Елена Казакова
Семейный клуб как эффективная форма работы психолога с родителями в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Работа педагога-психолога дошкольного учреждения невозможна без сотрудничества с семьей, поскольку каждый детский психолог знает, что дети практически не имеют собственных психологических проблем, их проблемы — отражение проблем родителей. Поэтому работая с личностью родителей, меняя их поведение как по отношению к ребёнку, так и по отношению друг к другу, можно разрешить психологические проблемы ребенка.
Публикация «Семейный клуб как эффективная форма работы психолога с родителями в детском саду» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Пытаться что-то изменить в ребёнке, не затрагивая его взаимодействия с родителями невозможно. Ведь самыми главными людьми на свете, на слова и поведение которых ориентируется ребёнок, являются его родители. Психолог может затратить огромные усилия на то, чтобы обучить ребёнка чему-то. Но возвратившись из детского сада домой, он сверит полученные знания с теми, которые ему предлагает родитель, а эти знания для ребёнка важнее, и будет воспроизводить старые закрепленные образцы поведения.
Ребёнок, имеющий внутренние проблемы, которые формируются именно семьей, не может с ними справиться самостоятельно без помощи психологов, педагогов и, естественно, родителей.
И отсюда вырастает значимость работы психолога с семьей. Однако привлечь родителей к сотрудничеству, часто бывает не простой задачей. Взрослые люди, если они не готовы к взаимодействию, всегда найдут массу причин для того, чтобы избежать его. И тогда встает вопрос: «Как привлекать родителей к эффективному взаимодействию? Как показать им важность сотрудничества с ДОУ?»
Семья является древнейшим общественным институтом. В ней сочетаются личностные и общественные интересы. Именно в семье закладываются основы взаимоотношений, дети получают первые знания, в процессе деятельности формируются практические навыки. Семья является тем самым «маленьким миром», в котором закладываются и развиваются личностные качества ребенка. Каждая семья по-своему уникальна и неповторима. Вместе с тем, не всегда родители могут правильно на практике применить имеющиеся в багаже знания.
В нашем детском саду «Клубничка» применяются разные формы работы с родителями. Помимо традиционных групповых и индивидуальных консультаций, родительских собраний, уже несколько лет функционирует семейный клуб.
Семейный клуб – это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей.
Основными целями работы семейного клуба в нашем детском саду являются :
• объединение усилий детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
• повышение психолого-педагогической компетенции родителей;
• обмен опытом семейного воспитания;
• укрепление детско-родительских отношений;
• предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.
В процессе деятельности клуба решаются следующие задачи:
1. обеспечение эффективного взаимодействия между педагогами ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития потенциальных возможностей детей в условиях ДОУ и семьи;
2. оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста в целях обеспечения всестороннего гармоничного развития ребенка;
3. психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей; проведение (в случае необходимости) комплексной профилактики и коррекции различных отклонений в физическом, речевом, психическом, социальном развитии детей дошкольного возраста.
Формы работы семейного клуба варьируются от темы, состава участников и задач: круглый стол, тренинг, практикум, решение педагогических ситуаций, обмен опытом семейного воспитания, видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении, организация совместной деятельности детей и родителей и др. Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями на занятиях семейного клуба даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся психолого-педагогические знания, развивать креативные способности.
Все формы работы с детьми и родителями могут быть при этом разделены:
на индивидуальную работу с родителем и ребёнком;
работу в мини-группах;
групповую работу с родителями;
групповую работу с родителями и их детьми.
В нашем детском саду предпочтение отдаётся коллективным формам работы.
Правила проведения семейного клуба :
• Добровольная основа – через красочное, яркое объявление за неделю до начала мероприятия.
• Вместе с ребёнком занятие посещает кто-то из родителей.
• Количественный состав – до 8-10 пар.
• Занятия проводятся 1 раз в месяц в различных специальных помещениях детского сада.
• Каждое занятие рассчитано на 35-60 минут.
• Каждое занятие включает в себя игровую деятельность.
• В конце каждого занятия – подведение итогов, вручение небольших сюрпризов детям (конфеты, яблоки и т. д.).
