Валентина Бочкарева
Семейный проект «Безопасность наших детей на дорогах»
▼ Скачать + Заказать документы
1 этап. Подготовительный.
Описание проблемы.
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно – транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой ДТП становится ребенок. Чаще всего – это связано с невыполнением правил дорожного движения : ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, каково время реакции водителя, что такое транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Актуальность проекта состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители - это ДОУ. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Реализация проектов строится на следующих принципах: системности; сезонности, учета местности, учета возрастных особенностей; интеграции; координации деятельности педагогов; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.
Темочки:
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Правила дорожного движения
- ПДД. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Семейные проекты
- Темочки
В рамках реализации работы в этом направлении создан краткосрочный проект по теме «Безопасность наших детей на дорогах».
Новизна. Комплексное решение вопросов в ходе реализации проекта отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всех участников проекта.
Технология проекта. Особенностью проекта является работа воспитателя, родителей с детьми в рамках работы ДОУ. Эта работа проводится в форме бесед, различных видов игровой деятельности, разбора проблемных ситуаций. Особую ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии праздников, экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал. Работа по проекту органично впиcывается в педагогический процесс детского сада. В процессе реализации этого проекта проводятся : анкетирование, создаются альбомы с фотографиями мероприятий, проводятся съемки праздников. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, делает их настоящими партнерами.
Цель:
Создание условий для работы педагогов с семьей на основе их взаимодействия, направленных на формирование основ безопасного поведения, как на дороге, так и в транспорте.
2
Задачи:
- Разработать систему воспитательно – образовательной работы В ДОУ по навыкам безопасного поведения на дороге;
- Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
- Формировать у родителей знания по правилам дорожного движения;
- Оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закрепления знаний о правилах дорожного движения с помощью разнообразных методов и приемов.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Гуманизация связи семьи с сотрудниками МДОУ, с сотрудниками ГИБДД;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
- Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели групп, музыкальный руководитель, инспектор ГИБДД.
2 этап. Разработка проекта.
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Составить план мероприятий работы с детьми и родителями по проекту.
3. Подобрать методическую литературу, научно – популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
4. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
5. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
3
3 этап. Выполнение проекта.
Направления программы
Формы и методы работы
Физическое развитие Подвижные игры: «Цветные автомобили»; «В гости к Айболиту»; «Светофор и скорость»; «Умелые пешеходы».
Социально – личностное развитие Дидактические игры: «Наша улица»; «Светофор»; «Теремок»; «Угадай, какой знак?»; «Автомобиль».
Сюжетно - ролевые игры: «Водитель»; «Поездка в автобусе»»; «Мы – пешеходы»; «Перекресток».
Познавательно-речевое развитие Экскурсия по улицам нашего села.
Работа в альбомах «Основные сигналы регулировщика»; «В стране дорожных знаков».
Занятие «Правила дорожного движения».
Беседы: «Безопасная дорога в школу»; «Знаки дорожные помни всегда».
Пространственное моделирование «Дома на нашей улице».
Просмотр и обсуждение видео фильмов: «Улица полна неожиданностей»; «Вышел из дома – будь внимательным».
Тренинги с детьми по данной
теме.
Обучение ориентированию по схеме «Моя улица».
Составление творческих рассказов «Приключения мальчика Миши на дороге».
Составление «Книги о дорожных знаках».
Обучение детей вызову инспектора ГИБДД и умению вести ролевой диалог.
Чтение: Н. Кончаловский «Самокат»; С. Михалков «Скверная история»; В. Кожевников «Машина моя».
4
Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Машины идут на помощь»; «Запрещается – разрешается».
Аппликация «Пешеходный переход»; «Дорожные знаки».
Ручной труд «Светофор».
Изготовление макета города.
Работа с родителями Беседы с родителями о важности данной проблемы.
Изготовление атрибутов для игр. Оформление тематического уголка «В кругу семьи»; информационного стенда «Ребенок и дорога».
4этап. Презентация проекта.
1. Игровой тренинг «Опасные дорожные ситуации».
2. Составление творческих рассказов «Приключения мальчика Миши на дороге».
3. Оформление тематического уголка для родителей «В кругу семьи»; информационного стенда «Ребенок и дорога».
4. Выступление педагогов на родительских собраниях, семинарах.
5 этап. Результат и определение задач для новых проектов.
Опираясь на основные положения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н,Е, Вераксы, Т. С, Комаровой и М. А. Васильевой, работа по которым ведется с дошкольниками в течение года, мы разработали и провели диагностическое обследование детей по пяти направлениям: знание правил дорожного движения, знание о светофоре, знание дорожных знаков, знания о специальном транспорте и правила поведения в транспорте. В группе у нас 24 ребенка. По итогам начальной диагностики мы обнаружили: 10 детей имели высокий уровень развития, средний – 7 детей и 7 детей показали низкий результат. Проанализировав полученные в ходе диагностического обследования результаты, мы пришли к выводу, что для более
5
успешного освоения материала целесообразно применять комплексный подход. Использование разнообразных форм работы способствовало развитию интеллекта дошкольников, расширению их кругозора и миропонимания. Анализ полученных
результатов конечной диагностики показал, что уровень развития детей повысился по всем пяти направлениям. Изменился низкий уровень у детей, показавших в начале обследования низкие результаты. Пополнились знания детей о правилах безопасности дорожного движения. У детей были сформированы умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивалось стремление к познанию окружающей действительности.
Об эффективности данного проекта можно говорить по результатам, по активизации родителей и детей на всех мероприятиях. Предложенный проект – показ на практике системы деятельности МДОУ по обучению детей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов. Используемые в ходе работы формы обучения, разнообразие приемов и средств, творчество педагогов и родителей позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации на дорогах и находить выход из них. Родители, внося свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые знания.
Направление работы должно всегда находиться в поле внимания воспитателей, родителей. И мы ставим перед собой новую цель: дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно – транспортного травматизма.