Наджие Абдурамановна
Семинар для педагогов в рамках недели инклюзивного образования «Особенные дети — особенный подход»
▼ Скачать +Заказ
«Особенные дети – Особенный подход»
Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьмиинвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.
Задачи:
Публикация «Семинар для педагогов в рамках недели инклюзивного образования „Особенные дети — особенный подход“» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
• познакомить педагогов с особенностями детей с ОВЗ;
• способствовать учету этих особенности при организации учебно-воспитательного процесса.
• развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, видео,
Место проведения: музыкальный зал.
Целевая группа: педагоги МБДОУ 16 «Лучик»
План проведения
I Организационный этап. Вступление
Что такое инклюзия? Что такое инклюзия? Педагог психолог Абхаирова Н. А
II Основной этап. - Тест для педагогов с использованием Google – форм
- дети ТНР
-дети ЗПР
- дети РАС
- дети инвалиды
- обзор кинематографа Педагог психолог
Учитель –логопед Куртмолаева Э. А
Учитель –логопед Юсупова С. Д
Тьютор – Суфьянова Э. Э
Инструктор по физ. культуре Гресий З. Р
III Заключительный этап. Рефлексия - просмотр мультфильма
- отзыв о проведенном мероприятии с использованием Google - форм
Педагог – психолог Абхаирова Н. А
I Организационный этап. Вступление
Педагог психолог Абхаирова Н. А. :
Инклюзивное образование — это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями – это попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также во включении компенсаторных механизмов, развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в детском саду. Но для того чтобы полноценно помочь детям с ОВЗ, педагоги должны быть готовы понять и по возможности принять такого ребенка и помочь родителям в адаптации дошкольников к дошкольному учреждению. От профессионально – личностной готовности педагогов во многом зависит успех ребенка. Все участникам учебно – воспитательного, должны быть единой командой и научиться сохранять свое эмоциональное и психологическое здоровье. Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы:
в Саламанкской декларации.
Интегрированное обучение — совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Лев Семенович Выготский (1896-1934) считается основоположником базовых идей, к которым апеллирует сегодня интегрированное обучение.
II Основной этап.
Дети с ОВЗ – это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
А сейчас я предлагаю пройти тест на "Организацию работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ" с использованием Google-форм
Учитель –логопед Куртмолаева Э. А: Дети с нарушениями речи.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.
Для развития речи важное значение имеет правильное эмоциональное развитие ребенка и его желание и потребность общаться с окружающими. Нарушения в способности к общению у детей встречаются довольно часто. Их причины многообразны. Неблагоприятные условия воспитания и окружения, психические травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом ребенка от семьи в связи в его помещением в больницу и тому подобные ситуации могут приводить к невротически обусловленным затруднениям в общении. Одной из форм таких нарушений является мутизм - отказ ребенка от общения, - который может быть общим или избирательным, когда ребенок не контактирует с отдельными лицами, например, с учителем, с кем-либо из близких и т. п. Нарушения в общении в виде страха речи могут наблюдаться у детей с заиканием.
На сегодняшний день очень актуальна тема мозжечковой стимуляции.
Мозжечковая стимуляция — это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и ствола — структур мозга, активно участвующих в формировании движений, речи, координации.
Цель мозжечковой стимуляции – научить головной мозг правильно обрабатывать информацию, улучшить навыки речи, письма, чтения, концентрацию внимания и математические способности, языковые механизмы, память и восприятие.
Благодаря воздействию на функцию равновесия и статическую физическую нагрузку (мышцы во время выполнения задания напрягаются, укрепляется весь организм: осанка, координация движений, функции баланса и саморегуляции.
Умение контролировать положение своего тела в пространстве является фундаментом для овладения всеми видами учебной деятельности!
Показ фрагмента задания на балансире (Приложение 2)
Учитель – логопед Юсупова: С. Д Дети с Задержкой психического развития
Что такое задержка психического развития?
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, форм и методов работы, характерных для большинства детей с ЗПР.
Кто эти дети?
Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря. Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Другие авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация, выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.
Такие дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.
Решение педагогических задач в команде (Приложение 3)
Тьютор Суфьянова Э. Э: Дети РАС
Термин АУТИЗМ происходит от латинского слова autos – “сам, погружения в себя, в свой внутренний мир.
Аутизм - расстройство, которое возникает в нарушение развития головного мозга и характеризуется дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
Как самостоятельное расстройство аутизм впервые был описан 1942 году, американским ученым Лео Каннером. В 1943 году сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в 1947 году — советский ученый Самуил Мнухин.
