Елена Игоревна Банщик
Семинар для педагогов «Социальное партнёрство ДОУ и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Социальное партнёрство ДОУ и семьи»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах сотрудничества с родителями в условиях введения ФГОС ДО.
План:
1. Приветствие. Упражнение "Договорись глазами".
2. Актуальность.
3. Анализ профессиональных затруднений педагогов.
4. Выступление старшего воспитателя «Модель социального партнерства ДОУ и семьи в рамках реализации ФГОС ДО».
Публикация «Семинар для педагогов „Социальное партнёрство ДОУ и семьи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
5. Направления работы с родителями.
6. Рефлексия. Синквейн.
Ход семинара.
1. Приветствие. Упражнение "Договорись глазами".
Уважаемые коллеги, я рада вас приветствовать!
Чтобы настроиться на работу, давайте проведём упражнение "Договорись глазами". Мы будем перекидывать друг другу мяч только тогда, когда будем уверены что человек, которому вы хотите бросить мяч, понимает вас. Поучаствовать в упражнении должны все педагоги.
Слайд 1
2. Актуальность.
Наш семинар посвящен решению одной из задач дошкольного учреждения по реализации ФГОС ДО – вовлечению родителей в жизнь ДОУ, созданию единого пространства для решения воспитательно-образовательных задач.
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни.
Давайте посмотрим, как изменился социальный облик семьи.
Слайд 2
Рост образования родителей
Повышение материального достатка
Мобильность современных родителей
Уменьшение кол-ва детей в семье
Доступность информации (сеть Интернет)
Информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей.
Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Однако педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин.
Слайд 3
3. Анализ профессиональных затруднений в общении с родителями.
(по результатам анкетирования)
Слайд 4
В общении с родителями важно:
Владение техникой диалогического общения
Умение вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы
Умение объединять и сплачивать родителей
Развитие интереса родителей к чтению научно-популярной литературы по семейному воспитанию
Владение умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах
Владение методами изучения опыта семейного воспитания
Слайд 5
4. Выступление старшего воспитателя «Модель социального партнерства ДОУ и семьи в рамках реализации ФГОС ДО».
В нормативно-правовых документах («Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года) указано, что родители – активные участники образовательного процесса наряду с педагогами.
Это не работа с родителями, а социальное партнёрство, при котором родителям предоставляются равные условия или даже преимущества в решении образовательных задач. Позиция детского сада учить семью сегодня не актуальна.
Появление ст. 44 в ФЗ не случайно. На всех уровнях нормативно-правовая база построена таким образом, что родители ответственны за воспитание и обучение детей.
I уровень – международные документы (Конвенция о правах ребенка – ОУ в помощь родителям в воспитании и обучении детей).
II уровень – документы федеральные (родители – полноправные участники). В семейном кодексе появилось 6 статей – права и обязанности родителей.
Какие наказания могут понести родители по всем направлениям жизнеобеспечения ребенка. Любое ОУ имеет право бесплатно подать в суд на родителей за неисполнение их обязанностей.
III уровень – региональный. Нормативно-правовое обеспечение региональной политики.
IV уровень – договор с родителями.
В Договоре должны быть отражены все пункты ст. 44 ФЗ
П. 4. ст. 44 – Родители знакомятся с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями (86% родителей не знают программы д/с, что необходимо для ее реализации).
Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного доверительного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Слайд 6
Этапы построения доверительного делового контакта:
Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между родителями и педагогами складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.
Второй этап – трансляция родителям знаний, которые могли быть использованы ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками).
Третий этап - ознакомление педагогов с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль.
Необходимо пояснить, что данный этап является третьим, а не первым (что, казалось, было бы логичнее) не случайно. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с педагогом сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных.
Четвертый этап - совместное исследование и формирование личности ребенка.
Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностного общения педагогов и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка.
Слайд 7
В педагогике выделяется 4 общих направления работы с родителями:1. Традиционное (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы с родителями, педагогическая гостиная, День открытых дверей, семейный клуб, выявление лучшего опыта семейного воспитания).
Слайд 8
Активное собрание родителей может включать:
• Элементы тренинга («Приветствие»)
• Мастер-класс
• Презентацию
• Видеозапись образовательной работы с детьми
• Разбор педагогических ситуаций
• Интервьюирование
Если организовывать родительские собрания по такой схеме, то родители становятся активными, заинтересованными.
