Ольга Омельченко
Семинар-дискуссия «Моя семья — мое будущее»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семинара :
- формирование готовности «осмысленно встретить трудности семейной жизни»; выработка умений принимать решения в многообразных ситуациях семейной жизни;
- стимулирование интереса к выработке элементарных умений культуры семейного общения.
Ход семинара
I. Организационный момент.
Постановка целей.
II. Постановка проблемы.
1. Чтение стихотворения «Семья»
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Публикация «Семинар-дискуссия „Моя семья — мое будущее“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Ведущий. «Семья - ячейка общества» - это ставшее расхожим выражение никто давно не оспаривает и не подтверждает. Мы привыкли так говорить и так думать. Но если внимательно присмотреться к окружающей нас действительности, проанализировать исследования специалистов, посвященные институту брака, то станет ясно: наше общество в опасности, потому что в опасности семья.
Готовясь к сегодняшнему разговору, я встретила на одной из страниц Интернета невеселое размышление нашего современника. Вот его содержание:
«Сегодня, как это ни прискорбно, женитьба по любви - это почти такая же редкость, как и исчезающие виды парнокопытных, занесенные в Красную книгу. Если верить статистике, только 10 из 100 браков заключаются по большой и светлой любви. Современная молодежь даже шутит по этому поводу: «Женитьба - не лотерея. В лотерее у вас есть шанс.»
Брак становится исчезающим видом отношений. Больше половины пар предпочитают так называемые свободные отношения (гражданский брак или «free love»). Последнее являет собой некое подобие восточного типа брачных отношений, то есть у одного мужчины может быть две и более женщин, а у одной женщины - два и более мужчин.
Фрилаверство досталось нам в наследство от поколения хиппи. Теперь всё чаще можно услышать: «Я люблю тебя! Я буду любить тебя и в печали и в радости до самой свадьбы!» или «Не всякая жизнь заканчивается смертью; иногда она заканчивается свадьбой». Невеселенькая перспектива, согласитесь.»
Ведущий. Что же происходит? Почему узы Гименея вдруг перестали быть нерасторжимыми, а любовные лодки так часто разбиваются в самом начале своего путешествия?
Об этом наш сегодняшний разговор.
Существует множество причин, по которым распадается семья. Какие они?
( предлагается задание: выберите из перечисленных причин - 5 основных, по которым распадается молодая семья). Следует всем вместе обсудить эти причины, постараться прийти к единому решению или решению большинства.
1. Раннее вступление в брак (неготовность).
2. Неправильное распределение обязанностей в семье.
3. Отсутствие родительской поддержки.
4. Неумение планировать доходы семьи.
5. Непонимание супругов (конфликты, агрессия, ревность).
6. Непоследовательность воспитания ребенка (конфликт из-за ребенка).
7. Нежелательный ребенок в семье.
8. Трудности трудоустройства (стаж работы).
9. Невозможность иметь детей.
10. Несовместимость характеров/ отсутствие интересов.
11. Ревность.
12. Различие интеллектуального уровня.
13. Нежелание одного из супругов иметь детей.
14. Вредные привычки одного из супругов (Курение, алкоголь….).
15. Жилищные проблемы.
16. Сексуальная несовместимость.
17. Чрезмерная занятость на работе (одного из супругов).
18. Материальные трудности в семье.
III. Подготовка к деловой игре.
Распределение ролей.
Методический комментарий: выбор условий игры зависит от того, какого рода отношения сложились в коллективе учащихся.
1-й вариант. Выбирается несколько пар, которые будут представлять условные «семьи». Пары могут создаваться по случайному принципу (при помощи жребия) или по желанию самих учащихся. Обязательное условие: роли следует предлагать только тем, кто хочет этого сам!
Такой вариант возможен в том случае, если среди учащихся наблюдается высокий уровень доверительности, сформированы представления о правилах участия в подобных играх, адекватное отношения к распределению ролей.
2-й вариант. Индивидуальное участие каждого желающего. В этом случае все задания выполняет каждый участник самостоятельно. Возможно обозначение такой роли, как «консультант-психолог», который и будет проводить тестирование, опрос или консультацию.
IV. Игровой этап.
1-е испытание. Опросник «Я и моя новая семья».
Кем являются:
1) мать женатого мужчины по отношению к его жене? (свекровь)
2) замужняя женщина по отношению к родным ее мужа? (сноха)
3) сестра женатого мужчины по отношению к его жене? (золовка)
4) женатый мужчина по отношению к своей жене? (муж)
5) мать замужней женщины по отношению к ее мужу? (теща)
6) отец замужней женщины по отношению к ее мужу? (тесть)
7) брат жены по отношению к ее мужу? (свояк)
8) брат женатого мужчины по отношению к его жене? (деверь)
9) отец женатого мужчины по отношению к его жене? (свекор)
10) женатый мужчина по отношению к родным его жены? (зять)
11) отец замужней женщины по отношению к родным
ее мужа? (сват)
12) замужняя женщина по отношению к своему мужу? (жена)
Ответы: 1. Свекровь. 2. Невестка. 3. Золовка. 4. Муж. 5. Теща. 6. Тесть. 7. Свояк. 8. Деверь. 9. Свекор. 10. Зять. 11. Сват. 12. Жена.
2-е испытание. «Молодоженам Бог послал тридцать тысяч рублей».