Специалисты сегодня используют термин «расстройства аутистического спектра». Существует четыре вида аутизма:
Синдром Каннера — самая тяжелая форма, которая практически не поддается коррекции. Для этого синдрома характерна изоляция человека от окружающих его людей, развитие речи слабое, человек живет в своем мире.
Синдром Аспергера — легкая форма, такие люди поддаются лечению, у них прекрасный интеллект, но некоторые проблемы социализации остаются навсегда.
Синдром Ретта — речь слаборазвита, а иногда она вообще отсутствует. Появляются проблемы с мышечной и костной системами. К пяти-шести годам ребенок может научиться разговаривать, но проблемы с движением и умственным развитием остаются. Синдром Ретта трудно поддается коррекции. Заболевание встречается только у девочек.
Атипичный аутизм — проявляется у взрослых людей. Для этого вида аутизма характерно тяжелое поражение головного мозга человека.
Особенности поведения и развития детей с аутизмом.
Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности и гениальности в отдельных областях знаний и искусства. Однако каждому ребенку с аутизмом присущи общие черты, которые и дают снования полагать о наличии этого состояния.
Тьютор Суфьянова Э. Э: А сейчас, я предлагаю вам провести нейропсихологические упражнения с мячом. (Приложение 4)
Инструктор по физ. культуре Гресий З. Р: Ринго – еще один вид спорта людей с инвалидностью
Ринго - это игра в кольцо, чем-то похожая на волейбол, где вместо мяча используется резиновое кольцо весом 160 г.
Цель игры — направить одно или два кольца над сеткой, чтобы оно или они коснулись площадки соперника, и предотвратить такую же попытку с его стороны. Розыгрыш кольца (колец) происходит до их падения или до команды судьи «стоп». Во время розыгрыша игрок может завоевать 1 или 0 очков, а команды 0-2 очка.
Сражаются обычно на волейбольной площадке, вместо сетки натягивают веревку на высоте 220-240 сантиметров. Но кольцо нужно ловить, а не отбивать, как волейбольный мяч. Не поймал - получай штрафное очко. Играть можно один на один, двое на двое или трое на трое. Счет партий до пятнадцати.
Главное преимущество этой игры – доступность. Все, что нужно для ринго, - пара шестов, веревка и резиновые колечки. Ну, а турнир можно устроить на любой ровной площадке 12Х6 м - на лесной полянке и во дворе, на школьном стадионе и на пляже. И никаких возрастных ограничений. И в эту игру могут играть люди с ограниченными возможностями здоровья.
Ринго динамично, прекрасно развивает реакцию, быстроту и выносливость. Здесь задействованы практически все группы мышц. И, еще один плюс - в ринго нет ни травматизма, ни профессиональных болезней, как у волейболистов или боксеров.
Педагог психолог Абхаирова Н. А (Слайд 10) : Ув. Педагоги, сегодня я хочу Вам показать небольшой обзор кинематографа, людей с ОВЗ которые мотивируют и пересиливают себя и меняют свою жизнь в условиях тяжелых обстоятельств.
1. Звездочки на земле, 2007г (Слайд 10)
Маленький мальчик 8 лет Ишан Авасти с рождения немного отличается от других детей. Ему дается с трудом то, что у других получается очень легко. Мир не понимает этого ребенка, как и его собственные родители. Когда Ишан в третий раз проваливает экзамены в школе, его отец в наказание отправляет мальчика в школу-интернат. Одиночество губит ребенка, он осуждает себя за расставание с родителями, но и их не может простить. Однажды в жизни Ишана появляется временный учитель рисования Рам Никум - единственный, кто понимает этого ребенка. Рам ставит перед собой цель изменить жизнь мальчика и отношение к нему.
2. Арахисовый сокол, 2019г (Слайд 11)
Фильм расскажет о пареньке с синдромом Дауна по имени Зак, который мечтает профессионально заниматься рестлингом. Поэтому однажды он сбегает из клиники, чтобы осуществить мечту. На своём пути он встречает доброго, но проблемного юношу Тайлера, вместе с которым отправляется в большое приключение в поисках себя и смысла жизни.
3. Таинственный сад, 2020г (Слайд 12)
Мэри — внезапно осиротевшая девочка, которую отправляют жить в таинственный особняк её английского дяди. В её новой обители царят строгие правила, запрещающие бродить по многочисленным коридорам огромного дома. Но однажды девочка нарушает их и находит тайную дверь, ведущую в таинственный сад, где исполняются желания.
4. Триумф 2021, (Слайд 13)
Мотивационный фильм про достижение целей и успех, не смотря на трудности, основанный на реальных событиях. В центре сюжета — трудолюбивый и образованный подросток, который страдает лёгкой формой церебрального паралича. Он мечтает стать борцом школьной команды и завоевать сердце одноклассницы. Для этого он решает использовать чувство юмора, и чтобы прокачать его, он прибегает к неожиданной помощи.