Родительское собрание традиционно состоит из трёх частей:
• Вводная (цель: организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, создать мотивацию на совместное решение проблемы) – сообщение темы, игры, муз. фон, видео на тему собрания и т. д.
• Основная (начинается с выступления воспитателя группы, других специалистов по теме). Главное, чтобы родители не являлись пассивными слушателями.
• Заключительная - «разное» - обсуждаются вопросы содержания ребёнка в детском саду, проведения досуга, организация совместных мероприятий с детьми. По окончания собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов.
Рекомендации по проведению собрания:
1. Не следует упрекать и поучать, предъявлять претензии к родителям и детям. Чаще использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы.
2. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.
3. Избегать обсуждения личности конкретного ребёнка, не следует сравнивать детей.
4. Вовлекать родителей в обсуждении проблем.
Иногда родители обращаются к вам за консультацией, если сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка. Нужно помнить, что беседа должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания, сначала необходимо обратить внимание на всё хорошее и положительное, что есть в ребёнке и только потом говорить о проблемах. В ходе беседы неуместно сравнивать детей друг с другом, только с успехами и недостатками в сравнении с сегодняшним днём. Результаты беседы не должны стать темой обсуждения посторонних людей.
Для педагогов, как и родителей, существуют определённые табуированные (запретные) слова и выражения:
- А знаете, ваш ребёнок…
- Почему вы допускаете, чтобы…
- Сегодня у вашего ребёнка не получилось…
- Он сегодня опять…
Погружение родителей в свои проблемы, в своё плохое самочувствие…
- Я сегодня очень устала …
- Я себя плохо чувствую…
- Вы знаете, я не могу ни о чём другом думать, кроме …
Слайд 9
2. Информационно-просветительское (консультации, семинары, родительский всеобуч, вечер вопросов и ответов, реклама, газета детского сада, сайты, выпуск информационных буклетов, памяток, брошюр, стенды и уголки для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания, библиотечка для родителей).
Слайд 10
3. Развивающее общественное направление (участие родителей в педсоветах, родительский комитет, инициативная группа, творческая группа).
Слайд 11
4. Интерактивное направление. В настоящее время оно считается приоритетным, так как позволяет учитывать специфику и воспитательный потенциал каждой семьи.
Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие.
Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач:
- ставят родителей в активную позицию;
- ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают оценки и собирают деньги на «нужды»группы, а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.
- повышают готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.
Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна.
Слайд 12
Интерактивные формы работы с родителями:
• Круглый стол в форме дискуссии
• Тренинги для родителей – в ходе которых педагог создаёт условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Важно помнить, что тренинги имеет право организовывать только специалист (психолог).
• Моделирование игровых и проблемных ситуаций
• Акции – комплекс мероприятий, помогающий родителям лучше понять возникшую проблему, определить отношение к ней и свою позицию в её решении.
• Семейные проекты
• Мастер-классы – это активная форма обучения родителей, это способ взаимодействия с педагогом, обеспечивающим передачу родителям опыта, мастерства путём прямого и комментированного показа приёмов работы.
• Презентация ДОУ и группы – в результате такой формы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми.
Содержание презентации должно отражать:
- программу, по которой работает педагог с детьми, задачи группы;
- информацию о специалистах, работающих с детьми;
- фрагментарно можно показать все виды деятельности, можно использовать видеофрагмент.
• Представление семейного опыта воспитания – (изучение опыта родителей по приобщению к домашнему чтению в семье). Было установлено, что опыт других родителей является для остальных наиболее значимым (принести книги, рассказать о времени, когда они читают, об их общении с ребёнком до и после чтения, повторном обращении к чтению, выборе книг.).
Слайд 13
Интерактивные методы и приёмы:
• Моделирование игровых и проблемных ситуаций
• Вручение медалей родительской гордости
• Волшебный цветок мудрости
• Педагогическое интервью с родителями
• Портрет идеального родителя (воспитателя)
Слайд 14
Так как родители должны стать активными участниками образовательного процесса наряду с педагогами, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами - одно из направлений сотрудничества.