Задание: «У вас тридцать тысяч рублей. Вам предстоит жить в однокомнатной квартире. Из приведенного ниже перечня товаров выберите самое необходимое». При оценивании ответов учитывались экономность (оставят ли хоть немного денег «на потом», практичность, стремление к созданию уюта в квартире. Время на подготовку ответа - 10 минут.
ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ
№ Наименование товаров Стоимость
1 2 3
1 Пылесос 4000 р.
2 Кресло-кровать 2800 р.
3 Будильник 300 р.
4 Магнитофон 3500 р.
5 Сковорода 150 р.
6 Ковер 1780 р.
7 Сервиз чайный 520 р. ,
8 Веник 50 р. /
9 Телевизор 6000 р. 1
10 Набор ложек, вилок, ножей 430 р.
11 Набор кастрюль 1100 р.
12 Журнальный столик 1750 р.
13 Чашка с блюдцем 30 р.
14 Хрустальные бокалы 470 р.
15 Ваза для цветов 180 р.
16 Компьютер 25000 р.
17 Шкаф 3200 р.
18 Видеомагнитофон 3200 р.
19 Диван 5100 р.
20 Чайник электрический 1200 р.
21 Утюг 1200 р.
22 Люстра 800 р.
23 Стол обеденный 1150 р.
24 Чайник метал. 280 р.
25 Зеркало овальное 350 р.
26 Стол кухонный с табуретками 2400 р.
27 Холодильник 8000 р.
28 Тарелка 20 р.
29 Гладильная доска 500 р.
30 Стул 650 р.
Ведущий. Нашим участникам пришлось сейчас немало потрудиться. Думаю, самое время немножко отдохнуть и улыбнуться.
«Минутка для шутки» (шуточная викторина).
• Женщина - хранительница очага, в котором сжигается семейный.. Закончите шутку одним словом. (Бюджет.)
• Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (В доме, семейный климат.)
• Название какого лекарства характеризует эмоциональное состояние главы семьи при просмотре дневника с двойками? (Папазол.)
• В одну из городских служб семьи обратилась женщина с просьбой найти ей супруга, который умел бы играть на гитаре, петь, говорить о политике, но умолкать тогда, когда ей хочется тишины. Что посоветовали работники службы семьи, когда по-сле долгих поисков в картотеке не нашли такого жениха? (Купить телевизор.)
• Как часто называют период романтических отношений влюблённых перед свадьбой? (Конфетно-букетный.)
3-е испытание. «Нестандартная ситуация».
Предложенные ниже ситуации были отпечатаны и спрятаны в конверты, которые вытягивали сами участники. «Семьи» рассматривали различные ситуации, это позволило охватить более широкий круг семейных проблем. Время на подготовку ответа 5 минут. Прежде чем начать этот этап, нужно вспомнить наиболее эффективные способы поведения в конфликте: конструктивные переговоры, регулярное обсуждение накопившихся проблем, составление брачного договора в начале совместной жизни и т. д.
Ситуация 1. На субботу у супругов разные планы: муж приглашен на корпоративную вечеринку, а жена - к подруге на день рождения. Однако каждый хочет провести этот вечер вдвоем.
Ситуация 2. Вы решили сделать ремонт на кухне, но ваши вкусы не совпадают: он хочет видеть интерьер в зеленом цвете, она - в синем, и т. д.
Ситуация 3. Скоро Новый год, и нужно дарить подарки родственникам. Предложите список подарков родителям вашей «половины».
Ситуация 4. Вам сегодня предстоит прибить над окнами карнизы, постирать белье, купить продукты и приготовить обед, помыть посуду и полы, отнести вещи в химчистку и забрать обувь из ремонта. Предложите порядок дружных и согласован-ных действий мужа и жены.
Ситуация 5. У вашей жены грустное настроение из-за неприятностей на работе, о которых она не хочет рассказывать. Разговорите ее и окажите моральную поддержку.
4-е испытание. Гастрономический конфликт.
Задание. Ваш супруг (супруга) очень привередлив в еде. К тому же ваши вкусы расходятся даже в мелочах. Как вы поступите в следующих ситуациях?
Ситуация 1. В меню вашего обеда окрошка. Однако муж любит, когда она заправлена квасом, а жена предпочитает заправку из воды и кефира.
Ситуация 2. Вы очень любите пельмени. Но муж предпочитает пельмени с говяжьим фаршем, жене же нравятся сочные пельмени из фарша свиного.
Ситуация 3. У вас годовщина свадьбы. Вы оба - сластены и не представляете праздничный стол без торта. Но и тут ваши предпочтения расходятся: одному нравятся торты со взбитыми сливками, другому - с жирными масляными кремами. Что же выбрать?.
Ведущий. Все спорные ситуации разрешены. Мы услышали разные варианты выхода из них.
V. Подведение итогов.
Заключительное слово ведущего.
- Создание семьи - очень ответственный и непростой шаг
в жизни каждого человека. Большинство людей, вступающих
в брак и добровольно связывающих себя узами Гименея, ис-
кренне верят в то, что этот брак будет счастливым и долгим.
Но как часто они ошибаются, и корабль, которым управляют
молодожены, терпит крушение.
Каждый идет по жизни своей дорогой. Никто не может пройти путь за другого. Но, отправляясь во взрослое плавание, возьмите с собой в дорогу историю о любви.
В заключение беседы зачитать и отметить лучшие сочинения на тему "Моя семья". В конце семинара дети на общем листе ватмана изображают рисунок на тему «Моя семья – мое будущее».