Бархонова Надежда
Консультация для педагогов «Секреты тестопластики для развитии мелкой моторики рук у старших дошкольников»
Бархонова Надежда Иосифовна
Секреты тестопластики :
по использованию тестопластики в развитии мелкой моторики рук
у воспитанников старшего дошкольного возраста
Иркутск
2023
Бархонова Надежда Иосифовна
Секреты тестопластики :
Методическая разработка
по использованию тестопластики в развитии мелкой моторики рук
у воспитанников старшего дошкольного возраста
Публикация «Консультация для педагогов „Секреты тестопластики для развитии мелкой моторики рук у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Тестопластика. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Для организации более эффективной работы с детьми было решено под-готовить методическую разработку по использованию тестопластики в раз-витии мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного возраста «Секреты тестопластики».
Мы исходили из того, что тестопластика – интересный и увлекательный вид художественно-творческой деятельности, обеспечивающий эффективное развитие творческих способностей детей и мелкой моторики рук. Процесс создания фигурок из соленого теста повышает тактильную чувствительность рук и их мелкую моторику.
Этому способствует тонкое тактильное восприятие фактуры соленого теста как пластического материала, освоение пластики, синхронности, коор-динированности, дифференцированности, точности движений кистями рук и пальцев при использовании различных способов и приемов лепки. Основные приемы тестопластики : разминание, размазывание, скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, сглаживание, скручивание и др. являются базовыми приемами лепки и легко осваиваются дошкольниками. Когда ребе-нок использует эти приемы для создания художественных образов, он произ-водит разные активные движения, при этом мышцы и суставы пальцев полу-чают полезную разнообразную мышечную нагрузку.
Для повышения профессиональной компетентности воспитателей в во-просах развития мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошколь-ного возраста мы включили в методическую разработку полезные консульта-тивные материалы. Из данных материалов можно узнать об особенностях развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста и о тестопластике как виде изобразительной деятельности, а также разобраться почему тестопластика влияет на развитие мелкой моторики рук детей и как правильно организовать занятий по тестопластике с детьми старшего до-школьного возраста.
В практические материалы методической разработки мы включили:
– задачи, которые может решать воспитатель в процессе занятий по те-стопластике с детьми старшей группы. Они могут быть использованы воспи-тателем при планировании занятий с детьми, поэтому конкретизированы как обучающие ( с учетом требованиям к занятиям по изодеятельности: изобрази-тельные, технические, творческие, развивающие и воспитательные;
– технологические карты занятий по тестопластике для детей старшей группы в количестве 10 штук. Данные занятия были разработаны с учетом современных требований и проводились в рамках организованной образова-тельной деятельности по установленной сетке занятий вместо занятий по традиционной лепке.
С целью формирования интереса и мотивации к творческой деятельно-сти нами были продуманы разные варианты творческих заданий, основу ко-торых составляли сюжетно-игровые ситуации:
– на занятии «Мухомор» дети проявляли заботу о заболевших лосятах. Они слепили полянку с мухоморами и оградили её ветками, чтобы никто не собирал и не вытаптывал ядовитые грибы, а лосиха смогла привести к этой поляне лосят и они полечились мухоморами;
– на занятии «Колючий ёжик» сначала нашли по карте хозяина парка ежа и узнали интересные факты из его жизни, послушали сказку «Отчего у ёжика выросли иголки», а затем сами слепили ёжиков, с такими важными и полезными иголками;
– на занятии «Бабушкины пряники» дети слушали стихотворение «Пряничные человечки» (из шведской народной поэзии, а затем лепили пря-ники, так как это делали бабушки в старину, осваивая старинные народные традиции;
– на занятии «Новогодние игрушки» в Мастерской Деда Мороза лепили игрушки для украшения елки в уголке игрушек;
– на занятии «Рыбки – обитатели морских глубин» погрузились в бати-скафе в морские пучины, а затем отражали свои впечатления от подводного путешествия через изготовление плоскостного макета морского дна с разными рыбками;
– на занятии «Котик-мурлыка» лепили фигурки котов для конкурса «Котофей»;
– на занятии «Корзинка с розами» к празднику 8 марта лепили для мам корзинки с розами;
– на занятии «Дедушка Мазай и зайцы» слушали отрывок «Дедушка Мазай и зайцы» и все вместе создавали свою композицию по этому произведению;
– помогали Цветочной Фее изготовить сказочные цветы в виде вол-шебных сувениров, чтобы она смогла подарить их героям разных сказок;
– на занятии «Путешествие в страну Насекомию» мы предложили детям побывать в стране Насекомии и побольше узнать об ее жителях, а затем сде-лать коллективную композицию о жизни насекомых на лугу.
На каждом занятии мы также предусмотрели возможность для проявле-ния детьми самостоятельности, активности при выборе средств передачи вы-разительности образа: формы, композиции, фактуры, цвета, дополнительных деталей.
При апробации с детьми разработанные нами занятия имели положи-тельный результат. Овладение различными приемами тестопластики способ-ствовало повышению интенсивности и эффективности моторного развития ребенка – т. е. развитию координированных движения рук и тонких движений кончиков пальцев, тактильных ощущений; двигательной координации; развитию контроля над мышечными ощущениями. Мы хвалили детей за то, что они проявляют упорство, усидчивость, стремление довести дело до конца, контролируют свои действия, корректируют их, преодолевая трудности.