Семейный клуб в нашем дошкольном учреждении – структура динамичная: встречи могут сливаться в один цикл или дробиться. Всё это направлено на максимальную результативность встреч для всех участников. В ходе взаимодействия с родителями содержание работы клуба может корректироваться. Эффективность содержания данной работы зависит от активного участия всех специалистов ДОУ в выработке единства педагогических требований к ребёнку и расширении познаний в области педагогики, детской психологии и оздоровления детей.
В деятельности клуба мы придерживаемся следующих принципов:
1. В работе клуба участвуют заинтересованные и активные родители.
2. Мы учимся любить и принимать детей такими, какие они у нас есть.
3. Каждый независимо от возраста имеет свою точку зрения.
4. Важно и ценно для ребёнка чувствовать поддержку родителей. Вместе мы преодолеем все трудности.
5. Учимся слушать и слышать друг друга в клубе, дома, на улице.
Семейный клуб позволяет поделиться собственным опытом общения с детьми, их воспитания, расширить социальные контакты семьи в совместных играх и чаепитиях детей и взрослых, детско-родительских занятиях, «издании» семейных газет, разновозрастных творческих мастерских, конкурсах, семейных викторинах и т. п.
Организация работы семейного клуба в нашем детском саду проводилась в три этапа.
Первый этап: организационный.
Цель: подготовка к работе по данному направлению.
Задачи:
• Определить с помощью анкетирования начальный уровень психолого-педагогической и социокультурной компетентности членов семьи по проблеме.
• Изучить литературу по данной теме.
• Подобрать практический материал.
Результат: разработка перспективного плана работы семейного клуба.
Планирование работы семейного клуба осуществляется на основе анализа запросов родителей, данных мониторинга посредством метода наблюдения за детьми.
Второй этап: внедренческий.
Основным содержанием на данном этапе является реализация перспективного (тематического) плана семейного клуба в детском саду по следующим направлениям:
«В мире развивающих игр» (интеллектуально развитие).
«Секреты общения» (коммуникативные навыки).
«Семейная гостиная» (художественно-эстетическое развитие).
«Красота и здоровье» (физическое развитие и оздоровление детей).
Цель третьего этапа: определение эффективности проделанной работы, сопоставление начального и конечного уровней психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей и их взаимодействия с детьми.
Содержанием работы на данном этапе является анализ промежуточных и конечных результатов совместной деятельности родителей, педагогов и детей; разработка планов работы семейного клуба на следующий год, обсуждение удачных и неудачных форм работы, моделирование различных вариантов организации работы семейного клуба с целью повышения эффективности деятельности.
Таким образом, опыт работы семейного клуба в нашем детском саду показал, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребёнку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребёнку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности.
Кроме того, работа семейного клуба показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду, переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что «слова учат, а пример заставляет подражать».
Итогом работы семейного клуба в нашем детском саду стало улучшение эмоционального состояния детей, выход на более высокий уровень взаимодействия. На 9 % увеличилось количество детей с нормальным уровнем тревожности, на 7 % увеличилось количество детей с адекватной самооценкой. В целом по детскому саду снизился процент агрессивных детей. Рефлексивные отчеты родителей, принимавших участие в работе семейного клуба, позволяют фиксировать положительную динамику в построении продуктивного детско-родительского взаимодействия.
Таким образом, объединив родителей всего детского сада по интересам, создалось детско-взрослое сообщество, работающее в едином ключе и способствующее решению поставленных целей и задач. В результате повысилась психолого-педагогическая компетентность родителей. При создании благоприятных условий для реализации и развития потенциальных возможностей воспитанников снизился контингент детей, нуждающихся в коррекционной помощи, а так же прослеживается динамика успешной коррекции.
Литература:
1. Андреева А. Д. Семья как основной институт в раннем дошкольном детстве // Вестник практической психологии и образования. - 2008. -№ 2.
2. Зубова О. М., Лукьянова Н. А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя. 2010. №11.
3. Каракозова Н. Ю., Мязина А. И., Кудрина А. А. Семейные клубы в дошкольном учреждении как форма социализации ребенка: учебно-методическое пособие. 2012.
4. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. / Под редакцией Л. М. Шипицыной. СПб. : Речь, 2008.