Звягина Елена Николаевна
Семинар «Функциональная грамотность школьников в свете ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Функциональная грамотность школьников в свете ФГОС
Форум ЦРМ
Звягина Е. Н., заместитель директора по УВР,
учитель русского языка
МКОУ Маслянинской ООШ № 4
Маслянинского района Новосибирской области
Центр Развития Молодёжи
Автономная некоммерческая организация
16-17 октября 2017 года
научно-практический Форум Лидеров Образования при поддержки «НИМРО»
Тема форума:
«Функциональная грамотность школьников в свете ФГОС»
Группа методистов
Омск-Новосибирск-Красноярск
Пинженина Софья Владимировна, директор по НМР АНО «ЦРМ», г. Екатеринбург
Публикация «Семинар „Функциональная грамотность школьников в свете ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ирина Владимировна Огнева, методист АНО «ЦРМ», г. Екатеринбург
Крылова Наталья Александровна, методист АНО «ЦРМ», г. Екатеринбург
Полянская Светлана Юрьевна, начальник отдела ОКО, ГКУ «НИМРО НСО»
Агеев Пётр Анатольевич, уч. англ. яз. МАОУ «СОШ № 17», г. Тюмень
«Функциональная грамотность глазами международных исследований»
Пинженина Софья Владимировна
«Главная причина нынешней эпидемии неграмотности — то, что все умеют читать и писать»
Питер де Врайз
- Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».
Что же такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности : это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Изучать Искать Думать Сотрудничать Приниматься за дело)
Содержание функциональной грамотности :
- Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.
На каждом этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Всё начинается со здоровья:
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недуга (определение ВОЗ, 1948).
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отобрала 12 показателей здоровой нации
Приложение ВОЗ
- С 2000 года ведутся международные исследования – актуальность, результаты («таксибешние», но результат начал улучшаться.
Стандарт
Внутренние исследования (территории) изучают функциональную грамотность.
Направления международных исследований:
1. Читательская грамотность
2. Математическая грамотность
3. Естественно-научная грамотность
4. С 2012г. – Финансовая грамотность Это и есть функциональная грамотность
5. С 2015г. Решение проблем
- Интерактивные задачи
- Коллаборативные задачи
Приложение PISA TIMSS PIRLS
2009г. ФГОС НОО (Громко! Читательская грамотность)
С 2012г. 9 класс школы Читательская грамотность.
1) 2000-2009 – Читательская грамотность – ниже среднего
2012 – лучше результат
2) 2000-2012 – Математическая грамотность –ниже среднего
2015 – рывок в математике к среднему ближе, связывают с концепцией математического образования
3) С 2012 – Естественно-научная грамотность – ниже среднего, отсутствие концепции.
ЦРМ и его проекты – презентация.
Полянская Светлана Юрьевна, (за державу обидно)
Ковалева Галина Сергеевна (инструментарий) Центр Екатеринбурга!
Подписали письмо в МО НСО – часть проектов бесплатно 9-11 классы.
Долгосрочные проекты проследить динамику.
«Почитай-ка»
«Орфо-9» (стартует в конце ноября 2017г.)
«Бионик» (естественно-научные – предмет + метапредметность. Решение проблем)
Агеев Пётр Анатольевич, 10 лет работает в шк. № 17 г. Тюмень (в 8.10 начинаются уроки)
КИНОПЕДАГОГИКА
«Кинопедагогика –
эффективный диалог
педагогической организации
ученика и учителя»
Два вида искусства:
- Кинематограф
- Педагогика
-Раньше ходили все в кино и обсуждали
Кино это текст (хороший или плохой)
Раньше были фильмы: «Приключение Эллектроника», «Кортик», «Бронзовая птица», «А зори здесь тихие»…
- детские проблемы- детским языком
Сейчас фильмы: «СашаТаня», «Кухня», «Озабоченный», «Остров», «Как я стал русским», «Реальные пацаны», «Я живу с дуррой»…
Кинопедагогика – диалог учитель-ученик-семья.
Грамотно думающий учитель, грамотно думающий ученик.
Киноклуб – 1 раз в месяц смотрели фильмы. Совместно с учителями смотрели авторское кино – бурно обсуждали.
Методов, приёмов нет в кинопедагогике.
Паузы, домышливание, название, что будет.
Ютубканал
«Другие люди»
- дебютная работа режиссера, музыку написал сам
Перед просмотром правила:
- во время просмотра нельзя обсуждать, остаться наедине
10 минут максимум концентрированы, режиссер постарался
Титры смотреть, обсуждать
Любое мнение правильно, неправильных суждений нет
Почему оставил? (полезным кому-то0
Фраза «Мне немного уже осталось» пророческая, болел, играл как!
Шаманство, предвестник
Книга «Мысли Ганди»
Пауза волшебная
Приложение кинопедагогика
Заключение
Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки.
Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии,
дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции,
т. е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т. е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности школьников.