Светлана Логинова
Семинар для педагогов «Игрушки и антиигрушки, их роль в воспитании ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Выработка у педагогов критического мышления по отношению к игрушке как средства духовного и нравственного развития ребенка.
Задачи:
- Вызвать интерес педагогов к теме информационной безопасности человека в обществе, подчеркнуть значение СМИ в формировании современной культуры;
- выявить информационное негативное влияние на общество посредством пропаганды в СМИ нездорового образа жизни, разрушение семейных ценностей;
- выявить влияние подобных явлений на детский информационный контент;
Публикация «Семинар для педагогов „Игрушки и антиигрушки, их роль в воспитании ребёнка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
- обосновать причину появление антиигрушек как воплощение «героев» мультсериалов, целью производства которых является материальная выгода;
- провезти сравнительный анализ педагогического эффекта некоторых игрушек, таких как куклы «Энчантималс», «скрепыши», мягкие игрушки животных;
- предложить пути решения проблемы появления антиигрушек в семьях воспитанников путем привлечения внимания к игрушкам созидательного характера, направленных на развитие в ребенке эстетического чувства, например, мягкие дикие животные естественной, природной окраски;
- подчеркнуть, что дети в дошкольном возрасте на сознательном и подсознательном уровне проигрывают многие жизненные ситуации, часто ассоциируют себя со сказочным персонажем, усыновляют, удочеряют игрушки, поэтому то, что окажется в руках ребенка имеет ключевое значение;
- подчеркнуть значение образовательной области «Художественно-эстетического развития», которая формирует эстетическое чувство, возвышает ум ребенка, имеет воспитательную направленность.
Материалы:
Мягкие игрушки животных : зубра, тигренка, пингвина, утки, моржа.
Куклы «Энчантималс» (Полудевочки-полузвери с ушами, хвостами и т. д., «скрепыши» (резиновые рожи с кривыми глазами и ртами, имеющие друг с другом соединения, антиигрушка «зомби».
Актуальность темы
Как известно, в настоящее время на территории Российской Федерации ведётся системная деятельность на подрыв национальной безопасности России путём информационно-психологического воздействия на личность и, прежде всего, на личность ребёнка. Используются технологии информационного моделирования общества через воздействие на сознание детей путём культурного переформатирования. Подмена культурных кодов, уничтожение ценностного фундамента, рассеивание нравственно-психологического и духовного потенциала для сопротивления будущих взрослых внешнему управлению (неспособность отличать хорошее от плохого, лёгкая внушаемость).
Такая системная деятельность действует незаметно для большинства граждан, захватывает не только взрослый, но и детский контент. Появление западных детских мультсериалов принесло в наши СМИ и систему ценностей, не свойственную ранее в нашей стране.
Например, в американском мультсериале «Гравити Фолс» множество сцен со страшными чудовищами, изгнанием призраков, зомби, различными уродствами, оккультная символика и т. д. В мультфильме идет стирание границ между понятиями добра и зла, так как во многих случаях, монстры и призраки в конечном итоге оказываются очень даже милыми созданиями, а борьба со злом не требует от персонажей никакого внутреннего преображения. Сами главные герои в большинстве ситуаций ведут себя неадекватно. Их внутренние качества не могут служить примером для подражания. Практически все взрослые в мультфильме показаны либо идиотами, либо подлецами. Таким образом, в мультсериале дискредитируется образ взрослого, а значит, семьи.
2. Значение игрушки в воспитании ребенка.
История игрушек также длинна как история самого человечества. Они бывают совершенно разные, от деревянных до изготовленных из более сложных материалов. Игрушки с давних пор предназначались не только лишь для развлечения. Во все исторические эпохи игрушка была связана с процессом игры – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. То есть игрушка несёт на себе функцию, прежде всего воспитательного характера, в то время как взрослые заняты другими важными делами. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Самая древнейшая из всех игрушек – это кукла.
