя умение ребёнка общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Это тоже, весьма важное умение! Ведь, по сути, весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребёнок контактен, умеет ли внимательно слушать учителя, достаточно ли развита его речь – зависит успешность усвоения школьных знаний. Задача родителей и воспитателей – научить ребёнка простым правилам общения.
Эмоционально-волевая готовность – важное звено школьной готовности. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями. В вечном компромиссе между “хочу” и “надо” у старшего дошкольника должно преобладать “надо”. От того насколько ребёнок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть; от того насколько рбёнок будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность. Всем нам известна истина: “Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов трудолюбия”.
• Мы рассмотрели все компоненты школьной готовности. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы.
• Упражнение «Снежинка»
• Перед вами лежит салфетка, у каждого она одинаковой формы, размера, цвета и качества. Слушайте внимательно и выполняйте инструкцию, не смотря на соседа:
• Сложите салфетку пополам,
• Отрежьте правый верхний уголок,
• Опять сложите пополам,
• Снова Отрежьте правый верхний уголок
• Сложите еще пополам,
• Отрежьте правый верхний уголок.
Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Нашли? Как вы думаете, почему?
Вывод: Несмотря на то, что инструкция для всех была одинаковая, снежинки получились разные, так как одинаковых людей не бывает. Каждый из вас индивидуален, так же и ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и личностные качества. Но каждый из них уникален по своему. Любите своих детей, и тогда все у них обязательно получится и в школе.
Как определить, готов ли ваш ребенок к школе?
(памятка для родителей)
Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым. Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.
Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.
Проба № 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.
Проба № 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.