Елена Ивановна Андрианова
Семейный клуб как форма реализации детско-родительских отношений в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения далее ДОУ выдвигают взаимодействие с родителями на одно из ведущих мест. Родители являются основными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. От качества работы дошкольного учреждения, в том числе и от воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а значит, и уровень семейного воспитания детей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
Современный этап развития дошкольного образования предполагает тесное взаимодействие двух воспитательных институтов-семьи и дошкольного учреждения-с целью разностороннего развития личности ребенка с учетом его возможностей и способностей. Малыш учится только у тех, кого любит, кому доверяет, кто для него авторитетен. А это значит, что именно родители являются его самыми лучшими воспитателями. Признание приоритета семейного воспитания определяется на мой взгляд, сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью отношений семьи и детского сада. Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для развития их собственного ребенка. Семья и детский сад, имея особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установления доверительных, партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. Семья-первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа- образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые-их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с новым Федеральным Законом от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного образовательного учреждения, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Для того чтобы стать настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотнее будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требование к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача-привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от скучных шаблонов.
Взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников сегодня уделяется достаточно много внимания. Для того чтобы, понять взаимодействия в современных изменяющихся условиях, где родители становятся заказчиками образовательных услуг, важно рассмотреть сущность понятия «взаимодействие».
Так, с философской точки зрения И. Т. Фролов рассматривает взаимодействие через термин «процесс» : «… процесс взаимного влияния тел друг на друга, наиболее общая, универсальная форма изменения их состояний» [9, С. 444].
В педагогической науке интерес к взаимодействию как категории, объясняющей многие явления в сфере образования, стал проявляться с середины XVI века. Так интерес для исследования представляют работы Я. А. Коменского. В них он выстраивал свою педагогику на основе демократических устремлений, направленных на взаимодействие в семье [37, С. 220].
Известные педагоги П. П. Блонский, С. Т. Шацкий считали необходимым опереться на положительные традиции семьи, чтобы воспитать энергичного, делового человека, адаптированного к социальным и экономическим условиям новой жизни [7, С. 92].
В 20- е годы XX века в России господствующей формой воспитания детей была не семья, а государственные педагогические учреждения. Но прогрессивные педагоги того времени начали задумываться о необходимости педагогической поддержки семьи [7, С. 202].
Так в Законе РФ «Об образовании» (2012) и Семейном кодексе РФ (1997) подчеркивается, что «Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Приоритетная роль в воспитании отведена семье.» Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития их индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Особую роль в изучении взаимодействия сыграла «педагогика сотрудничества», этому способствовала деятельность Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, Е. Н. Ильина, В. Ф. Шаталова. В дальнейшем это определило развитие нового направления в науке – «педагогика взаимодействия». Одним из представителей данного направления является Е. Н. Коротаева.
Исследования, проводимые в 80-е годы XX века, не только конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей, но и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов, направленные наи улучшение совместной работы с родителями.
Исследователи XXI века Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева и Ю. В. Микляева уже выделяют аспекты партнерства детского сада с родителями воспитанников, педагогами из других дошкольных образовательных организаций, образовательных и социальных структур, с местными органами управления образования. В качестве одной из форм плодотворного сотрудничества авторы предлагают использование интерактивных методов и технологий (сайт-визитки дошкольной образовательной организации; электронная библиотека, гостиная; родительский клуб). Благодаря данному взаимодействию, по мнению авторов, расширяется круг интересов родителей, происходит согласование педагогических установок семей и представителей детского сада [3, С. 465].
Анализируя работы, посвященные проблемам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, можно сделать вывод, что авторы исследований возлагают большую ответственность за успешное взаимодействие именно на образовательную организацию, недостаточно учитывая при этом ответственность за эффективность взаимодействия самих родителей.
Таким образом, основой отношения между семьей и дошкольным образовательным учреждением является эффективное взаимодействие. На протяжении всего этапа становления и развития отечественной дошкольной педагогики взаимодействие общественного и семейного воспитания признается основой для формирования гармоничной личности.
Успешное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, какие для них созданы организационно-педагогические условия взаимодействия. Решение проблемы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников будет эффективным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
-повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников;
-учет интересов, запросов, актуальных образовательных потребностей родителей при отборе содержания материалов родительского клуба;
-привлечение родителей к совместному участию в работе Родительского клуба.
