Орлова Екатерина
Семейные ценности — возрождение традиций и духовной культуры в семьях
▼ Скачать + Заказать документы
Семья для ребенка – это источник общественного опыта.
Ценности можно поделить на материальные и духовные. И те и другие могут являться семейными, если защищаются и отстаиваются её членами.
Ценности духовные - это объединяющие идеи. Это то, ради чего семья в принципе существует. Это не просто общая точка зрения на одни и те же вопросы, но и стремление отстаивать эту точку зрения, защищать её.
Публикация «Семейные ценности — возрождение традиций и духовной культуры в семьях» размещена в разделах
Одним из важнейших и значимых понятий духовных семейных ценностей являются семейные традиции.
Семья – это не только отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанные на любви и обеспечивающие продолжение человеческого рода, но и передача накопленного жизненного опыта от поколения к поколению.
Конечно же определяющим условием развития личности ребёнка являются отношения в семье, которые складываются во взаимодействии детей и родителей, отражающиеся в семейном укладе. Мы, родители, воспитываем, а дети воспитываются той семейной жизнью, которая складывается намеренно или ненамеренно. Пример нашего собственного поведения – это самый мощный способ воздействия на ребенка. Все события нашей семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.
Главное
Сохранению и развитию семейных традиций, способствуют праздники. У нас есть традиция вместе отмечать такие праздники как …
Дети должны знать, при каких условиях выросли их бабушки и дедушки, через какие испытания они прошли. Поэтому мы часто посещаем ….
В каждом доме, где по давней традиции бережно хранятся семейные реликвии, талисманы, дети с гордостью рассказывают о дедах и прадедах
.
Многие традиции предыдущих поколений в нашей стране были утеряны в связи с политическим строем. Но традиция всегда возрождается в том случае, когда ряд элементов наделяется ценностным звучанием. Именно это возрождение православной традиции мы наблюдаем сейчас.
Основой духовно-нравственного становления в православной традиции является воспитание в православной семье. Признание семьи как системообразующего элемента и как основного субъекта образовательного пространства делает возможным построение образовательного пространства с учетом традиции, носителем которой является семья. Согласно церковному преданию, семья рассматривается как «малая Церковь».
Православная семья – наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций, более всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. С духовной точки зрения точнее будет сказать: не умножать, а поднимать на новый уровень. Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию.
Издревле традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в жизнь по мере сил и способностей. Девочка перенимала у матери стиль поведения в семье, училась строить взаимоотношения с другими членами семьи, подчиняясь безусловному авторитету мужчины – главе семьи. Врожденный инстинкт материнства развивался благодаря участию в воспитании детей. С раннего детства девочка заботилась о будущей семейной жизни, готовила приданое – пряла, ткала, вышивала. В девушках ценились смирение, доброта, хозяйственность, трудолюбие, здоровье.
Мальчик также с детства осознавал ответственность за семью, включался в трудовую деятельность, входил в сложившуюся систему взаимоотношений. В 7 лет он участвовал в обработке пашни, в 8-9 – убирал хлеб и кормил скот, в 14 – владел косой, серпом, молотом. Достоинствами юноши считались ловкость, сила, трезвость, трудолюбие, ум и смекалка – качества, необходимые для успешного труда.
Таким образом, дети осваивали в семье трудовые обязанности, овладевали практическими умениями, осознавали свои функции во взрослой жизни. Родительская семья служила для них прообразом будущего жизненного устройства.
Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как необходимое условие благополучного взросления. Особенно большое влияние на детей имели отцы. Отец детьми был особенно уважаем, в нем видели источник всего полезного, хорошего. Авторитет отца поддерживала мать.
Итак, семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и культурную традицию.
Духовно-религиозные традиции имеют целью пробудить личность ребенка, сформировать чувства, основанные на традиционных исконных представлениях о добре и зле, основных христианских заповедях. Воспитывают у детей чувства благоговения к святыням, учат бережному отношению к окружающему миру – великому творению.
Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания детей. Ответственность семьи заключается, прежде всего в передаче всего языкового богатства от старших поколений младшим, от родителей – детям.
Культурные традиции представляют собой нравственные законы и принципы человеческих взаимоотношений, выработанные данной культурой.
Для чего нужны традиции? Что дают они ребенку? Во первых - это гордость за свою семью, во вторых - незабываемые впечатления, в - третьих - стабильность в семье.
Семейного счастья, благополучия и всего самого доброго всем семьям!