По результатам проведенной работы, мы пришли к выводу, что занятия по тестопластике предоставляют широкие возможности для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. Они развивают гибкость, ловкость, быстроту, точность движений пальцев, синхронизируют работу обеих рук, т. е. развивают общую ручную умелость.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данной теме:
– разработать новые интересные для детей занятия по тестопластике;
– провести мастер-классы с родителями по обучению технике «тесто-пластика» для создания с детьми лепных изделий в домашних условиях.
Список использованных источников
1. Артемьева, А. В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет [Текст] /А. В. Артемьева. – М. : Сфера, 2017. – 70 с.
2. Бернштейн, Н. А. Современные искания в физиологии нервного про-цесса [Текст] / Под ред. И. М. Фейгенберга, И. Е. Сироткиной. – М. : Смысл, 2018. – 330 с.
3. Бехтерев, В. Н. Общие основы рефлексологии человека [Текст] / В. Н. Бехтерев. – М., 1928.
4. Большев, А. С. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учрежде-ний [Текст] / А. С. Большев, С. М. Вайнерман, Ю. Р. Силкин. – М. : Владос, 2012. – 179 c.
5. Большой психологический словарь [Текст] / Авдеева Н. Н. и др. ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М. : Санкт– Петербург: Прайм–Еврознак, 2009. – 811 с.
6. Венгер, Л. А. Педагогика способностей [Текст] /Л. А. Венгер. – М. : Знание, 1973. – 117 с.
7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст]/ Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 224 с.
8. Гавригина, С. Е. Развиваем руки - чтоб учится писать, и красиво рисо-вать. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / С. Е. Гавриги-на, Н. Л. Кутявина. – М. : Ярославль: Академия развития, 2016. – 95с.
9. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для СПО [Текст] / под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 185 с.
10. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2018. – 368 с.
11. Дудьев, В. П. Психомоторика : словарь–справочник [Текст]/ В. П. Ду-дьев. – М. : Владос, 2008. – 366 с.
12. Казакова, Р. Г. Теория и методика развития детского изобразитель-ного творчества [Текст] / Р. Г. Казакова: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М. ВЛАДОС, 2016. – 274 с.
13. Карпенко, Л. А. Словарь: психология [Текст] / Л. А. Карпенко. – М., 2017. – 386 с.
14. Киселева В. А. Развитие тонкой моторики [Текст]/ В. А. Киселева // Дошкольное воспитание, 2016. – №1. – с. 23-28.
15. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество [Текст] / Т. С. Комарова. – М., 2015. – 156 с.
16. Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятель-ности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова и др. – М. : Просвещение, 1977. – 253 с.
17. Котляр, В. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / В. Котляр. – Киев, 2016. – 112 с.
18. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст] / Е. Е. Кравцо-ва. – М. : Сфера. – 2016. – 180 с.
19. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / К. К. Платонов. – М. : Высш. школа, 1981. – 175 с.
20. Лебедев, С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / С. М. Лебедев, А. С. Большев, Ю. Р. Силкин, Ю. А. Лебедев, Л. В. Филиппова. – М. : ВЛАДОС. – 2017. – 220 с.
21. Лыкова, И. А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности [Текст] / И. А. Лыкова. – М., 2018. – 144 с.
22. Мухина, B.C. Детская психология [Текст] / B.C. Мухина. – М. : ЭКСМО–Пресс, 2016. – 352 с.
23. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев [Текст] / О. А. Новиков-ская. – М. : СПб: Сова, 2006. – 68 с.
24. Парамонова, Л. А. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию в детском саду [Текст] / Л. А. Парамонова. – М. : Просвещение, 2019. – 192 с.
25. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет [Текст] / Е. Плутаева, П. Лосев, Д. Вавилова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 3. – с. 28 - 35.
26. Погодина, С. В. Теория и методика развития детского изобразитель-ного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / С. В. Погодина. – М. : Академия, 2016. – 352 с.
27. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии до-школьников [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – с. 60-64.
28. Психология. Словарь [Текст] / Под ред. А. В. Петровского. – М., 2017. – 564 с.
29. Пчелинцева, Е. В. Теория и методика развития детского изобрази-тельного творчества: Учеб. -метод. пособие [Текст] / Е. В. Пчелинцева. – Ве-ликий Новгород, 2016. – 136 с.
30. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубин-штейн. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
31. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобрази-тельной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток [Текст] / Ю. В. Рузанова. – СПб. : КАРО, 2012. – 188 с.
32. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 2007. – 297 с.
33. Светлова, И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Е. Светлова. – М. : Эксмо, 2006. – 71 с.
34. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобрази-тельному искусству [Текст] / Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Владос, 2001. – 224 с.
35. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в ДОУ [Текст] / Н. М. Сокольникова. – М. : Флинта, 2019. – 453 с.
36. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов [Текст] / Н. М. Сокольникова. – Обнинск, 2014. – 345 с.
37. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / С. В. Погодина. – М. : Академия, 2017. – 352 с.
38. Урунтаева, Г. А. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст]/ Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2016. – 336 с.
39. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала лич-ности [Текст] / Е. Л. Яковлева. – М. : Флинта, 2017. – 224 с.