Первое условие – повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Анализ современной ситуации показывает, что педагоги ДОУ нередко в силу разных объективных и субъективных причин (отсутствие достаточного объема психолого-педагогических знаний) испытывают значительные трудности, проблемы взаимодействия с родителями. Необходимо также дополнить знания о способах изучения семьи и развивать коммуникативные умения педагогов.
Второе организационно-педагогическое условие – учет интересов, запросов, актуальных образовательных потребностей родителей при отборе содержания материалов родительского клуба.
Для установления взаимного контакта педагога с родителями, поможет одна из форм работы – семейный клуб. Где можно организовать взаимодействие с родителями, сообщить им педагогические знания, заинтересовать их вопросами воспитания ребенка, помочь переосмыслить методы воспитания, грамотно их использовать в какой форме, какими методами общения.
Третье условие – привлечение родителей к совместному участию в работе семейного клуба. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании семьи.
Основной целью нетрадиционного взаимодействия ДОУ и семьи – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует семейный клуб как одна из форм взаимодействия ДОУ и семьи.
Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей, а также способствует повышению педагогической компетентности родителей.
Поиск новых форм работы с родителями остается актуальным для ДОУ. Все традиционные формы, такие как родительские собрания, лекции, консультации, малоэффективны в решении родителями практических задач. В их рамках не всегда возникает возможность достаточно полно обсудить проблемы развития детей и рассмотреть особенности детско-родительских взаимоотношений.
Поэтому, перед нами встала задача: подобрать такую форму взаимодействия дошкольного учреждения с родителями, которая бы заинтересовали их, способствовала взаимодействию созданию условий развития самостоятельности, коммуникабельности и уверенного поведения ребенка.
Такой, оптимальной и наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями, на наш взгляд, является семейный клуб. В отличие от традиционных форм, где общение основано на поучительном характере, наш семейный клуб выстроил свои отношения с семьей на принципах открытости, оптимизма, оригинальности.
Целью нашего семейного клуба является формирования у родителей психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений и рефлексии, позволяющей понимать своего ребенка, грамотно выстраивать общение и совместную деятельность с ним. Данная цель определяет следующие задачи:
1. Установление партнерских отношений, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
2. Объединение усилий сотрудников ДОУ и родителей.
3. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
4. Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в семье между родителями и детьми.
В работе семейного клуба педагоги и специалисты нашего детского сада используют такие нетрадиционные формы общения педагогов и семьи как:
• информационно-аналитические (анкетирование и опросы родителей);
• досуговые (участие в выставках, досугах);
• познавательные (консультации, семинары-практикумы специалистов, мастер-классы);
• наглядно-информационные (информация на стендах, сайтах, «карманная информация» - буклеты, памятки, видео презентации и слайд-шоу).
Идеи социального партнерства начинают все активнее завоевывать место во взаимоотношениях между дошкольным учреждением и родителями.
Социальное партнерство детского сада и семьи означает совместную деятельность обеих сторон образовательного процесса в условиях открытости и сотрудничества. Сотрудничество предполагает общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Вся деятельность семейного клуба подчинена идее оптимизации влияния семьи на ребенка через оказание родителям разнообразной профессиональной помощи. Для реализации этой идеи в нашем дошкольном учреждении постоянно идет поиск новых интерактивных форм, основанных на практико-ориентированных подходах. Очень популярны среди родителей разнообразные вариативные формы совместной деятельности взрослых и детей.
Социальное партнерство на базе семейного клуба «Здоровая семья-счастливый ребенок» имело свою логику развития. Было выделено несколько этапов развития взаимодействия между дошкольным учреждением и родителями:
1 этап – диагностический.
Задачами этого этапа было изучение ожиданий родителей от образовательного учреждения, их потребностей и образовательных инициатив семьи для эффективного партнерства. А также изучение особенностей семейного воспитания и существующих традиций семьи.
Формы работы с семьями на первом этапе были следующие: использовалось анкетирование и опросы родителей, диагностические листы, экспресс-диагностика «Знаю ли я своего ребенка?»
2 этап – установление общих целей – ценностей в развитии и воспитании ребенка.
Задачами этого этапа было установление доброжелательных межличностных отношений с родителями, повышение интереса к образовательной деятельности учреждения, организация совместной образовательной деятельности детей и родителей, создание положительного образа ребенка глазами семьи и педагогов.
На этом этапе использовались такие формы работы : тренинги для родителей и педагогов социально-психологической направленности «Наказывая, подумай-зачем», «Игра в жизни ребенка», тематические консультации для родителей «Возрастные особенности детей», ознакомление с образовательной программой ДОО (с использованием сайта учреждения).