Издавна кукла была традиционной игрушкой и в русских семьях. Причем играли в тряпичные куклы все – не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет, а потом их игры начинали строго разделять. Для малышей куклы изготавливали мамы и бабушки. Подрастая, дети сами начинали их шить. Так, пятилетняя девочка уже вполне могла самостоятельно смастерить себе куклу. В играх дети постигали искусство рукоделия, а затем их мастерство шить, вышивать и т. д. оценивалось взрослыми.
История игрушек также длинна как история самого человечества. Они бывают совершенно разные, от деревянных до изготовленных из более сложных материалов. Игрушки с давних пор предназначались не только лишь для развлечения. Во все исторические эпохи игрушка была связана с процессом игры – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. То есть игрушка несёт на себе функцию, прежде всего воспитательного характера, в то время как взрослые заняты другими важными делами. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Самая древнейшая из всех игрушек – это кукла.
Издавна кукла была традиционной игрушкой и в русских семьях. Причем играли в тряпичные куклы все – не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет, а потом их игры начинали строго разделять. Для малышей куклы изготавливали мамы и бабушки. Подрастая, дети сами начинали их шить. Так, пятилетняя девочка уже вполне могла самостоятельно смастерить себе куклу. В играх дети постигали искусство рукоделия, а затем их мастерство шить, вышивать и т. д. оценивалось взрослыми.
Рассмотрим полукуклу «Энчантималс», которая сегодня наиболее популярна среди девочек 4-7 лет.
У «куклы» длинные заячии уши, волосы голубого цвета. У другой полукуклы уши обезьяны, также она обладает длинным закрученным хвостом. Напомню, что в процессе игры дети часто ассоциируют себя со сказочным персонажем, удочеряют, усыновляют куклу. Для ребенка кукла всегда «живая». Образ куклы-зверюшки сам по себе искажает представление ребенка о красоте человека. Эти «части тела» производители используют в качестве «усилителей вкуса», как эпатажная добавка, чтобы «подсадить» детей на необычных персонажей. Становится жутко, если представить, что кто-то из детей допустит мысль «а кто же мама и папа этих полукукол-полузверей».
Еще одним примером антиигрушек являбтся так называемые «скрепыши». Это резиновые рожи с кривыми глазами и ртами, которые соединяются друг с другом, таким образом получается коллекция, которую дети используют в качестве бус. Подобные уловки маркетологов «воспитывают» «дурачков-потребителей» в наших детях. Очевидно, что дети, насмотревшись на подобные рожи сами демонстрируют кривляние, выпучивание глаз и тому подобное, рисуют рожи, вешают их на шею. Производители настолько презирают тех, на кого направлен данный маркетинговый ход, что в качестве игрушки подсовывают продукт жизнедеятельности человека в упаковке. В разрушительном действии подобных предметов сомневаться не приходится, оно очевидно.
В данной тревожной ситуации возникает вопрос «А что же мы, педагоги, можем делать? Можем ли мы повлиять на массовую пропаганду глупости среди наших детей?»
Мне пришлось долго размышлять над этой проблемой, пока один из детей не принес в детский сад замечательную игрушку – мягкого небольшого зубра из серии «ВВэФ - за живую планету», купленного в магазине «Карусель». Он был настолько похож на настоящего зубра, что меня охватило невольное удивление. Мы с детьми рассмотрели «зверька», отметили, что у него естественный окрас, поза, рога и все как у настоящего зубра, кроме того он располагает к дружелюбному общению. Мальчик был рад, что его игрушку похвалили. В следующие дни дети стали приносить игрушки животных в детский сад и в нашей группе сложился целый зоопарк. Мы подолгу обсуждали достоинство каждого питомца. У ребят начало складываться представление о том, что «здорово играть в игрушку, похожую на настоящее существо».
]
Ключевым моментом в данной теме считаю критический взгляд на современные игрушки, умение определить, чему учит та или иная игрушка с позиции духовного-нравственного воспитания, а также семейных ценностей.