5. 1+1, 2011г (Слайд 15)
Сюжет фильма «1+1» основан на реальной истории, по которой в 2004 году был снят документальный фильм.
Пострадав в результате несчастного случая, богатый аристократ Филипп нанимает в помощники человека, который менее всего подходит для этой работы, — молодого жителя предместья Дрисса, только что освободившегося из тюрьмы. Несмотря на то, что Филипп прикован к инвалидному креслу, Дриссу удается привнести в размеренную жизнь аристократа дух приключений.
III Заключительный этап. Рефлексия
Педагог – психолог Абхаирова Н. А: А сейчас, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.
https://www.youtube.com/watch?v=eKyL9vwZ2xo
Спасибо за внимание, прошу Вас написать отзыв (педагоги переходят по ссылке заполняют форму Google-форм).
Приложение 1
Тест для педагогов
"Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"
1. Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы:
А) в Саламанкской декларации
Б) в Джомтьенской Конвенции
В) в Конвенции о правах инвалидов
2. Инклюзивное образование, согласно ФЗ «Об образовании В РФ» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, - это
А) создание оптимальных условий для социализации для детей с ОВЗ и инвалидностью
Б) создание оптимальных условий для нравственного развития нормально развивающихся детей
В) обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
3. Выберите правильный ответ: Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:
А) инклюзия
Б) интеграция,
В) индивидуализация.
4. Выберите правильный ответ: Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее включение ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками - это:
A) групповая интеграция,
Б) образовательная интеграция,
B) коммуникация.
5. Выберите правильный ответ: Социальная интеграция должна быть обеспечена:
A) всем без исключения детям с нарушениями в развитии,
Б) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте,
B) детям, обучающимся только в специальных учреждениях.
6. Как называются дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве?
А) дети с ограниченными возможностями здоровья
Б) дети с отклонениями в развитии
В дети с особыми образовательными потребностями
7. Выберите правильный ответ: Дети с ОВЗ – это
А) дети с различными отклонениями в психофизическом развитии: сенсорными, интеллектуальными, речевыми, двигательными и др.
Б) дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические, обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи, с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни.
В) дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
8. К специальным образовательным условиям для всех категорий детей с ОВЗ и инвалидностью относится: А) создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды Б) материально техническое (включая архитектурное) обеспечение, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса, психолого -педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью В) индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ и инвалидностью Г) пандусы, специальные лифты, специально-оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование.
9. Выберите правильный ответ: Адаптированная образовательная программа – это
А) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Б) учебно - методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы
10. Адаптированная программа разрабатывается:
А) самостоятельно педагогом, работающим с ребенком с ОВЗ
Б) самостоятельно образовательной организацией на основе рекомендаций ПМПК
В) совместно педагогом и родителями
11. Что является основой для определения варианта адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ?
А) рекомендации ПМПК, сформулированные по результатам комплексного обследования ребенка;
Б) письменное заявление родителей (законных представителей) ребенка;
В) выбор самого ребенка;
Г) рекомендации ПМПК, сформулированные по результатам собеседования с родителями (законными представителями) ребенка.
12. Два основных показателя готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования :
А) профессиональная готовность
Б) психологическая готовность
В) информационная готовность
Г) готовность к профессиональному взаимодействию и обучению
13. Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было заложено в трудах отечественного учё ного:
А) А. Н. Леонтьева,
Б) С. Л. Рубинштейна,
В) Л. С. Выготского.
Ответы: 1А, 2В, 3А, 4Б, 5А, 6А, 7В, 8Б,9А, 10Б, 11А, 12А,Б, 13В
Приложение 4
Нейропсихологические упражнения с мячом
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, переключение с одного действия на другое.
Упражнения направлены на развитие всех психических и мыслительных процессов, пространственных представлений, мелкой моторики, анализаторов, моторной ловкости.
1. Игра в круге.
Инструкция: необходимо встать в круг, мяч каждый из участников держит в левой руке к верху, правая ладонь к низу. По команде передают мяч соседу справа.
2. Упражнение с передачей мяча через голову.
Инструкция: необходимо держать мяч в левой руке, передать соседу слева за головой в правую руку.
3. Упражнение с мячом паре
Инструкция: руки перекрещены, у каждого в руке мяч. Мяч держат в левой руке внизу, сосед держит мяч в правой руке к верху, передают соседу, напротив скрещивая руки. Как только упражнение получается выполнить можно изменить инструкцию.