Получи документы

Семинар для педагогов ДОУ на тему «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста»

Майорова Наталья Владимировна
Семинар для педагогов ДОУ на тему «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Данная методическая разработка представляет собой семинар для педагогов ДОУ с использованием презентации по проблеме развития мотивационной сферы у детей дошкольного возраста.

Цель семинара:

- способствовать психологическому просвещению воспитателей по проблеме формирования и развития мотивационной сферы у дошкольников.

Публикация «Семинар для педагогов ДОУ на тему „Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Задачи семинара:

1. Расширить знания педагогов о мотивационной сфере дошкольников, о ее формировании на разных возрастных этапах.

2. Рассмотреть процесс формирования социальных мотивов у дошкольников.

3. Раскрыть понятие мотивационной готовности детей к школьному обучению.

Оборудование и материалы:

- компьютер и проектор для показа презентации;

- памятки для педагогов «Процесс формирования социальных мотивов у дошкольников».

Содержание семинара.

1 слайд «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста».

- Тема нашего сегодняшнего семинара – «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста».

2 слайд «Формирование детской личности».

Процесс формирования детской личности характеризуется не только интеллекту-альным развитием, но и возникновением у ребенка новых эмоциональных пере-живаний, а так же новых потребностей и интересов.

Дошкольное детство - это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все последующее его развитие.

3 слайд «Понятия «мотив» и «мотивация».

Любая деятельность ребенка или взрослого всегда имеет мотив.

Мотив —материальный или идеальный предмет, который побуждает и направля-ет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Источником побудительной силы мотивов выступают потребности.

4 слайд «Группы потребностей».

Можно выделить следующие группы потребностей: биологические, социальные и идеальные. Для того, чтобы удовлетворить ту или иную потребность – возникает мотив.

Задача воспитательного процесса в ДОУ – развитие социальных потребностей у детей.

5 слайд «Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов».

Говоря о мотивах дошкольников, необходимо обратиться к эмоциям. Сам мотив деятельности ребенком, как правило, не осознается. Возникновение мотива определяется появлением у ребенка эмоциональных переживаний. Мотивы и эмоции, таким образом, - явления разной природы, но динамично взаимосвязанные и их проявления часто трудно отличить друг от друга.

6 слайд «Мотивы поведения дошкольников на разных возрастных этапах»

Мотивационно- потребностная сфера дошкольников существенно изменяется на протяжении дошкольного детства. Если в раннем возрасте преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности.

Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем возрасте, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, и при этом не отдает себе ясно отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок.

Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.

7 слайд «Мотивы, характерные для дошкольников»

Вместе с тем можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей. Рассмотрим их:

Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком и в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано взрослым и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами»,— говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности.

8 слайд «Мотивы, характерные для дошкольников»

Другая важная группа мотивов— мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-либо учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию (например, ребенок моет посуду, вытирает пыль)

9 слайд «Мотивы, характерные для дошкольников»

Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Стремление к положительным взаимоотно-шениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.

10 слайд «Мотивы, формирующиеся у старших дошкольников»

В период старшего дошкольного детства формируются новые мотивы, связанные с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы. Уже в три-четыре года ребенок задает вопросы: «А как?», «Зачем?». Позднее преобладающим становится вопрос «Почему?».

Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует возникновению новой формы мотивов— стремление выиграть, быть первым. Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, и большая часть спортивных игр связаны с соревнованием.

11 слайд «Мотивы, формирующиеся у старших дошкольников» Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства.

Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

12 слайд «Соподчинение мотивов»

Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению.

По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое.

13 слайд «Мотивационная готовность к школе»

Мотивационная готовность - готовность ребенка к принятию позиции ученика. Мотивационная готовность определяется наличием у детей желания учиться и развивается постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к походу в школу, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог и он быстро, в течение 2-3 месяцев исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация.

14 слайд «Процесс формирования социальных мотивов у дошкольника»

Рассмотрим процесс формирования простейших социальных мотивов деятельности, заключающихся в стремлении сделать полезное не только для себя, но и для других на примере коллективной трудовой деятельности дежурных (дежурство во время накрывания на стол)

Предварительно воспитатель разъясняет смысл работы, стремясь выработать у детей своеобразную ориентацию на предстоящую деятельность и сформировать у них предварительные представления о социальной значимости этих действий.

В дальнейшем педагог регулярно оценивает вместе с детьми работу дежурных (хвалит за хорошее выполнение, поощряет). Первоначально часть детей отказывается от дежурств, стремясь переложить свои обязанности на кого-либо другого, а остальные дети, хотя и принимают задание, но не всегда хорошо его выполняют. Со временем, деятельность детей упорядочивается, у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к делу.

Впоследствии, дети переходят на более высокую ступень формирования социальных мотивов поведения. Характерным здесь является то, что ребенок начинает выполнять свои маленькие обязанности не ради похвалы взрослого и не ради достижения лидерства, а ради результата, стремясь удовлетворить потребности окружающих людей. Теперь он действует по собственной инициативе - это свидетельствует о превращении усваиваемых социальных норм и требований во внутренние мотивы деятельности.

15 слайд «Выводы»

Развитие социальных мотивов и эмоций является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования детской личности.

Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства

Возникновение мотива определяется появлением у ребенка эмоциональных переживаний

Родители и педагоги должны понимать основные мотивы поведения ребенка и способы их реализации, знать, как эти мотивы соотносятся с социальными, нравственными нормами его жизни и деятельности, способствовать развитию социальных и общественных мотивов поведения, формировать мотивационную готовность к школе.

16 слайд. «Спасибо за внимание!»

Воспитателям раздаются памятки.

Памятка

«Процесс формирования социальных мотивов у дошкольников».

I. Разъяснение смысла работы детям, формирование у них представлений о социальной значимости этих действий.

II. Эмоциональная окраска выполняемых действий.

III. Регулярное оценивание действий детей воспитателем.

IV. Деятельность детей упорядочивается, у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к делу.

V. Действия ребенка по собственной инициативе - превращение усваиваемых социальных норм и требований во внутренние мотивы деятельности.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Презентация проекта «Озорные ладошки» (нетрадиционные техники рисования) 1 этап. 1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы. Приказ МО РФ от 23.11.2009 г. N 655 "Об утверждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов ДОУ на тему «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 18:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов ДОУ на тему «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Майорова Наталья Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД