Маркина Ольга Владимировна
Проект «Школа чистоты» по здоровьесбережению и здоровьеформирование в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих является необходимым условием воспитания здорового ребенка в детском саду.
Организация единой системы по формированию ЗОЖ у дошкольников.
Публикация «Проект „Школа чистоты“ по здоровьесбережению и здоровьеформирование в условиях детского сада» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Актуальность темы: Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. Отдельные оздоровительные методы и процедуры не дают желательного и
стабильного улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную
психосоматическую структуру человека.
Новизна: проектная деятельность, как одна из эффективных технологий формирования здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.
Поэтому необходима разработка определенной системы занятий по валеологии, которые помогут сформировать у детей дошкольного возраста
определенной потребности в здоровом образе жизни.
В проекте «Школа чистоты», ведущая роль принадлежит игровой, экспериментальной деятельности.
Также глубокому анализу подвергается организация предметно- пространственной среды, направленной на валеологическое воспитание.
Проект разработан на основе методического пособия
«Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада». Краснодар – 2016.
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Н. В. Кабанова – специалист отдела анализа и поддержки дошкольного образования МКУ КНМЦ, Музыченко Г. Н. - заведующий МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 64 «Дружба»
Автор пособия:
Инструктор по физической культуре МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 64 «Дружба» Мячикова О. Е.
Разработка и реализация проекта «Школа чистюль»
Тема проекта : «Гигиена».
Возраст детей: 4 - 5 лет (средняя группа).
Срок реализации: 1 месяц.
Участники проекта : педагоги детского сада, дети средней группы, родители, узкие специалисты, медсестра, администрация.
Цель: Способствовать формированию культурно-гигиенических
навыков, совершенствование навыков самообслуживания у детей среднего
дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать навыки
поведения во время еды, умывания;
2. Воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом;
3. Закреплять умение правильно пользоваться мылом, мыть руки и
лицо, насухо вытираться полотенцем после умывания, пользоваться
расческой и носовым платком; расширить знание детей о правилах и
предметах личной гигиены;
4. Формировать начальные представления о ценности здоровья в жизни людей, понимание того, что здоровье начинается с чистоты;
5. Воспитывать у детей потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
6. Привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада.
Актуальность:
Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая культуры поведения. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья.
В процессе работы с дошкольниками необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а
гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
В конечном счете, от знания и выполнения культурно-гигиенических навыков зависит не только здоровье самого ребенка, но и всех окружающих.
Таким образом, воспитание культурно-гигиенических навыков стоит достаточно остро, поэтому создание данного проекта позволит :
- развивать навыки самообслуживания;
- расширить знания, умения и навыки в области гигиены;
- эффективно решать вопросы охраны и укрепления здоровья детей.
Ожидаемый результат:
1. Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья,
как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
2. Значительное повышение знаний о чистоте и опрятности своего внешнего вида; привиты элементарные культурно-гигиенические навыки
поведения.
3. У детей сформировано желание выполнять физические упражнения.
4. Совместно с родителями проводятся закаливающие и другие
укрепляющие здоровье детей процедуры. Родители активно принимают участие в обучении детей дома.
Этапы реализации проекта
I этап: Организационно–подготовительный (выявление проблемы,
анализ имеющихся педагогических ресурсов, определение направлений деятельности).
II этап: Содержательно–целевой.
Работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей.
Проблемная ситуация «Микробы».
Цель: Уточнить представление детей о здоровом образе жизни; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил; формировать представления детей о необходимости соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Беседы родителей с детьми на тему «Чистота залог здоровья».
III этап: Контрольно-аналитический.
Итоговый мониторинг.
Цель: проследить результативность проделанной работы.
Вопросы к мониторингу: Что такое чистота? Для чего нужно соблюдать
правила личной гигиены? Какие предметы нужны для личной гигиены? Что
нужно делать. Чтобы быть здоровым?
Критерии оценки:
Высокий уровень. Ребенок отвечает на все вопросы, имеет элементарные представления о правилах.
Средний уровень. Ребенок частично отвечает на вопросы, при подсказке может назвать полезные и вредные продукты, объяснить значение гигиенических процедур.
Низкий уровень. Ребенок не может ответить на вопросы с помощью взрослого, не разграничивает понятия.
Создание итогового продукта:
Разработка дидактических игр для детей:
«Пузыри, пузыри – мыльные перчатки», «Причешем куклу», «Появился раз, микроб!», итоговое мероприятие - физкультурный досуг «Нам микробы не страшны - с физкультурой мы дружны!».
Перспективный план реализации проекта
на организационно-подготовительном этапе
Формы работы
Цели
1. Начальный мониторинг
(опрос родителей, наблюдение,
беседы, проблемные ситуации).
Выявить уровень
сформированности представлений о ЗОЖ
2. Спланировать работу с
включением разнообразных
средств обучения, выбрав
приоритетным
экспериментально-игровую
деятельность.
Планирование системной,
эффективной работы с учетом
имеющегося у детей уровня
знаний и навыков
3. Анализ имеющегося
дидактического материала для
организации игровых уголков
валеологической
направленности, уголков
экспериментирования,
библиотеки.
Определить объем
имеющегося и недостающего
дидактического материала для
успешной реализации проекта.
4. Подбор иллюстраций,
книг, дидактических игр,
игрушек, пособий по теме
Пополнить развивающую
среду в группе для актуализации
опыта детей.
5. Ознакомление
родителей с темой проекта,
нацеливание на поиск
информации по проблеме
чистоты и здоровья.
Развивать педагогическую
инициативу родителей.
Вовлекать родителей в
воспитательно-образовательный
процесс группы. Укреплять
детско-родительские взаимосвязи
и интересы.
Тематический блок «Микробы».
Проблемная ситуация «Микробы»
Цель: Уточнить представление детей о здоровом образе жизни;
раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением
санитарно-гигиенических правил; формировать представления детей о
необходимости соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Форма работы:
- эвристическая беседа;
- оздоровительная ритмопластика;
- создание игровой проблемной ситуации;
- игра – экспериментирование ( цель: опытным путем проверить
необходимость соблюдения санитарно-гигиенических правил);
- проведение опыта ( цель: доказать важность соблюдения санитарно-
гигиенических правил, в частности правильного мытья рук).
- демонстрация мытья рук.
Дидактическая игра «Полезно – вредно».
Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным,
бережным отношением к своему здоровью.
Дидактическая игра «Пузыри, пузыри, мыльные перчатки».
Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней
стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха,
целенаправленной воздушной струи.
Дидактическая игра «Вымой кукле руки»
Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук,
объяснить его необходимость и значение; формировать в игровой форме
культурно-гигиенические навыки младших дошкольников.
Ситуативные разговоры о том, почему нельзя есть на улице, о
грязных руках – хорошо это или плохо.
Цель: закреплять знания по теме «Микробы»; формировать навыки
принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и
укрепления своего здоровья.
Работа с родителями. Задание на дом:
Провести беседу с детьми о влиянии «чистых» и «грязных» продуктов на здоровье. При совместном посещении магазина обратить внимание ребенка на то, как хранятся продукты, их внешний вид. Подвести ребенка к выводу: грязные, испачканные продукты никто не будет покупать – это может быть вредндля здоровья».
Провести беседы «Чистота – залог здоровья»
Цель: развивать педагогическую инициативу родителей; вовлекать в
воспитательно-образовательный процесс группы.
Дидактическая игра "Появился раз микроб"
(автор Ирина Ткаченко. Источник Международный образовательный портал МААМ. RU. Адрес публикации: https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-pojavilsja-raz-mikrob.html.)
Цель: продолжать учить детей как правильно мыть руки после улицы, перед едой; формировать культурно – гигиенические навыки; закреплять правила, которые помогут избежать появления микробов; воспитывать интерес к процессу умывания и к дидактическим играм.
Дидактический материал: 8 парных карточек; значки микробов.
Ход игры: Педагог предлагает дошкольникам поиграть в игру под названием "Появился раз микроб". Но перед этим все вместе вспоминают кто же такие "микробы", почему они появляются и какой вред наносят людям. Воспитатель раскладывает карточки и вместе с детьми рассматривают их, выясняют у кого из детей могут появиться микробы. На карточки, где дети забывают о гигиене, кладут значки "микробов".
ИГРА «Пузыри, пузыри, мыльные перчатки»
Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи. Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.
Ход игры. Педагог: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". Педагог поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки".
Затем педагог предлагает детям совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, у нас с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь. Педагог эмоционально фиксирует появление у детей пузырей. Если дотронуться до них пальчиком, то пузыри лопаются потому, что они нежные и воздушные. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, Педагог проводит совместные действия с ребенком, помогая ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря.
После этого мыло смывается под струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем. В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки.
Например, первая потешка: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!».
Вторая потешка: «В кране булькает вода. Очень даже здорово! Умывается сама Машенька Егорова» (или педагог называет имя ребенка).
Третья потешка: «Знаем, знаем, да, да, да! Где тут прячется вода! Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку. Нет, не понемножку — посмелей, будем умываться веселей!»
Физкультурный досуг
«Нам микробы не страшны – с физкультурой мы дружны!»
Цель: Уточнить представление детей о здоровом образе жизни;
раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением
санитарно-гигиенических правил; формировать представления детей о
необходимости соблюдать санитарно-гигиенические правила при
употреблении пищи.
Ход встречи:
Педагог: Ребята, сегодня к нам в гости пришел мой друг. Он
никогда не был в детском саду, и я ее пригласила познакомиться с вами.
Воспитатель вносит куклу, демонстрирует ее детям.
Педагог: Здравствуй, Петрушка. Посмотри, как рады тебе дети!
Поздоровайся и представься.
Петрушка: Здравствуйте, я – Петрушка Заболюшкин.
Педагог: Петрушка, что это у тебя такая фамилия странная?
Петрушка: Почему это странная? Очень даже красивая фамилия. Я очень
люблю болеть. Вот сегодня я к вам пришёл, а завтра заболею и дома буду
сидеть. А потом на один денечек приду и снова заболею.
Педагог: Да разве болеть – это интересно? Ребята, скажите Петрушке!