3 этап в развитии социального партнерства-вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.
Дошкольное учреждение поставило такие задачи: формирование целостного образа ребенка и адекватности его восприятия как родителями, так и педагогами.
Организация совместной образовательной деятельности взрослых и детей с учетом образовательных инициатив родителей. Создание единого образовательного пространства для ребенка в учреждении и семье.
Формы работы с семьями использовались такие, как совместная познавательная творческая деятельность родителей и детей в семейном клубе (занятия, мастер-классы, практикумы, совместные творческие проекты); консультации по родительским запросам.
4 этап в развитии социального партнерства детского сада и семьи- определение проблемных полей развития и воспитания ребенка в семье и учреждении.
Задачи этапа: деликатно сформулировать проблемы и трудности в поведении и особенностях личностного развития ребенка, совместно обозначит причины их возникновения и варианты их совместного решения в учреждении и в семье.
Так в нашем ДОУ был проведен семинар-практикум «Не бойся – я с тобой! (Страхи у детей).» В увлекательной совместной деятельности взрослые и дети учились справляться с возрастными страхами.
5 этап в развитии социального партнерства детского сада и семьи – совместная оценка качества образовательной деятельности и социального партнерства семьи и ДОУ.
Задачами этапа являлись следующие: изучить эмоциональную комфортность и удовлетворенность ребенка в едином образовательном пространстве семьи и детского сада; изучить оправданность ожиданий родителей от партнерства с учреждением и удовлетворенность педагогов и родителей результатами взаимодействия с семьей.
На этом этапе проводилось анкетирование и опросы родителей и педагогов, выявляющие несколько эффективно организовано взаимодействие, а также проективное тестирование детей (выполнение рисунка «Я в детском саду»).
В результате использования клуба «Здоровая семья-счастливый ребенок», как инновационной формы взаимодействия ДОУ и семьи возрос интерес родителей к воспитательному процессу, как в семье, так и в ДОУ. Была создана атмосфера эмоциональной взаимоподдержки, комфорта, взаимопонимания и сотрудничества, общности интересов в образовании и развитии ребенка между родителями и педагогами.
К результатам социального партнерства семьи и дошкольного образовательного учреждения можно отнести следующие:
• Создание благополучного эмоционально-психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду, обеспечение позитивной социализации и индивидуализации развития детской личности.
• Гармонизация детско-родительских отношений, снижение числа неблагополучных семей и педагогической запущенности.
• Повышение педагогической компетентности у родителей
Формирование единых образовательных смыслов и ценностно-целевых ориентаций у педагогов ДОУ и родителей, создание единого образовательного пространства для ребенка.
Список литературы
1. Анисимова Е. В. Организация совместной работы ДОУ с семьей по формированию коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста [Текст] //Детский сад и семья : аспекты взаимодействия: сборник материалов. Всероссийский научно-практической конференции (заочной) / Е. В. Анисимова. - Казань: редакционно-издательский центр, 2011 -475с.
2. Богомолова М. И. Роль семьи в воспитании детей [Текст] //Детский сад и семья аспекты взаимодействия: сборник материалов. Всероссийской научно-практической конференции (заочной) / М. И. Богомолова. – Казань: редакционно-издательский центр, 2011 – 475с.
3. Виноградова Н. А. Возрождаем семейные традиции [Текст]/ Н. А. Виноградова// Дошкольное воспитание. – 2009 - № 8 –С. 128-130.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика, 1996-С. 317-358
5. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюция 1386(XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов – М. ; Юридическая литература, 1990 С. 385-388
6. Завьялова А. Л. Организация деятельности клуба «Аистенок» [Текст] /А. Л. Завьялова, Т. С. Михайлова, Л. И. Демчина, Н. В. Зарецкая, Е. В. Чернигина, Е. Б. Минакова // Справочник старшего воспитателя. – 2011 - №10 – С 44-57
7. История педагогики [Текст] / под ред. М. Ф. Шабаевой – Москва: Просвещение, 1981 – 367 с.
8. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., И. Г. Песталоцци Педагогическое наследие [Текст] : Библиотека учителя /сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский Москва Педагогика, 1989 – 416 с.
9. Фадеева Е. И. Метод мозгового штурма как ресурс формирования культуры взаимодействия [Текст] /Е. И. Фадеева//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2013 - № 1 – С. 54-60
10. Шевченко О. В. Нетрадиционные формы работы с родителями [Текст] / О. В. Шевченко, И. А. Рунева// Дошкольная педагогика. – 2014 – № 1. С. 54-57.