• Участие в экскурсиях, поездках на природу, утренниках, праздниках, ремонте и благоустройству ДОУ (ставите вопрос перед родителями, что в течение месяца вы должны прочитать детям произведение одного из писателей. Затем организуется литературный праздник – «Мама, папа, я – самая читающая семья!»).
• «Гость группы» (приглашается кто-либо из родителей, и проводят с детьми беседы на разные темы о профессиях, охране здоровья – «Мой папа служил в Армии»).
Слайд 15
Модель социально - педагогического партнерства семьи и детсада – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия.
Она ориентирована на гуманистический подход: главное - развитие личностного потенциала воспитанника, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.
6. Рефлексия. Синквейн.
Слайд 16
Закончить нашу встречу я бы хотела составлением синквейна по предложенной теме (педагоги на листах бумаги составляют синквейн по алгоритму, далее желающие зачитывают высказывания).
Алгоритм синквейна.
• 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
• 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
• 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
• 4 строка – фраза, несущая определенный смысл (4-5 слов).
• 5 строка –заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Пример:
1)Жизнь.
2)Активная, бурная.
3)Воспитывает, развивает, учит.
4)Дает возможность реализовать себя.
5)Искусство.
1)Работа с родителями
2)
3)
4)
5)
Приложение
Интерактивные формы работы с родителями:
• Круглый стол в форме дискуссии
• Тренинги для родителей – в ходе которых педагог создаёт условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Важно помнить, что тренинги имеет право организовывать только специалист (психолог).
• Моделирование игровых и проблемных ситуаций -
• Акции – комплекс мероприятий, помогающий родителям лучше понять возникшую проблему, определить отношение к ней и свою позицию в её решении:
- «Один день без телевизионного насилия и компьютера» в рамках акции: анкетирование с целью выявления у родителей читают ли они детям книги, интервью у детей, групповая выставка «Любимые книги моей семьи», выставка детских рисунков, поделок «По страницам любимых книг», представление семейного опыта по организации домашнего чтения, праздником «Папа, мама, я – самая читающая семья!»;
- акция «Покормите птиц зимой!»;
- «Ёлочка, зелёная иголочка»;
- «Мой любимый город!»
• Семейные проекты
• Мастер-классы – это активная форма обучения родителей, это способ взаимодействия с педагогом, обеспечивающим передачу родителям опыта, мастерства путём прямого и комментированного показа приёмов работы.
Тематика мастер-классов:
- «Мастерим игрушки своими руками»
- «Мастерская Деда Мороза»
- «Как научить ребёнка рисовать»
- «Играем с пальчиками»
- «Артикуляционная гимнастика – что это такое»
- «Играем вместе с детьми»
- «Лакомства для ума» - развивающие игры для дошкольников»
• Презентация ДОУ и группы – в результате такой формы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми. Содержание презентации должно отражать:
- программу, по которой работает педагог с детьми, задачи группы;
- информацию о специалистах, работающих с детьми;
- информацию о кружковой работе;
- фрагментарно можно показать все виды деятельности, можно использовать видеофрагмент.
• Представление семейного опыта воспитания – (изучение опыта родителей по приобщению к домашнему чтению в семье). Было установлено, что опыт других родителей является для остальных наиболее значимым (принести книги, рассказать о времени, когда они читают, об их общении с ребёнком до и после чтения, повторном обращении к чтению, выборе книг.).
• Родительские вечера - «Чайный вечер», «Традиции нашей семьи»
• Родительский клуб - «Поговорим о папе», проект «Рюкзак для добрых пап».
Вручение медалей родительской гордости – «детская ладошка» после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная детская ладошка, указывается дата поступления в ДОУ).
«Медаль городости» - за успехи ребёнка.
«Волшебный цветок мудрости» - в приёмной выставляется стенд с пустыми лепестками цветка, куда родители сами вписывают советы, афоризмы, пожелания по обозначенной проблеме («Детские капризы», «Я знаю, как научить ребёнка помогать взрослым», «Чтобы ребёнок не болел», «В выходной можно пойти с ребёнком»).
Педагогическое интервью с родителями – записывается на диктофон, видеокамеру. Может быть использовано на родительских собраниях («Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка?», «Каким должен быть идеальный воспитатель моего ребёнка», «Какой должна быть игровая среда в детском саду?»).
Портрет идеального родителя (воспитателя) – заполняется родителями в приёмной на специальном листе с контуром фигуры человека.