Дети рассказывают кукле, что болеть скучно, сидеть дома одному
и пить лекарства…
Педагог: Да, бывает так, что дети болеют. Но нужно постараться быть
здоровым. А для этого знать секрет здоровья.
Петрушка: Какой такой секрет?
Дети высказывают свое мнение, свои догадки.
Педагог: (подводит итог) : Вы правы, чтобы не болеть, нужно делать
каждое утро зарядку, есть полезные фрукты и овощи, гулять на улице.
Петрушка: У-у-у, это же очень скучно – делать зарядку! Всякие приседания,
наклоны.
Педагог: Что ты, сейчас ребята тебя научат очень веселой утренней
гимнастике-превращалке!
Проводится гимнастика под музыку «Игра с обручем. Превращаемся в игрушки»
Педагог: Вот видишь, Петрушка, как весело можно заниматься!
Петрушка (говорит вялым голосом) : Ну да, весело.
Педагог: Что такое, как ты себя чувствуешь? Когда я звонила утром
твоей маме, она сказала, что ты совершенно здорова.
Петрушка: Был здоров, я сейчас что-то живот разболелся.
Педагог: Давай выясним, в чем дело? Расскажи, как прошло твое утро?
Петрушка: Я сегодня гулял на улице, в песочнице. А потом
проголодася, нашел в кармане пряник и съел его!
Педагог: Ты съел пряник, который лежал в кармане вместе с
камушками, палочками и всякой всячиной? Да еще и грязными руками его
держал?
Петрушка: Да почему сразу грязными, они были еще чистыми!
Дети и педагог спорят с куклой, доказывают, что на руках и прянике
были микробы. Это от них теперь Петрушка себя плохо чувствует.
Петрушка: Да откуда вы знаете, что там микробы, и вообще у меня чистые
игрушки. Вот сами убедитесь.
Педагог (удивлен и возмущен) : Ты принес прямо в группу к
детям игрушки из песочницы? Ведь их сначала нужно было помыть!
Петрушка (продолжает спорить) : Да они чистые, все вы выдумали про
грязь и какие-то микробы!
Педагог: Придется тебе доказать. Для этого проведем эксперимент.
Возьмем чистый ватный диск, чистую питьевую воду и проведем влажным диском по машинке. Посмотрим – останется ли он таким же беленьким и чистым.
1-2 ребенка протирают колеса машинки ватными дисками и
демонстрируют всем, какими диски стали грязными.
Петрушка: Ой, подумаешь – грязь. Да ведь и краска тоже бывает черной,
темно-синей, но она же не вредная? Откуда вам знать, что здесь прячутся
микробы?
Педагог: Они есть везде и даже тут. Бывают хитренькие такие и хотят с нами поиграть. Но, мы с вами сильные, физкультурой занимаемся и от микробов убежим.
Игра «От микроба убегай»
(4детей надевают шапочки микробов, они по команде ловят других детей и уводят в своё «Больное царство», кого не поймают, тот считается самым ловким.
«Мы злые, злые, злые,
Микробы озорные,
Кто не моет руки,
Не делает зарядку,
Переловим всех мы по порядку!»
Педагог: Раз, два, три, беги!
Послетого, как микробы переловят большее количество детей, дети произносят: «Нам микробы не страшны, с физкультурой мы дружны!»
Затем игра повторяется.
Петрушка: А что же теперь делать? Как с такими бороться!
Дети высказывают свое мнение. Педагог подводит итог.
Педагог: Да, вы правы – микробы боятся воды и мыла. Если вовремя
мыть руки, не забывать ухаживать за своими вещами, игрушками – микробы
нам будут не страшны.
Игра «Доскажи словечко»
Чтоб улыбке быть прекрасной, чистим зубы зубной … (пастой)
Объявили бой бациллам: моем чисто руки … (мылом)
Ей спины моей не жалко – с мылом трет ее … (мочалка)
Мы слегка на пену дуем, моем волосы … (шампунем)
Насухо чтоб обтереться, возьмем в руки … (полотенце)
Чтоб с кожей не было проблем, мы в нее втираем … (крем)
Вы – чистюли-удальцы! А все вместе … (молодцы)
Петрушка: Ребята, да я же чемпион по мытью рук, знаете я их мою
супер-супер быстро!
Педагог: Да разве этим хвастаются? Так быстро ты просто
можешь руки намочить, а вот микробы боятся мыла, поэтому руки надо
тщательно намыливать и хорошенько мыть водой.
Петрушка: Ой, а так я не умею.
Педагог: Не переживай, тебя дети научат.
Один из ребят демонстрирует кукле правильное мытье рук.
Воспитатель проговаривает с детьми правила:
- закатить рукава;
- открыть кран с водой;
- намочить мыло и намылить им руки;
- хорошенько смыть мыльную пену водой;
- закрыть кран и вытереть руки полотенцем.
Петрушка: И что, вы все так умеете?
Педагог: Конечно же, Петрушка. Сейчас ребята тебе все покажут.
Дети вместе с куклой идут в группу в умывальную комнату, моют руки.
После этого Петрушка благодарит малышей и прощается, обещает, что
будет теперь поступать только правильно!